Бульдозер-рыхлитель ДЗ-141ХЛ
/ — толкающий брус; 2 — отвал; 3 — поперечная штанга; 4 — раскос; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала; 6 — тракторр Т-500; 7 — опорный кронштейн; 8 — гидроцилиндр регулировки угла; 9 — рабочая балка; 10 — буфер; // — зуб; 12 — гидроцилиндр подъема-опускания рыхлителя; 13— нижняя тяга
регулировки угла унифицированы и имеют диаметр поршня 220 мм и ход штока 500 мм (рис. 11.18).
Бульдозер-рыхлитель ДЗ-141ХЛ смонтирован на базе трактора Т-500. Трактор с передним расположением двигателя и задним расположением кабины имеет дизель с жидкостным охлаждением, газотурбинным надду-
вом, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и электростар-терной системой пуска из кабины водителя; трансмиссия — гидромеханическая с использованием ряда отработанных и усиленных узлов Т-330 (рис. 11.19). Коробка перемены передач выполнена с разделением потока мощности по бортам, вальная, трех-
ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. Предусмотрена модификация трактора Т-35.01, отличающаяся планетарной коробкой передач трансмиссии вместо вальной на Т-500. Максимальное тяговое усилие на «стоп-режиме»— 735 кН.
Бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом полусферической формы, гидроперекосом и механизмом компенсации в виде поперечной штанги выполнено аналогично бульдозерному оборудованию на тракторе Т-25.01 с полусферическим отвалом. Ножи унифицированы с оборудованием трактора Т-330.
Рыхлительне оборудование четы-рехзвснцого вида с регулируемым углом рыхления и одним жестко закрепленным зубом по конструкции аналогично ДП-34-1УХЛ на тракторе Т-25.01. Гидроцилиндры подъема-опускания и регулировки угла рыхления унифицированы и имеют внутренний диаметр 200 мм и ход штока 560 мм. Механизм перестановки зуба выполнен в виде гидроцилиндра, шарнирно закрепленного на поперечной опоре балки и расположенного в отверстии балки соосно пальцу крепления стойки. Соединение штока гидроцилиндра и пальца — одношарнир-ное без промежуточных звеньев и коромысел.
Привод гидроцилиндров навесного оборудования осуществляется от раздельно агрегатной гидросистемы базового трактора, содержащей три шестеренных насоса НШ250-3, НИИ00-3 и НШ10-3. Система управления выполнена аналогично трактору Т-25.01.
Бульдозер с рыхлителем тягового класса 75 имеет бульдозерное оборудование ДЗ-159УХЛ и рыхлительное оборудование ДП-35УХЛ, смонтированное на базе трактора Т-800. Он предназначен для разработки особо тяжелых мерзлых и разборно-скальных грунтов при выполнении больших объемов земляных работ в различных отраслях народного хозяйства (рис. 11.20).
Конструктивные особенности трактора Т-800: переднее расположение двигателя, имеющего жидкостное охлаждение, газотурбинный наддув и промежуточное охлаждение наддувного воздуха, электростартерная система пуска из кабины водителя; гидромеханическая трансмиссия с переключением на ходу передач переднего и заднего хода, в том числе и реверс; коробка перемены передач с разделением мощности на два потока, обеспечивающая также поворот трактора; упругая подвеска ходовой системы с индивидуальным подрессори-ванием опорных катков торсионами круглого сечения; шарниры гусениц закрытого типа, катки и направляющие колеса приспособленные под смазку на весь срок службы; защитное устройство для предохранения ходовой части от забивания грунтом и механических повреждений. Для работы в условиях Крайнего Севера двигатель трактора оборудован пусковым устройством, обеспечивающим подготовку двигателя к работе и быстрый запуск в условиях низких температур воздуха.
Остов трактора рамный оборудован силовым капотом, имеющим соединения с поперечной штангой механизма компенсации бульдозера; бульдозерное оборудование ДЗ-159УХЛ с неповоротным полусферическим отвалом с гидроперекосом и механизмом компенсации в виде поперечной штанги аналогично
дз-шхл.
Рыхлптелыюс оборудование
ДП-35УХЛ четырехзвенного типа с регулируемым углом рыхления по конструкции также аналогично оборудованию ДЗ-141ХЛ. Отличительные особенности: увеличенная максимальная глубина рыхления 1800 мм, стойка зуба имеет пять отверстий регулировки вылета зуба с тагом 300 мм, гидроцилиндры подъема-опускания и регулировки угла рыхления диаметром 320 мм и ходом штока 710 мм унифицированы, интервал
11.20. Бульдозер-рыхлитель на базе трактора Т-800
/ — бульдозерное оборудование; 2 — трактор Т-800; 3.5 — верхние и нижние проушины крепления
рыхлительного оборудования к трактору; 4 — рыхлительное оборудование
диапазона регулировю угла рыхления 25°.
Стойка зуба выполнена из толстолистового проката высокопрочной стали типа ЗОХЗНМЗФУ.
Для навески рыхлительного оборудования на заднем мосту базового трактора предусмотрены проушины: в верхней части — для крепления двух пар гидроцилиндров, в нижней — для нижней тяги.
Привод гидроцилиндров навесного оборудования осуществляется от раздельно агрегатной гидросистемы базового трактора, реализующей подачу рабочей жидкости основной (600... ...660 дм3/мин) и вспомогательной системы (180...200 дм3/мин). Управление рабочим оборудованием осуществляется одним рычагом с переходом посредством электрического переключателя на заднее или переднее оборудование. Максимальное давление в гидросистеме привода рабочих агрегатов 21 МПа. Привод механизма изменения вылета рыхлителя осуществляется от гидросистемы с подачей насоса 25 дм3/мин и давлением 4 МПа.
Основными производителями буль-к*
дозеров и рыхлителей за рубежом являются фирмы «Катерпиллер» (США) и «Комацу» (Япония). Этими фирмами освоен выпуск широкой гаммы бульдозерного и рыхлительного оборудования к гусеничным промышленным тракторам общего назначения мощностью от 29,5 до 575 кВт.
В зависимости от типоразмера базового трактора и назначения по виду выполняемых работ преимущественное распространение получили бульдозеры: на базе тракторов мощностью до 100 кВт с универсальным оборудованием, имеющие дистанционное управление заглублением, перекосом и поворотом отвала; 100...200 кВт — с оборудованием, имеющим прямой поворотный или неповоротный отвал; свыше 200 кВт — с полусферическим неповоротным отвалом и механизмом дистанционного управления перекосом, обеспечивающие высокие удельные нагрузки и хорошие планирующие способности отвала.
Практически все ведущие фирмы на базе тракторов мощностью свыше 250...300 кВт наряду с полусферическими отвалами могут поставлять за-