Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции
См. Методические рекомендации по укреплению обочин земляного полотна с применением стабилизаторов грунтов, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-457-р и введеные в действие с 1 июня 2003 г.
6.64. Типы укрепления откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать условиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию. При назначении вида укрепления следует разрабатывать варианты и учитывать условия и время производства работ по сооружению земляного полотна и его укреплению.
Подтопляемые откосы насыпей следует защищать от волнового воздействия соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укреплений допускается применять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса следует определять расчетом в зависимости от гидрологических и климатических условий и вида грунта насыпи. Ориентировочно крутизну пляжного откоса допускается принимать по табл.26.
6.65. При технико-экономическом обосновании для укрепления откосов допускается использовать геотекстильные материалы. Геотекстильные прослойки при укреплении откосов выполняют роль покрытия, защищающего откос от эрозии, улучшающего развитие травяного покрова и армирующего дернину, ограждения, ограничивающего деформации грунта в поверхностной зоне откоса, обратного фильтра в креплениях подтопленных откосов сборными элементами или каменной наброской.
На геотекстильном полотне, выходящем на поверхность, необходимо устраивать защитное покрытие путем обработки органическим вяжущим (битумной эмульсией) с расходом 0,5-1,0 кг/м2. При необходимости существенного повышения жесткости и уменьшения водопроницаемости геотекстильного покрытия в креплениях водоотводных сооружений необходимо предусматривать двух-, трехразовую обработку геотекстильного полотна вяжущим с посыпкой песком.
6.66. Защитные и удерживающие сооружения, применяемые при возведении земляного полотна, следует проектировать индивидуально на основе специальных нормативных документов. При этом необходимо учитывать условия их строительства и эксплуатации.
Дорожные одежды
См. ВСН 49-86 "Указания по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов", утвержденные Минавтодором РСФСР 2 апреля 1986 г.
7.1. Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции всей дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укрепления обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д.
7.2. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
7.3. Дорожные одежды могут состоять из одного или нескольких слоев. При наличии нескольких слоев дорожные одежды состоят из покрытия, основания и дополнительных слоев основания - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и др., (см. справочное приложение 7).
По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды следует подразделять на одежды с жесткими покрытиями и слоями основания (условно далее - жесткие дорожные одежды) и на одежды с нежесткими покрытиями и слоями основания (нежесткие дородные одежды).
7.4. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения приведены в табл.27.
7.5. Общая толщина дорожной одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость всей конструкции.
Таблица 26
─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────
Грунт откоса │Крутизна откоса при высоте волны без набега, м
├───────┬───────┬──────┬───────┬───────┬────────
│ 0,1 │ 0,2 │ 0,3 │ 0,4 │ 0,5 │ 0,6
─────────────────────────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼────────
Песок мелкий │ 1:5 │1:7,5 │1:10 │ 1:15 │ 1:20 │ 1:25
Супесь легкая │ 1:4 │1:7 │1:10 │ 1:15 │ 1:20 │ 1:20
Суглинок, глина │ 1:3 │1:5 │1:7,5 │ 1:10 │ 1:15 │ 1:15
─────────────────────────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴────────
Таблица 27
─────────────────┬──────────────────┬──────────────────┬─────────────────
Типы дорожных │ Основные виды │ Категории │Применяются в со-
одежд │ покрытий │ дорог │ответствии с пун-
│ │ │ ктом
─────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────────
Капитальные │Цементобетонные │I-IV │7.8; 7.16; 7.33
│монолитные │ │
│Железобетонные или│I-IV │7.10; 7.13
│армобетонные сбор-│ │
│ные │ │
│Асфальтобетонные │I-IV │7.34
─────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────────
Облегченные │Асфальтобетонные │III, IV и на пер-│7.34
│ │вой стадии двухс-│
│Дегтебетонные │тадийного строи-│7.34
│ │тельства дорог II│
│ │категории │
│Из щебня, гравия и│IV и V │7.34; 7.36
│песка, обработан-│ │
│ных вяжущими │ │
─────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────────
Переходные │Щебеночные и гра-│IV, V и на первой│7.46; 7.47
│вийные; из грунтов│стадии двухстадий-│
│и местных малоп-│ного строительства│
│рочных каменных│дорог III катего-│7.37-7.39; 7.41
│материалов, обра-│рии │
│ботанных вяжущими │ │
─────────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────────
Низшие │Из грунтов, укреп-│V и на первой ста-│7.39; 7.41
│ленных или улуч-│дии двухстадийного│
│шенных добавками │строительства до-│
│ │рог IV категории │
│ │ │
│ │ │
─────────────────┴──────────────────┴──────────────────┴─────────────────
7.6. При расчете дорожных одежд на прочность следует учитывать перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее загруженную полосу проезжей части.
К расчетным следует приводить только более легкие нагрузки. Приведение к расчетным более тяжелых нагрузок допускается для дорог IV категории при условии, что приводимая нагрузка превышает расчетную не более чем на 20% и количество транспортных средств с такими нагрузками в составе грузового и автобусного потоков не более 5%. В противном случае за расчетную следует принимать более тяжелую нагрузку или предусматривать регулирование ее пропуска в неблагоприятные периоды года.
Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.