Автомобильный транспорт. В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более
В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В грузообороте - порядка 9%, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92%, в России -46%. «Вечная проблема» России - плохие дороги и их малое количество сдерживает социально-экономическое развитие. В России дорог с твердым покрытием - 750 тыс. км, из них общего пользования - 520 тыс. км. В США - 6330 тыс. км, на Украине - 355 тыс. км, в Японии - 1100 тыс. км, в Англии - 387 тыс. км.
Густота дорог:
- в России - 45 км/1000 км2;
- в Японии - 3257 км/1000 км2;
- на Украине - 422/1000 км2.
Из наших дорог 15% - грунтовые, 47%- цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие.
Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным. На каждый рубль, вложенный в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода.
Действующая сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам делится на 5 категорий:
Категории | Расчетная интенсивность движения автомобилей в сутки | Расчетная скорость км/час | Число полос | Тип дорожного покрытия |
7000 и более | 60-150 | 4-8 | Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное | |
3000-7000 | 60-120 | 2-4 | Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное | |
1000-3000 | 50-100 | Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущие материалы | ||
100-1000 | 40-80 | Щебеночное и гравийное из местного материала | ||
До 100 | 30-60 | Грунтовая, профилированная |
По народно-хозяйственному административному значению дороги 1 и частично 2 категории называются федеральными, 2 категория и частично 1 - республиканские. 3 категория и 4 - местные, 5 категория - сельские.
Плохое качество дорог увеличивает стоимость перевозки на 30-40%, расход топлива в 1,5 раза, а срок службы автомобиля уменьшается на 30%.
Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12 направлениям. Главные из них: Москва - Новгород - Санкт-Петербург; Москва - Смоленск - Минск; Москва - Симферополь; Москва - Нижний Новгород и др.
Все радиальные дороги Москвы пересекаются в Московской кольцевой автомобильной дороги, сооруженной в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Новгород.
Большую роль в европейской части России играют также автодороги Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск; Ростов-на-Дону - Армавир - Грозный; Ростов-на-Дону - Волгоград; Екатеринбург - Челябинск и др.
В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них: Амуро-Якутская магистраль (Большой Невер - Томмот - Якутск), Колымское шоссе (Магадан - Якутск), Чуйский (Бийск - Ташанта), Усинский (Абакан - Кызыл) тракты. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск - Владивосток. Все эти автострады работают круглый год.
Быстрый рост автомобильного транспорта в настоящее время обусловлен его высокой маневренностью, возможностью скорой доставки грузов на сравнительно короткие расстояния без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. По перевозкам грузов он занимает 3-е место (2000 г.- 550 млн т), уступая железнодорожному и трубопроводному. Вследствие небольшой дальности автомобильных перевозок удельный вес автомобильного транспорта в общем грузообороте относительно невелик (0,7 %). Его обслуживает ¼ всех работников, занятых на транспорте страны. Он отличается значительной фондоемкостью, капиталоемкостью и большим потреблением энергетических ресурсов.
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
К недостаткам автотранспорта относятся низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок.
К подвижному составу автомобилей относятся автомобили различной классификации. Автомобили делятся на:
- грузовые
- пассажирские
- специализированные (рефрижераторы, цистерны, фургоны- панелевозы, цементовозы и др.)
1) по виду двигателя:
- внутреннего сгорания
- карбюраторные
- дизельные
- газооболонные
- газотурбинные
- электрические
- солнечные
2) грузоподъемности:
- малый
- средний
- большой
- особо большой
3) по количеству осей и из них ведущих.
Для выполнения разнообразных перевозок требуется автомобили разной грузоподъемности. Массовые перевозки грузов наиболее эффективные при использовании автомобилей большой грузоподъемности, прицепов, автопоездов. В современном автопарке долгое время преобладали автомобили грузоподъемностью 2,5 - 4 т. В последние годы несколько увеличился выпуск большегрузных автомобилей в Миассе, Набережных Челнах. В структуре автопарка значительное место занимают грузовые автомобили иностранных производителей.
В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом приходится на промышленность, затем на сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления, сельскохозяйственные грузы. Массовыми перевозками промышленных и строительных грузов отличаются Санкт-Петербург, лесопромышленные районы Поволжья, район Курской магнитной аномалии. Большое количество сельскохозяйственных грузов перевозится в Поволжье, Центрально-Черноземном районе, на Северном Кавказе и Южном Урале. Около ¾ грузовых автомобильных перевозок осуществляется в пределах европейской части страны. Высокая плотность перевозок характерна для Центрального и Уральского экономических районов.
В восточных районах автомобильные грузовые перевозки развиты в Кузбассе, нефтепромысловых зонах Западной Сибири, земледельческих районах Сибири и Дальнего Востока. Основные грузы: лес, строительные материалы, зерно, вскрышные породы на открытых разрезах.
Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (до 22,2 млрд человек). В пределах европейской части России самые массовые перевозки пассажиров автобусным транспортом характерны для пригородов Москвы и Санкт-Петербурга. В междугородных автобусных перевозках выделяются Центральный и Северо-Кавказский районы. В восточных районах высокая интенсивность автомобильных перевозок пассажиров свойственна южным земледельческим областям Западной Сибири.