Каналоочиститель МР-15
/ — планирующее звено; 2 — рабочее оборудование; 3 — механизм подъема; 4 — пилон; 5 — кабина; 6 — привод рабочей цепи; 7,9 — телескопическая и основная рамы; 8, 10 — вспомогательная и основная гусеницы
как с одной стоянки экскаватор разрабатывает больший массив грунта.
Экскаватор ЭМ-251 (рис. 10.26) -самоходный, на рельсовом ходу с многоковшовым цепным рабочим органом 4 и отвальным канвейером 9. Привод 8 ковшовой цепи 3 расположен на верхней раме экскаватора, а привод // передвижения — на нижней. Противовес 10 позволяет увеличить вылет рабочего органа и выровнять нагрузки на рельсовый путь.
Привод всех механизмов (рис. 10.27) — многомоторный электрический. Приводные звездочки вала 12 рабочей цепи получают вращение от электродвигателя 10 через трехступенчатый редуктор 13. Подъем и опускание рабочего органа и планирующего звена осуществляются полиспастами 7 и 4 при навивке каната на барабаны, которые приводятся от электродвигателей 5 и / через червячные редукторы. Привод хода и кабельного барабана — от электродви-
гателя 14 через трехступенчатый комбинированный редуктор 17, привод конвейера — от электродвигателей 18 через планетарные редукторы 19, встроенные в приводной барабан 20.
Мелиоративные экскаваторы (канал оочистител и) очищают каналы мелкой и средней осушительной и оросительной сетей, у которых одна из берм свободна от древонасаждений, строений и др.
Каналоочиститель МР-15 (рис. 10.28) имеет бесступенчатое регулирование рабочих скоростей, легко перестраивается с одной схемы работ на другую. Привод всех механизмов—гидравлический. Силовая установка, насосная станция, кабина машиниста 5 и пилон 4 для навески рабочего органа 2 установлены на раме 9, к которой крепится главная (основная) гусеница 10. Вспомогательная гусеница 8 связана с основной раздвижкой телескопической рамой 7 и телескопическим валом.
В транспортном положении рабочий орган устанавливают вдоль машины (над вспомогательной гусеницей) , что позволяет транспортировать каналоочиститель на трейлере и по железной дороге без разборки. Благодаря телескопической раздвижной раме машина может при работе перемещаться с раздвинутыми гусеницами и рабочим органом, размещенным между ними {седлающая схема работы), или с сомкнутыми гусеницами и рабочим органом, размещенным сбоку гусеничного хода (береговая схема работы).
Привод всех механизмов — гидравлический. Насосная станция приводится от дизеля через муфту сцепления и зубчатую муфту. Все насосы крепятся на редукторе, составляя с ним единый блок, устанавливаемый на раме машины.
Гидросистема каналоочистителя МР-15 состоит из привода ковшовой цепи и метателя, привода хода и управления машиной. Ковшовая цепь и метатель приводятся гидромоторами от насоса через гидрораспределитель. Давление в приводе ограничивают предохранительным клапаном. Трехпозиционный гидрораспределитель обеспечивает реверс ковшовой цепи и ее остановку, регулятор потока позволяет бесступенчато изменять частоту вращения гидромотора метателя. Рабочее продвижение осуществляется гидромотором от насоса регулируемой подачи.
Роторные траншейные экскаваторы, предназначенные для рытья в грунтах 1...1У категорий траншей под инженерные коммуникации (газопроводы, нефтепроводы, водопроводы, кабели связи и др.), могут использоваться при выемке грунта под протяженные ленточные фундаменты, при оконтуривании котлованов и выемок. Экскаваторы ЭТР-204А и ЭТР-223А могут разрабатывать грунты с промерзанием на глубину до 1 м; ЭТР-224А —до 1,2;ЭТР-134 —до 1,3; ЭТР-253 —до 2,5; ЭТР-254 — до 2,4 м.
Экскаватор ЭТР-134 (рис. 10.29) отрывает узкие траншеи прямоугольного профиля. Одновременно с от-рытием траншеи он может буксировать кабелеукладчик. Состоит из базового тягача /, рабочего оборудования в виде ротора //и зачист-ного устройства 10, установленных на общей раме 9. Рама соединена с базовой машиной через основную раму 5. В транспортное положение рабочее оборудование переводится с помощью механизма подъема 3.
В трансмиссию экскаватора (рис. 10.30) входят: раздаточный редуктор 3, являющийся одновременно насосной станцией (насосы 2, 4, 5) и приводным механизмом рабочего хода (гидромотор 14)', редуктор // привода ротора, а также элементы трансмиссии трактора (коробка передач 8, задний мост 9 и бортовые редукторы 10).
При транспортном передвижении гусеничные цепи 7 приводятся от двигателя / через раздаточный редуктор 3, карданный вал 6, коробку передач 8, задний мост 9 трактора и бортовые редукторы 10.
Движение на рабочих скоростях обеспечивается гидромеханическим ходоуменьшителем. Ротор 12 приводится от высокомоментного гидромотора 13 через редуктор //.
Экскаваторы ЭТР-204А; ЭТР-223А; ЭТР-224А унифицированы. С помощью этих экскаваторов в грунтах по III категорию включительно отрывают прямоугольные траншеи (в устойчивых грунтах) или траншеи с откосами (в оплывающих и обрушающих-ся грунтах), в грунтах IV категории, а также в мерзлых — только прямоугольные траншеи.
Экскаватор ЭТР-204А (рис. 10.31) состоит из тягача, ротора 10, конвейера 7, зачистного устройства 9, смонтированных на раме 8. При пере-рсводе рабочего оборудования из рабочего положения в транспортное передняя часть рамы 8 поднимается механизмом 3, а задняя — механизмом 2.
Экскаватор ЭТР-134
/ — тягач; 2 — раздаточный редуктор; 3 — механизм подъема рабочего оборудования; 4 — калориферы; 5 — основная рама; 6 — штанга; 7 — гидромотор привода ротора; 8 — редуктор привода ротора; 9 — рама рабочего оборудования; 10 — зачистное устройство; // — ротор; 12 — зуб; 13 — опора ротора
ю |
I И\ I ' I | \1\ \ II II | | I П1 1 1 I || I | ' >'. I ' | > I |' | I |
•13 |
10.30. Кинематическаясхема экскаватора ЭТР-134
/—-двигатель; 2, 4, 5—насосы; 3, 10, // — редукторы раздаточный, бортовой, привода ротора; 6 — карданный вал; 7 — гусеничная цепь; 8 — коробка передач; 9 — задний мост; 12 — ротор; 13, 14 — гидромоторы
Экскаватор ЭТР-204А
/ — тягач; 2,3 — механизмы подъема задней и передней частей рабочего оборудования; 4,8— рамы; 5 — шарнирная цепная передача; 6 — привод конвейера; 7 — конвейер; 9 — зачистное устройство; 10—ротор; // — гусеничнаятележка