Технологическая подготовка
Учебное пособие
Основы организации и управления в строительстве
Санкт-Петербург
УДК 69.003.658
Основы организации и управления в строительстве:Учебное пособие / сост. И.Г. Осипенкова, Т.Л. Симанкина, Р.Р. Нургалина; СПбГАСУ. – СПб, 2013. – 88 с.
В пособии изложены основы организации и управления в строительстве, начиная от общих вопросов по организации строительного производства до приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 270800 – Строительство (все профили).
Ил. -8, библиогр. 21 назв.
Рецензенты …
д-р техн. наук, проф. С.А. Болотин
©Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. общие сведения по организации строительства.. 5
1.1. Основные понятия и принципы организации строительства. 5
1.2. Специфические особенности строительного производства. 6
1.3. Нормативная база строительства. 7
1.4. Основные этапы осуществления строительного проекта. 11
1.5. Участники строительства и их функции. 12
2. подрядные торги и контракты в строительстве. 14
2.1. Виды подрядных торгов и их участники. 14
2.2. Организация и проведение подрядных торгов. 18
2.3. Понятие договора. 21
2.4. Содержание, порядок заключения и исполнение договора подряда. 22
3. подготовка строительного производства.. 30
3.1. Роль и значение подготовки строительного производства. 30
3.2. Единая система подготовки строительного производства. 31
3.3. Этапы подготовки строительного производства. 31
4. разработка проектной документации.. 33
4.1. Понятие проекта и проектирования. 33
4.2. Этапы и стадии проектирования. 35
4.3. Виды изысканий. 37
4.4. Государственная экспертиза проектной документации. 38
4.5. Авторский надзор проектных организаций за ходом строительства. 40
5. организационно-технологическая документация в строительстве. 42
5.1. Основные понятия и виды организационно-технологической документации 42
5.2. Проект организации строительства. 42
5.3. Проект производства работ. 46
6. календарное планирование. 50
6.1. Основные цели и задачи календарного планирования. 50
6.2. Стадии производственного планирования. 50
6.3. Основные принципы проектирования календарных планов. 51
6.4. Алгоритм проектирования календарного плана в составе ППР. 51
7. материально-техническое обеспечение строительного производства.. 55
7.1. Общие положения. 55
7.2. Управление производственно-технологической комплектации. 57
8. организация эксплуатации парка строительных машин 59
8.1. Виды транспорта в строительстве. 59
8.2. Организация эксплуатации автомобильного транспорта и перевозок в строительстве. 61
8.3. Комплексная механизация в строительстве. 63
8.4. Организационные формы эксплуатации машин и механизмов. 66
9. организация контроля качества строительной продукции 70
9.1. Этапы формирования качества строительной продукции. 70
9.2. Строительный контроль. 73
9.3. Внешний контроль за ходом строительства. 75
9.4. Государственный строительный надзор. 76
10. организация приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.. 78
10.1. Пуско-наладочные работы завершенного строительством объекта. 78
10.2. Общий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов 79
10.3. Условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.. 81
10.4. Учет, инвентаризация и регистрация права на объект завершенного строительства. 82
ГЛОССАРИЙ.. 87
ЛИТЕРАТУРА. Ошибка! Закладка не определена.
1. общие сведения по организации строительства
1.1. Основные понятия и принципы организации строительства
Организация строительства – это отрасль строительной науки, задачами которой является формирование строительных подразделений и предприятий, согласование в пространстве и времени участников производственного процесса, а также планирование системы мероприятий, обеспечивающих подготовку, создание строительной продукции и ввод объектов в эксплуатацию в заданные сроки.
Основной целью организации строительного производства является достижение наилучших результатов в создании строительной продукции при минимальных издержках производства с учетом требований безопасного ведения работ и охраны здоровья окружающих.
В качестве показателей эффективности принятых мер по организации строительства обычно принимаются: величина сокращения срока строительства по отношению к договорному сроку, уровень затрат труда и времени работы машин; затраты на строительство временных зданий, сооружений и сетей и т.д.
Принципы организации строительного производства:
- специализация, кооперирование и комбинирование производства, то есть выполнение отдельных видов работ специализированными подразделениями, обладающими соответствующей техникой, квалифицированными кадрами, работающих на договорных началах или при слиянии отдельных организаций в рамках одного предприятия;
- централизация организации, планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью с возможностью предоставления самостоятельности его подразделениям;
- сочетание различных методов управления – административно-командных, экономических и социально-психологических с определенным усилением того или иного метода в зависимости от конкретных условий строительства;
- повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов при обеспечении требуемого качества продукции, договорной стоимости и установленного срока ввода объектов в эксплуатацию;
- комплексная механизация и автоматизация строительных процессов;
- широкая индустриализация строительства, предполагающая превращение строительной площадки в монтажную для сокращения трудоемкости процессов;
- рациональная организация материально-технического снабжения с обеспечением своевременности и комплектности поставок;
- организация строительно-монтажных работ поточным методом;
- переход от сезонного строительства к круглогодичному за счет расширения перечня круглогодично выполняемых работ;
- развитие технического прогресса, постоянное обновление средств производства и совершенствование производственных отношений;
- строгое соблюдение законов и подзаконных актов, за нарушение которых следует материальная, административная или уголовная ответственность;
- строгое соблюдение охраны труда и безопасности в строительстве, а также требований экологической безопасности.
1.2. Специфические особенности строительного производства
Строительному производству свойственны общие законы управления экономикой. В то же время строительство, как отрасль материального производства, во многом отличается от промышленности: здесь действуют свои, характерные только для данной отрасли закономерности, обуславливающие своеобразие его организации и управления. Понимание и учет этих особенностей – необходимое условие правильного выбора форм и методов организации и управления строительным производством.
Специфическими особенностями строительной отрасли, в наибольшей степени оказывающими влияние на организацию строительного производства являются:
- неподвижный характер строительной продукции и, соответственно, необходимость перемещения рабочих относительно нее (эта особенность создает большие трудности в обеспечении непрерывности и ритмичности производства, и, следовательно, оказывает влияние на стабильность производственного процесса);
- размеры строительной продукции, во много раз превышающие антропометрические характеристики человека;
- зависимость от природно-климатических условий окружающей среды – рабочие подвергаются атмосферным воздействиям, сезонным колебаниям и суточным изменениям температуры и освещенности (несмотря на круглогодичность производства сезонность оказывает свое влияние на методы строительства, отсюда сложность управления системой, имеющей множество изменяющихся внешних факторов);
- высокая материалоемкость и большие затраты труда и транспортных средств на транспортирование материалов и погрузочно-разгрузочные работы (транспорт связывает склад и объект в единый технологический процесс, большая материалоемкость затрудняет создание гарантийных запасов на стройплощадке, к тому же есть материалы, которые должны быть использованы в течение одного часа после их приготовления);
- длительность производственного цикла и его высокая стоимость (в период строительства исключаются из оборота крупные финансовые средства и материальные ценности; в общей продолжительности значительное время занимает подготовительный цикл, в течение которого проводятся изыскания, проектирование и работы подготовительного периода);
- высокая опасность производства и психологические нагрузки, что заставляет тщательно прорабатывать охрану труда и безопасность работ.
1.3. Нормативная база строительства
Основополагающими документами Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон "О техническом регулировании".
Основой Системы нормативных актов в строительстве являются нормативно-технические документы:
- технические регламенты;
- документы, принятые международным договором Российской Федерации, ратифицированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
- национальные стандарты (ГОСТ Р);
- стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
- в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;
- стандарты предприятий и организаций СТП и СТО принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции (СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией);
- руководящие документы РД принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном им порядке;
- своды правил по проектированию и строительству (СП). Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами;
- территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.
В качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
Наряду с нормативно-техническими документами Системы в строительстве фактически применяются:
- федеральные и региональные нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти, затрагивающие вопросы строительства;
- государственные (национальные) стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации, принятые Ростехрегулированием;
- нормы, правила и нормативы (РД) органов государственного надзора;
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их компетенцией;
- стандарты и своды правил иностранного государства - стандарты, принятые компетентным органом иностранного государства;
- региональные стандарты и своды правил - стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации.
Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
Нормативные документы системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями ГрК РФ, ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ и ГОСТ Р 1.0-2004 (для нормативных документов по стандартизации), а также действующего законодательства Российской Федерации.
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном законодательством России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
1.4. Основные этапы осуществления строительного проекта
Как любой другой проект – строительный проект имеет свое начало и свое завершение. Начало строительного проекта, как и его завершение, может быть различным в зависимости от целей и задач. Так, например, расширение производства может повлечь за собой поиск земельного участка и строительство новых цехов. Развитие бизнеса – поиск помещений под реконструкцию для ресторанов или магазинов, офисов. Новое строительство, коммерческое или жилое – наиболее интересный вид проектов для девелоперских компаний. Обычно выделяют следующие этапы осуществления проекта:
- концептуальный (предпроектный) этап, в который входит формирование инвестиционного замысела проекта, разработка технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план проекта) и задания на проектирование;
- проектный этап, в который входит комплекс проектно-изыскательских работ, в результате которого создается проектно-сметная документация;
- этап организации и проведения подрядных торгов;
- этап организации и проведения строительно-монтажных работ, включающий пуско-наладочные работы и сдачу объекта в эксплуатацию;
- этап эксплуатации проекта;
- этап утилизации проекта или его перепрофилирование.
1.5. Участники строительства и их функции
К основным участникам строительства относятся юридические и физические лица, то есть любые государственные или частные организации и индивидуумы. Все участники строительства должны иметь разрешение на право осуществления соответствующей производственной деятельности.
Инвестор (вкладчик) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в проект с целью получения прибыли.
Девелопер – разновидность инвестора – лицо, вкладывающее средства в развитие городских или пригородных земель (инженерная подготовка территории, прокладка инженерных коммуникаций и т.д.) с последующей продажей застроенных или незастроенных участков.
Застройщик – юридическое или физическое лицо, официально заявившее о намерении осуществить строительство определенного объекта недвижимости, которому принадлежит земельный участок на правах собственности или аренды.
Заказчик – юридическое или физическое лицо, которое планирует строительство, организует подрядные торги, заключает договора подряда с генпроектировщиком и генподрядчиком, обеспечивает финансирование и контроль в процессе производства работ, а также приемку законченных строительством зданий и сооружений. Инвестор, застройщик и заказчик могут быть в одном лице. При наличии внешнего инвестора заказчик выступает как его уполномоченный.
Проектировщик – юридическое или физическое лицо, разрабатывающее по заказу или по договору с заказчиком проектно-сметную документацию на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение.
Генпроектировщиком является организация, выполняющая основную часть проектных работ, а для выполнения отдельных частей проекта привлекает специализированные организации. Генпроектировщик защищает проектную документацию в экспертных инстанциях и ведет авторский надзор за ходом строительства.
Подрядчик – юридическое или физическое лицо, выполняющее комплекс работ по строительству объектов различного назначения. Договор с заказчиком заключает генподрядчик, который возглавляет строительство, отвечая перед заказчиком за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объекта в эксплуатацию. Для выполнения отдельных специализированных видов работ генподрядчик привлекает субподрядные организации. Генподрядчик несет ответственность не только за выполнение работ, осуществляемых собственными силами, но и за работу субподрядчиков, координирует работу между ними, не вмешиваясь в их внутреннюю производственно-хозяйственную деятельность.
Эксплуатирующая организация – юридическое лицо, осуществляющее на правах собственника или по поручению собственника техническую эксплуатацию объекта.
Поставщик – юридическое или физическое лицо, выпускающее необходимую для строительства продукцию (конструкции, материалы, детали, полуфабрикаты и т.д.)
Транспортная организация – юридическое или физическое лицо, осуществляющее по договорам с подрядчиками внешние и внутрипостроечные перевозки материально-технических ресурсов всеми видами транспорта.
Научно-исследовательская организация – юридическое или физическое лицо, выполняющее по заданию министерств. Ведомств или по прямым договорам с заказчиками, проектировщиками и подрядчиками научно-исследовательские работы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие термину «организация строительства».
2. На каких основных принципах базируется организация строительства?
3. Перечислите специфические особенности строительного производства.
4. Перечислите основные виды документов нормативной системы строительства.
5. Перечислите этапы осуществления строительного проекта.
6. Назовите основных участников строительства и их функции.
2. подрядные торги и контракты в строительстве
2.1. Виды подрядных торгов и их участники
В международной практике строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе (подрядные торги). Это связано с желанием выбрать надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.
Конкурсы могут проводится на:
- строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;
- выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ и услуг;
- поставку комплектного технологического оборудования, материалов, конструкций, оборудования;
- управление проектом, инжиниринг, консультирование, контроль и надзор;
- другие технологические, технические и организационные работы.
По процедуре конкурсы делятся на:
- проводимые с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации - в зависимости от проведения организатором конкурса предварительного отбора претендентов;
- открытые и закрытые - в зависимости от приглашения к участию в конкурсе либо неограниченного числа претендентов, либо только претендентов, удовлетворяющих специально оговоренным условиям.
Заключение договоров путем проведения конкурсов (тендеров) по сравнению с заключением прямых двусторонних договоров создает условия конкуренции между строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать оптимальные предложения стоимости или других условий.
Опыт заключения подрядных строительных договоров на основе конкурсного отбора подрядчиков заказчиком свидетельствует о том, что стоимость строительства можно снизить на 10...25% по сравнению со среднерыночными ценами. Эти показатели являются доказательством того, что подрядные торги, безусловно, заслуживают всяческой поддержки и дальнейшего внедрения в отечественной отрасли, независимо ни от ведомственной принадлежности, ни от форм собственности предприятий-заказчиков.
Вместе с тем организация и проведение подрядных торгов подразумевают множество процедур, которые еще до момента заключения договора заказчика с победителем торгов снижают их эффективность, главным образом, за счет относительно большой продолжительности процедурного периода.
Начиная с мая 1997 г. (вступление в силу указа президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305) торги стали обязательным условием осуществления крупных закупок. С 13 мая 1999 г. (вступление в силу федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ) при распределении любых государственных бюджетных и внебюджетных средств проведение конкурсов обязательно. Кроме того, как правило, только на конкурсной основе распределяются средства в рамках программ международных финансовых институтов в России (и вообще в мире) — кредиты банков, гранты фондов и т. д.
С 2005 г. в стране начался процесс госзакупок на открытых аукционах в электронной форме (электронных торгах). В системе электронных торгов поставщиками и заказчиками в удаленном режиме совершаются операции (подача ценового предложения поставщиком, объявление закупки заказчиком и др.), влекущие за собой определенные обязательства как с одной, так и с другой стороны.
Информация о проводимых электронных торгах для государственных нужд размещается и ежедневно обновляется на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов. Полная база данных извещении и протоколов о размещении заказов, а также полная база данных единого реестра контрактов с разбивкой по субъектам РФ доступны для свободного скачивания всеми зарегистрированными пользователями ресурса.
Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты, оференты. Состав участников торгов и их взаимодействие заключается в выполнении ими своих специфических функции (рисунок 1).
Рисунок 1. Состав участников торгов и их функции
Заказчик:
- принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ;
- определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов, издает об этом соответствующий распорядительный документ или заключает соответствующий договор;
- финансирует работу тендерного комитета;
- контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
- устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;
- определяет предмет торгов и форму их проведения (открытые или закрытые);
- определяет потенциальных претендентов и через тендерный комитет направляет им приглашения к участию в торгах.
Организатор торгов:
- формирует тендерный комитет;
- направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации, сбору и анализу оферт и по проведению торгов;
- утверждает результаты торгов;
- ликвидирует тендерный комитет;
- несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Тендерный комитет:
- производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;
- проводит предварительную квалификацию претендентов;
- организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
- проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
- обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
- осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
- определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
- публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.
2.2. Организация и проведение подрядных торгов
Процедура проведения конкурса состоит из следующих этапов: подготовительного, основного и заключительного (рисунок 2).
Рисунок 2. Порядок проведения подрядных торгов
Принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т.п. В нем заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.
Для подготовки и проведения торгов заказчик или организатор торгов формирует тендерный комитет, который разрабатывает регламент своей работы.
Организатор торгов или по его поручению тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах, которое содержит:
- наименование заказчика и организатора торгов;
- вид торгов и предмет торгов;
- краткую характеристику места строительства;
- ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
- условия выполнения договора и возможные ограничения;
- адрес, сроки и условия получения дополнительной информации для представления заявлений на участие в торгах.
Объявление о торгах должно быть опубликовано за 2-6 месяцев до срока представления оферт.
Тендерная документация - это комплект документов, состав которых зависит от предмета торгов и определяется тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.
Требования заказчика, включаемые в тендерную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения претендентов. С этой целью тендерная документация должна разрабатываться с использованием общепринятых обозначений так, чтобы все участники однозначно понимали содержащуюся в ней информацию.
Претендентам следует иметь в виду, что комплект тендерной документации передается, как правило, за плату: порядок и условия ее выкупа определяются тендерным комитетом и сообщаются в объявлении о проведении торгов, публикуемом в печати, либо в приглашении для участия в торгах. При этом цена тендерной документации устанавливается в зависимости от окупаемости затрат на ее разработку, распространение, проведение экспертизы и анализа предложений оферентов, подведение итогов конкурса и выявление победителя. В отдельных случаях тендерная документация может передаваться бесплатно или по стоимости затрат на ее размножение.
Примерный состав тендерной документации следующий: приглашение для участников в торгах; форма заявки претендента; общие сведения об объекте и предмете торгов; техническая часть (проектная документация); инструкция оферентам; условия и порядок проведения торгов; проект контракта.
Приглашение для участия в торгах по содержанию повторяет объявление о торгах. Дополнительно определяются сроки и условия получения тендерной документации и представления претендентами оферт.
В заявке на участие в торгах, оформляемой на бланке организации-претендента, отражается: согласие на участие в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации; обязательства по оплате участия в торгах и заключению контракта в случае победы на торгах. Заявка подписывается руководителем организации-претендента.
Одним из важнейших документов тендерной документации является проект контракта между заказчиком (инвестором) и победителем торгов. Информация, необходимая для его подготовки, содержится в соответствующих разделах тендерной документации (предмет контракта, сроки выполнения работ, порядок и условия расчетов и платежей, обязательства сторон, сведения о производстве и приемке работ, условия и порядок расторжения контракта и др.).
В проекте контракта могут содержаться и другие требования инвестора, которые отражают и учитывают специфику предмета торгов. Определяющим условием является соответствие всех приведенных положений действующим законодательством.
Началом открытия торгов является дата официальной публикации объявления об их проведении в средствах массовой информации или дата рассылки предложений участникам закрытых торгов. Тендерный комитет определяет также дату закрытия торгов и сроки рассмотрения оферт.
В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках конкурса и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение победы обычно происходят после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.
Когда результаты тендера утверждены, победитель получает уведомление. После этого в установленный срок он должен внести второй задаток. Только тогда заказчик заключает с победителем договор.
И лишь в том случае, если договор уже подписан, расходы по тендеру (оплата тендерной документации, консультационных услуг и т.д.) можно считать связанными со строительными работами по объекту, который был предметом тендера.
Когда договор заключен, задатки засчитываются в счет исполнения обязательств по заключенному договору (п.4 ст.448 Гражданского кодекса РФ). Иначе говоря, заказчик обязан их вернуть. Когда - это должно быть указано в договоре подряда, заключенного по итогам тендера.
Если подрядчик проигрывает тендер или торги вовсе не состоялись, ему возвращается внесенный задаток. Расходы по участию в тендере в этих случаях считаются убытками, поскольку договор на строительство не будет заключен.
2.3. Понятие договора
Договор является основным юридически значимым документом, из которого возникают обязательственные отношения. На практике нередко заключение безграмотных договоров и соглашений с правовой точки зрения. Это, в свою очередь, проявляется в неверном отражении различных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и, как следствие, ведет к значительным потерям бюджетных средств.
В соответствии Гражданским кодексом договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Термин "договор" употребляется в гражданском праве в различных значениях. Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. Под договором понимают совокупность условий, определяющих действия сторон.
Договоры делят на односторонние, двусторонние и многосторонние договоры. В односторонних договорах - у одной стороны только права, а у другой - только обязанности.
Типичный односторонний договор - договор займа. У заимодавца (того, кто дал взаймы) - имеется право требовать возврата долга, а у заемщика (того, кто взял взаймы) обязанность вернуть взятую сумму. При этом заимодавец не приобретает по договору никаких дополнительных обязанностей по отношению к заемщику, а заемщик - никаких дополнительных прав по отношению к заимодавцу.
В двусторонних договорах - у каждой из сторон имеются как права, так и обязанности по отношению друг к другу.