Миф третий: пластмассу не ремонтируют
Легенды и мифы современной кузовщины.
Практически забыт повальный дефицит запасных частей, модельный ряд автомобилей расширился, появились новые инструменты и материалы. В тоже время следует признать, что в этой достаточно закрытой отрасли существовали и существуют некие якобы общепризнанные правила, своего рода мифы, о некоторых из которых мы и попытаемся поговорить. При этом надо понимать, что в рамках журнальной статьи обсуждать можно только общие тенденции, признавая, что утверждения могут не отражать практику той или иной ремонтной организации или даже целого региона.
Миф первый: у дилера всегда лучше
Давайте попытаемся разобраться в отношениях дилер - кузовной ремонт. Для начала определимся, кто же такой дилер. Согласно словарю: «от англ. dealer - предприниматель, торгующий в розницу продукцией, которую он закупил оптом. Как правило, является агентом крупной промышленной корпорации и входит в ее дилерскую сеть». То есть задача автомобильного дилера - предпродажная подготовка, продажа и сервисное обслуживание автомобиля в период гарантийного срока. Большинство иностранных дилеров этими функциями и ограничиваются. Кузовным ремонтом там занимаются ремонтные организации, специализирующиеся именно на нем и с производителем автомобиля напрямую не связанные. У нас же всегда свой путь и своя история. В период бурного роста продаж иномарок дилерская сеть была в короткие сроки сформирована за счет привлечения ремонтных организаций, которые, став дилерами, не оставили своего прежнего бизнеса
Поэтому давайте повторим еще раз: дилерство и кузовной ремонт напрямую не связаны. Повсеместно распространяемое дилерами утверждение «не приедешь после аварии ремонтироваться к нам - потеряешь гарантию» - не более чем игры от лукавого. Воспользоваться гарантией на большую часть агрегатов и деталей после механического воздействия на них практически никогда не удается. Никаких требований к инструментальному обеспечению по кузовному ремонту, качеству выполнения кузовных работ и прочим вопросам в этом направлении производитель не регламентирует.
К этому вопросу примыкает и вопрос оригинальных запасных частей. Следует учесть, что законодательного или нормативного определения термина «оригинальный - неоригинальный» в отношении запасных частей не существует. Имеется ряд судебных решений в судах многих стран, где четко прописано, что требование использовать при ремонте в период гарантийного срока только запасные части, поставляемые производителем транспортного средства, является незаконным с точки зрения ограничения конкуренции. Другое дело, что у нас практически отсутствует система сертификации запасных частей и рынок наводнен подделками, поэтому приобретение деталей через дилерскую сеть значительно снижает риски откровенного брака или контрафакта.
Вывод такой: никаких особых преимуществ в области проведения послеаварийного кузовного ремонта дилер не имеет и иметь не может.
Из вопросов участия дилеров в кузовном ремонте во многом вытекает следующий миф.
Миф второй: менять всегда проще и надежнее
Следует признать, что избавившись от дефицита запасных частей, мы во многом утратили профессиональное мастерство автомобильных жестянщиков, число настоящих профессионалов, способных возродить деталь из ничего, сократилось в разы. Желание владельца автомобиля, плохо знающего устройство современного кузова, не ремонтировать, а заменить поврежденную деталь, понятно. Желание мастера, не «заморачиваясь» со сложным ремонтом, порой требующим помимо навыков еще и специального инструмента, получить не только вознаграждение за свой труд, но и некоторую «накрутку» к цене детали, тоже понятно. Вот только владелец, поразмыслив над тем, какой длины сварное соединение, выполненное и защищенное не в заводских условиях, он получит при замене и насколько и как эта длина соотносится с порой незначительной площадью, подлежащей рихтовке, должен трижды подумать.
Ведь если мы в повседневной жизни сталкиваемся с фактами, когда за наши деньги врачи находят и «успешно лечат» не самыми эффективными, но зато самыми дорогими лекарствами болезни, на самом деле у нас отсутствующие, то где гарантия, что по этому же пути не пойдет авторемонтник? Teм более, что искать болезнь ему не надо, надо просто предложить наиболее прибыльный вариант. Рекомендация может быть только одна: прежде чем соглашаться на вариант ремонта, посоветоваться со сторонним профессионалом.
Миф третий: пластмассу не ремонтируют
Этот тезис достаточно глубоко сидит в сознании не только ремонтников, но и вообще большинства людей, сталкивающихся с авторемонтом. При этом основными аргументами являются, во-первых, изменение свойств пластмассовых элементов, часть из которых является элементами, влияющими на безопасность, во-вторых, невозможность дать гарантию. Следует отметить, что большинство производителей транспортных средств не только допускают ремонт пластмассовых деталей на своих автомобилях, но и регламентируют параметры повреждений, при которых такой ремонт возможен, и указывают методы и материалы, применяемые при ремонте. К вопросу об обеспечении безопасности можно добавить, что в нашей стране оформлено несколько патентов на ремонт пластмассовых силовых конструкций, разработаны соответствующие методы, проводятся обучающие семинары.