Судоподъёмник в поселке Нидерфинов
Судоподъемник на канале Одер- Гавель. Построен в 1934 году, напор 37,2 м, камера 85×12×2,5 м, вес камеры с водой 4200 тонн. Время подъема камеры – около 5 минут.
Судоподъёмник в поселке Нидерфинов |
Судоподъёмник в поселке Нидерфинов
Старый судоподъёмник в Хенрихенбурге, открытка 1900 года |
Двойной судоподъёмник Шарнебек, построен в 1974 году. Напор (высота подъема судов) – 38 м
Судоподъёмник Шарнебек | |
Вертикальный поплавковый судоподъемник Ротензее |
КАНАДА
В Канаде судоподъемники расположены на каналах Трент-Северн в провинции Онтарио:
· Киркфилдский подъёмный шлюз (англ. Kirkfield Lift Lock);
· Подъёмный шлюз в Питерборо (англ. Peterborough Lift Lock);
· Сухопутный эллинг в Биг Шут (англ. Big Chute Marine Railway);
· Сухопутный эллинг в Свифт Рапидс (англ. Swift Rapids Marine Railway).
Парный вертикальный судоподъёмник в Питерборо
Судоподъемник в Питерборо
Железнодорожный судоподъемник в провинции Онтарио, Канада |
КИТАЙ
· Судоподъёмник водохранилища Даньцзянкоу (Danjiangkou) в провинции Хубэй, способный поднимать суда водоизмещением до 450 тонн;
· Судоподъёмник ГЭС Geheyan в провинции Хубэй, способный поднимать суда водоизмещением до 300 тонн. Плотина запущена в эксплуатацию в 1994 году, однако из-за технических проблем судоподъёмник начал работать лишь спустя четыре года;
· Судоподъёмник водохранилища Луньтань (Longtan);
· Судоподъёмник Янтань (Yantan);
· Судоподъёмник гидроузла «Три ущелья», построен в 2010 году.
Общий вид гидроузла «Три ущелья» (модель)
Модель плотины гидроузла «Три ущелья» (справа судоподъемник) |
НИДЕРЛАНДЫ
Судоподъёмник в Брукерхафене (нидерл. Broekerhaven Overhaal).
ПОЛЬША
Острудско-эльблонгский канал – (польск. Kanał Elbląski, нем. Oberländischer Kanal) канал около польского города Эльблонг, соединяет Мазурские озера с Вислинским заливом Балтийского моря.
Самое необычное место канала, принесшее ему известность – небольшой участок (9,6 км) со значительным перепадом высот (более ста метров). На этом участке выстроена система из пяти судоподъёмников (по-польски – похильни), которые перевозят суда посуху. Польское слово «pochylnia» можно приблизительно перевести как «наклонка». Суда поднимаются и опускаются на тележках. Тележки движутся по рельсам, которые начинаются на дне нижнего канала, выходят на земляной склон, и заканчиваются на дне верхнего канала. Судно, идущее наверх, останавливается над тележкой, которая ждет его под водой, и прикрепляется к тележке. Затем с помощью стального троса тележка вытягивается из воды и вместе с судном, лежащим на ней, поднимается в гору (навстречу ей едет тележка с судном, спускающимся вниз), и наверху снова погружается в следующий канал. Судно открепляется и следует своим ходом по каналу до следующей похильни.
Примечательно, что никаких внешних источников энергии похильня не использует – суда приводятся в движение энергией воды, текущей вниз по техническому каналу, проходящему параллельно основному. Возле каждой похильни стоит «машиновня» – огромное мельничное колесо, приводящее в движение сложную систему из блоков, тросов и тележек. Всего на 10-километровом участке канала 5 похилен, каждая из которых имеет свое название: Бучинец, Конты, Олесьница, Еленье и Цалуны.
Также на канале есть два шлюза.
Канал пропускает небольшие суда водоизмещением до 50 тонн (аналогичные российским речным трамваям).
На Эльблонгском канале (Польша) – транспортировка судна посуху |
Судоподъёмник на Эльблонгском канале
США
· Железная дорога для переправы судов волоком в горах Аллеганах, в штате Пенсильвания;
· 23 наклонных судоподъёмника на канале Моррис в штате Нью-Джерси.
Канал Морис в штате Нью-Джерси (США) – исторические фотографии
Landing Rail Station and Morris Canal, circa 1895-1905 with a "Black Line" boat dropping off passengers.
This section of the Canal was filled in and is now a parking area. This view looks West.
ФРАНЦИЯ
- Судоподъёмник Фонтиньетты (фр. Ascenseur des Fontinettes);
- Наклонный шлюз Фонсеран (фр. Pente d'eau Fonsérannes) на Южном канале, близ города Безье;
- Наклонный шлюз в Монтеш (фр. Pente d'eau de Montech) на боковом канале Гаронны (фр. Canal latéral à la Garonne);
- Наклонный судоподъёмник близ Сен-Луи и Арзвиллера на канале Марна-Рейн в Лотарингии.
Локомотивы наклонного шлюза в Монтеш на боковом канале Гаронны (Франция)
Наклонный шлюз в Монтеш
Локомотивы наклонного шлюза в Монтеш
Судоподъёмник Фонтиньетты
Наклонный шлюз Фонсеран
Наклонный шлюз Фонсеран
Тягач (трактор) наклонного шлюза Фонсеран
Поперечный наклонный судоподъёмник близ Сен-Луи и Арзвиллера (Франция)
Поперечный наклонный судоподъёмник Арзвиллер (Франция)
Камера судоподъёмника Арзвиллер (Франция)
Камера судоподъёмника Арзвиллер (Франция)
ЧЕХИЯ
Наклонный судоподъёмник Орлицкой плотины на реке Влтаве
Орлицкая плотина. Наклонный судоподъёмник на заднем плане
ЯПОНИЯ
- Наклонный судоподъёмник на канале Камогава, в районе Фусими города Киото
- Наклонный судоподъёмник на канале Бива-ко, в пригороде Киото
Судоподъёмник Бива-ко, 1940 год
Бива-ко сегодня
РОССИЯ
В России существует единственный наклонный неуравновешенный судоподъёмник – Красноярский.
Технические параметры судоподъёмника Красноярской ГЭС:
- предельные размеры транспортируемого судна – длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м;
- расчётная грузоподъёмность – до 1500 тонн;
- перепад уровней между нижним и верхним бьефом – 104 м;
- длина «сухого» пути – 1180 м;
- полная эксплуатационная длина с подводными участками – 1510 м;
- скорость – 1 м/с;
- тяга – 850 тонн;
- привод безредукторный – гидромоторы 1МP16C (68 кВт, момент 29000 Нм, 24 об/мин) на каждом колесе (156 шт.);
- число осей – 78;
- максимальная полная масса перевозимого судна – 8100 тонн;
- максимальная осевая нагрузка – 104 тонн на ось;
- диаметр поворотного устройства – 106 м, угол поворота – 140º.
Годы строительства – 1963 – 1976.
Разработчик судоподъёмника — Ленгидропроект, изготовитель — Ленгидросталь.
Наклонный судоподъёмник Красноярского гидроузла
(перспективное изображение):
1 – здание диспетчерского пульта; 2 – поворотное устройство; 3 – монтажно-ремонтная площадка; 4 – судовозная камера с судном
Судоходные каналы
Обходные судоходные каналы строят для движения судов в обход крупных водоемов, порогов и других участков водного пути, недоступных для судоходства или на которых обеспечить судоходство технически трудно или экономически нецелесообразно. В прошлом обходные каналы устраивали вокруг крупных озер, по которым небольшие деревянные суда того времени не могли безопасно плавать из-за сложного ветро-волнового режима. Небольшие суда в этот период не решались выходить далеко в море, жались к морским берегам, предпочитали идти по небольшим рекам и их притокам, применяя волоки на несудоходных участках, чтобы не идти по морю или по большим озерам, если в этом не было особой необходимости.
Такие каналы были построены в России вдоль южных берегов Ладожского, Онежского и Белого озер; Приладожские и Онежские – без шлюзования, Белозерский – с двумя шлюзами по его концам.
Карта-схема основных межбассейновых воднотранспортных систем России для выхода в Балтийское море: Мариинская, Тихвинская, Вышневолоцкая и обходные каналы в их составе
Обходные судоходные каналы иногда строят между устьями рек, впадающих в море, чтобы избежать перевалки грузов с речных судов на морские и обратно. Примером таких каналов могут служить открытые судоходные каналы в США, расположенные вдоль берегов Атлантического океана и Мексиканского залива для сквозного движения между их бассейнами речных судов. Общая длина этих обходных каналов превышает четыре тыс. км.
Обходные береговые каналы в США
Обходные каналы строили в обход несудоходных участков рек (порожистых, с каменистым дном). Однако с последнее время существуют более экономичные способы приведения таких рек в судоходное состояние (подпор, дноуглубление и т. п.).
Подходные каналы прокладывают от рек, озер и водохранилищ к расположенным вне берегов промышленным центрам, отдельным крупным предприятиям для доставки водным путем грузов непосредственно к причалам. Обычно это делается при больших объемах перевозок и небольшой длине каналов.
Подходные каналы прокладывают также от русел рек к внерусловым портам.
Походные каналы могут быть открытыми и шлюзованными. Иногда в качестве подходных судоходных каналов могут использоваться крупные оросительные каналы. Однако в этом случае во избежание размыва неукрепленных береговых откосов волнами, вызванными движением судов, следует ограничивать скорости движения судов.