Услуги, оказываемые портами РФ
- судоходные компании (их агенты), осуществляющие судоходство в порт собственным или зафрахтованным тоннажем;
- судоходные компании (их агенты), осуществляющие заходы в порт с чужим тоннажем;
- грузовладельцы (или экспедиторы грузовладельцев) - как в импорте, так и в экспорте;
- экспедиторы груза как самостоятельная категория хозяйствующих субъектов;
- смежные виды транспорта (железнодорожный транспорт, автотранспорт) (поскольку порт оказывает услуги по приему, выгрузке/погрузке и обслуживанию средств автомобильного и железнодорожного транспорта и делает эти работы за согласованное время (в частности, по железнодорожному транспорту (рефсекции), он обязуется заправлять секции водой));
- контейнеровладельцы;
- суда, стоящие у причалов и в пределах портовых вод.
Основные функции портов:
- перевалка грузов с одного вида транспорта на другой (понятие терминал);
- промежуточное хранение грузов (транзитное хранение);
- функции, связанные с подготовкой грузов в транспортном отношении, так называемая подработка - перемаркировка, увязка, приведение груза в транспортное состояние;
- крепление грузов по специальным схемам с применением сварочных работ;
- разработка схем размещения и крепления грузов;
- санитарная обработка грузов и транспортных средств;
- бункеровка транспортных средств топливом и пресной водой;
- мелкий ремонт контейнеров, подвижного состава железной дороги;
- охрана судов и грузов и т.п.
Показатели материально-технической базы и работы
Морского транспорта
Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.
Водоизмещениесудна D - масса вытеснений судном воды - равно массе судна в тоннах.
Грузоподъемность - представляет собой максимальное количество груза в тоннах, которое может быть погружено на судно.
Для морских судов и судов смешанного плавания различают полную грузоподъемность (или дедвейт) и чистую грузоподъемность.
Полная грузоподъемность показывает, какую общую массу груза и необходимых рейсовых запасов может принять судно.
Дедвейт может быть определен как разность между водоизмещением в грузу и порожнем.
или же как сумма максимального количества груза в тоннах (Q), а также запасов топлива (gm); воды (gв) и грузов снабжения (gсн), которое может поднять судно при осадке по грузовую марку.
Дw = Q + gm + gв + gсн
Чистая грузоподъемность является величиной переменной и определяется дедвейтом и массой запасов на рейс, зависящей в основном от дальности рейса.
Д = Дw - Gp
где Gp - масса рейсовых запасов, т.е. это максимальное количество груза без воды, топлива и грузов снабжения в тоннах, которое судно может принимать к перевозке.
Д=Q=Дw-(gm + gв + gсн)
Грузовместимость - объем грузовых помещений судна, м3, а для судов-площадок - площадь палубы, м2 Для морских судов и судов смешанного плавания важной характеристикой является регистровая вместимость, измеряемая в регистровых тоннах Одна регистровая тонна равна 2,83 м3. Различают валовую или брутто-регистровую и чистую или нетторегистровую вместимость
Брутто-регистровая (Wбр) вместимость представляет собой выраженный в регистровых тоннах объем всех судовых помещений под верхней палубой и в надстройках, за исключением помещений для водяного балласта в междонном пространстве, рулевой рубки, камбуза, опреснительных аппаратов светлых люков, а также крытых, но не вполне защищающих от непогоды помещений. И характеризует вместимость судна как сооружения, служит для определения величины судов и используется в статистике для учета тоннажа.
Нетто-регистровая вместимость (Wнт) характеризует объем помещений, служащих для перевозки грузов и пассажиров, т.е. используемых в коммерческих целях. Применяется, в основном, для исчисления портовых сборов. Чистая регистровая вместимость определяется путем исключения из валовой регистровой вместимости жилых помещений и помещений, предназначенных для обслуживания команды судна, помещений для водяного балласта вне междудонного пространства, кладовых, а также объемов машинных и котельных отделений и туннелей гребного вала.
Удельная грузовместимость (м3 /т) и удельная площадь палубы (м3 /т), представляющие отношение соответственно грузовместимости и полезной площади палубы судна к его грузоподъемности.
Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъёмностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой
Wнт=2/3 Wбр = 4/9 Dв = 8/27D
Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.
Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.
Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между •двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.
Коэффициент ходового времени Кх ~ отношение ходового времени tх в общей продолжительности рейса Тр:
Kx = tx/Tp
Коэффициент балластного пробега Kб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L:
Kб = Lб/L
Коэффициент загрузки судна eзаг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Qф на чистую грузоподъемность судна:
eзаг = Qф/Dч
Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.
Коэффициент использования грузоподъемности судна eч определяется отношением тонно-миль åQlк тоннаже-милям åDчLi.:
Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки m.тс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль åQl к числу затраченных тоннаже-суток å.DчTэ за определенный период времени:
Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:
по количеству судов
где Тэ1, Тэ2, …Тэn— время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;
по общей грузоподъемности
где — время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.
Грузооборот порта Qп — общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).
Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.
Пропускная способность ТПКПтпк — это максимальное количество груза, которое ТПКможет погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).
Установленная мощность Qopt — это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.
Пропускная способность порта Пп складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.
Валовая интенсивность грузовых работ Мвал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно åQп(в) к полному времени пребывания судна в порту tст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:
Mвал = åQп(в)/åtст
Чистая интенсивность грузовых работ Мч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно åQп(в) времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна åtгр оп
Mч = åQп(в)/åtгр оп
Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:
валовый доход в иностранной валюте åFB, который слагается из
провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;
расходы судна в иностранной валюте åRв, включающие в себя
расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;
чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте F4 инв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:
åFч инв = åFв - åRв;
валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях åRруб на чистую валютную выручку Fч инв:
Вэ = åRруб/Fч инв
Это один из важнейших валютных показателей, характеризующих результаты работы флота.