В охранных зонах строительство и реконструкция производятся на основе письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети
При пересечении дороги с линиями высоковольтной электропередачи расстояние от опоры проводов до бровки дороги должно быть равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее 25 м*(51).
Переходно-скоростные полосы
5.22. Переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более.
На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения.
Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона допускается не устраивать).
У постов ГАИ и контрольно-диспетчерских пунктов в соответствии с п.4.5 следует предусматривать остановочные полосы длиной по нормам для полос разгона и торможения.
5.23. Длину переходно-скоростных полос следует принимать по табл.18.
Таблица 18
───────────┬───────────────────┬───────────────────────┬─────────────────
│ Продольный │ Длина полос полной │ Длина отгона
Категории│ уклон, °/оо, на │ ширины, м, для │ полос разгона и
дорог ├─────────┬─────────┼──────────┬────────────┤ торможения, м
│ спуске │ подъеме │ разгона │ торможения │
───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────────┼─────────────────
I-б и II │ 40 │ - │ 140 │ 11О │ 80
│ 20 │ - │ 160 │ 105 │ 80
│ 0 │ 0 │ 180 │ 100 │ 80
│ - │ 20 │ 200 │ 95 │ 80
│ - │ 40 │ 230 │ 90 │ 80
───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────────┼─────────────────
III │ 40 │ - │ 110 │ 85 │ 60
│ 20 │ - │ 120 │ 80 │ 60
│ 0 │ 0 │ 130 │ 75 │ 60
│ - │ 20 │ 150 │ 70 │ 60
│ - │ 40 │ 170 │ 65 │ 60
───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼────────────┼─────────────────
IV │ 40 │ - │ 30 │ 50 │ 30
│ 20 │ - │ 35 │ 45 │ 30
│ 0 │ 0 │ 40 │ 40 │ 30
│ - │ 20 │ 45 │ 35 │ 30
│ - │ 40 │ 50 │ 30 │ 30
Примечание. При сопряжении переходно-скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно-скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах, но не менее чем до 50 м для дорог I-б и II категорий и до 30 м для дорог III категории.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Отгон полос торможения следует начинать с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно-скоростной полосы.
5.24. Переходно-скоростные полосы для левоповоротных съездов дорог I и II категорий транспортных развязок типа "клеверный лист" следует проектировать в виде единых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.
На близком к горизонтальному и прямом в плане участке автомобильных дорог I-а категории длину полос торможения следует определять по табл.19.
Таблица 19
──────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────
│ Наименьшая длина элемента полос
│ торможения, м, в зависимости от
Элементы полос │ расчетной скорости, км/ч
торможения ├──────────────┬───────────────┬───────────────
│ 150 │ 120 │ 80
──────────────────────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────
Полоса отгона │ 120 │ 120 │ 100
Полоса полной ширины │ │ │
при расчетной скорости на │ │ │
съезде, км/ч, не менее: │ │ │
80 │ 150 │ 40 │ 0
60 │ 230 │ 120 │ 0
40 │ 280 │ 170 │ 50
Примечание. В случае расположения полос торможения на кривых в плане или на участках с продольными уклонами длину полосы торможений полной ширины следует устанавливать расчетом.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
5.25. Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине основных полос проезжей части.
Укрепленные полосы на обочинах, прилегающих к переходно-скоростным полосам, следует выполнять в соответствии с табл.4.
5.26. Переходно-скоростные полосы в зоне пересечений и примыканий перед сопрягающими кривыми и в местах автобусных остановок на дорогах I-III категорий за пределами остановочных площадок на длине 20 м следует отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,5 м - для дорог III категории. Эти разделительные полосы следует предусматривать в одном уровне с прилегающими полосами движения и выделять разметкой.
Полосы торможения для левых поворотов на пересечениях и примыканиях в одном уровне дорог II и III категорий рекомендуется предусматривать с устройством направляющих островков, располагаемых в одном уровне с прилегающими полосами и выделяемых разметкой.
Земляное полотно
Распоряжением Минтранса РФ от 3 декабря 2003 г. N ОС-1067-р к настоящим СНиП введено в действие с 1 января 2004 г. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах
См. ВСН 49-86 "Указания по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов", утвержденные Минавтодором РСФСР 2 апреля 1986 г.
6.1. Земляное полотно следует проектировать с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.
6.2. Земляное полотно включает следующие элементы:
верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой);
тело насыпи (с откосными частями);
основание насыпи (см. справочное приложение 3);
основание выемки;
откосные части выемки;
устройства для поверхностного водоотвода;
устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж);
поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т. п.).
6.3. Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с табл.20 и обязательным приложением 1.
Таблица 20
──────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────
Дорожно- │ Примерные географические границы и
климатические │ краткая характеристика дорожно-кли-
зоны │ матических зон
──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
I │ Севернее линии Мончегорск-Поной-Несь-Ошкурья-
│ Сухая-Тунгуска-Канск-госграница-Биро-биджан-
│ Де-Кастри. Включает географические зоны тундры,
│ лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны
│ с распространением вечномерзлых грунтов
──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
II │ От границы I зоны до линии Львов-Житомир-Тула-
│ Горький-Устинов-Кыштым-Томск-Канск до госграни-
│ цы. Включает географическую зону лесов с избы-
│ точным увлажнением грунтов
──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
III │ От границы II зоны до линии Кишинев-Кировоград
│ -Белгород-Куйбышев-Магнитогорск-Омск-Бийск-Ту-
│ ран. Включает лесостепную географическую зону
│ со значительным увлажнением грунтов в отдельные
│ годы
──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
IV │ От границы III зоны до линии Джульфа-Степана-
│ керт-Буйнакск-Кизляр-Волгоград, далее проходит
│ южнее на 200 км от линии Уральск-Актюбинск-
│ Караганда и до северного побережья озера
│ Балхаш. Включает географическую степную зону с
│ недостаточным увлажнением грунтов
──────────────────────┼──────────────────────────────────────────────────
V │ Расположена к юго-западу и югу от границы IV
│ зоны. Включает пустынную и пустынно-степную
│ географические зоны с засушливым климатом и
│ распространением засоленных грунтов
Примечания:
1. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.
2. При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данными о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.
3. В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Особенности инженерно-геологических условий участка следует определять типом местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока ( табл.1 обязательного приложения 2), свойствами и условиями залегания грунтов в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, геологическими, гидрологическими и мерзлотными условиями и процессами, включая воздействие техногенных факторов (с учетом освоенности территории), геоморфологическими особенностями (рельефом) и др.
По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают три типа местности:
1-й - сухие участки;
2-й - сырые участки с избыточным увлажнением в отдельные периоды года;
3-й - мокрые участки с постоянным избыточным увлажнением.
6.4. При проектировании земляного полотна следует применять типовые или индивидуальные решения, в том числе типовые решения с индивидуальной привязкой. Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять при соответствующих обоснованиях:
для насыпей с высотой откоса более 12 м;
для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;
для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях (см. п.6.24);
при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;
при возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем воды менее указанного в п.6.10;
при применении прослоек из геотекстильных материалов;
при применении специальных прослоек (теплоизолирующих, гидроизолирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, армирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также специальных поперечных профилей;
при сооружении насыпей на просадочных грунтах;
для выемок с высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;
для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;
для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании, водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;
для выемок с высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;
для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития оползневых явлений, оврагов, карста, обвалов, осыпей, седей, снежных лавин, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;
при возведении земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;
при проектировании периодически затопляемых дорог при пересечении водотоков;
при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.
Индивидуально необходимо также проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.
Грунты
6.5. Грунты, используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию, просадочности и степени цементации льдом должны подразделяться в соответствии с ГОСТ 25100-82. Разновидности грунтов по характеру и степени засоления приведены в табл.3 обязательного приложения 2.
Взамен ГОСТ 25100-82 постановлением Минстроя РФ от 20 февраля 1996 г. N 18-10 с 1 июля 1996 г. введен в действие ГОСТ 25100-95
Грунты для верхней части земляного полотна следует дополнительно подразделять по составу (глинистые грунты), набухаемости, относительной просадочности и склонности к морозному пучению, а также по льдистости и просадочности при оттаивании - в соответствии с табл.2, 4 - 10 обязательного приложения 2.
Грунты для сооружения насыпей и рабочего слоя подразделяются по степени увлажнения в соответствии с табл.11 обязательного приложения 2. При этом к грунтам с допустимой влажностью следует относить грунты, влажность которых соответствует требованиям табл.12 обязательного приложения 2.
6.6. К особым грунтам следует относить: торфяные и заторфованные; сапропели; илы; иольдиевые глины; лессы; аргиллиты и алевролиты; мергели, глинистые мергели и мергелистые глины; трепел; тальковые и пирофиллитовые; дочетвертичные глинистые грунты, глинистые сланцы и сланцевые глины; черноземы; пески барханные; техногенные грунты (отходы промышленности).
6.7. К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции свыше 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.
6.8. К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.
6.9. Пески со степенью неоднородности (по ГОСТ 25100-82) менее 3, а также мелкие пески с содержанием по массе не менее 90% частиц размером 0,10-0,25 мм следует относить к однородным.