Показатели воздушного транспорта
На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассматриваются следующие показатели работы.
Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-километров на предельные пассажиро-километры (кресло-километры) :
Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения V определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом т
V= L/ т
Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт ; ожидания в аэропорту отправления; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах; ожидания в аэропорту назначения; транспортировки из аэропорта в населенный пункт.
Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3-3,5 ч.
Налет часов Zat на списочный самолет и вертолет — показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации.
Средний налет часов W4 на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка Y.W4 на среднесписочный парк самолетов и вертолетов £лспис:
W4 = 1И</1лспис.
Коммерческая загрузка самолета (вертолета) ан определяется делением общей работы в приведенных тонно-километрах на число километров (налет) выполненных самолетами или вертолетами данного типа.
Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов — показатель, характеризующий использование их нормативной коммерческой грузоподъемности. Определяется делением приведенных тонно-километров на предельный объем приведенных тонно-километров,
где под предельным объемом приведенных тонно-километров понимают сумму предельного пассажирооборота (сумма произведений числа кресел на пройденные расстояния) и предельного грузооборота (возможный предельный грузооборот при полном использовании нормативной коммерческой грузоподъемности самолетов).
Техническая дальность полета LrcxH — наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.
Практическая дальность полета LnpaKT — расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета.
Крейсерская скорость vKp — расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.
Рейсовая скорость vp — среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.
Коммерческая скорость vKOM — расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.
Производительность самолета и вертолета П — объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч. Определяется делением приведенных тонно-километров tQ/np на