Система ценообразования в строительстве стран СНГ


Начиная со второй половины 80-х годов, проводилась определенная работа по экономической подготовке строительного комплекса к переходу на рыночные условия хозяйствования с учетом того, что строительный комплекс существенно влияет на состояние и развитие экономики и всего народного хозяйства.
Переход на рыночную экономику, в т.ч. на договорные (контрактные) цены на строительную продукцию, не исключает, а требует еще более четкого экономического обоснования стоимостных показателей, включаемых в состав договорной цены.
Следует отметить, что длительное время в большинстве стран СНГ для определения стоимости строительства использовалась сметная база в ценах 1984 г. и 1991 г., действовавшая еще в бывшем СССР и в той или иной степени адаптированная к рыночным условиям. В то же время в некоторых странах СНГ была проведена определенная работа по разработке новых принципов ценообразования и созданию соответствующей нормативно-справочной базы, отвечающей рыночным отношениям в строительной отрасли.


В Российской Федерации мероприятия по разработке и внедрению новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформированной на уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, проводились Госстроем России начиная с 1998 года. Разработанные за прошедший период времени методологические основы новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительной отрасли были адаптированы к условиям рыночных отношений, утверждены и доведены до пользователей. На их основе разработаны и утверждены сборники государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и пусконаладочные работы для объектов социальной сферы, ведущих отраслей промышленности, а также на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, позволяющие формировать федеральные единичные расценки на соответствующие виды работ.
В процессе разработки элементных сметных норм осуществлено сближение сметных и производственных норм расхода материалов, затрат труда, машин и механизмов, что позволяет применять их не только для составления сметной документации, взаиморасчетов заказчиков с подрядчиками, но и для внутрихозяйственного расчета, списания материалов и т.д.
В основу разработок были положены основные научно-методологические и экономические положения, аналогичные белорусским.
Введение новых нормативов вызвало необходимость пересмотра норм и структуры накладных расходов и сметной прибыли. Базой для их начисления принят сметный фонд оплаты труда работников строительного производства. Такой метод определения накладных расходов и сметной прибыли исключает влияние стоимости материальных ресурсов и ведомственной принадлежности подрядной организации на массу накладных расходов.
К началу 2003 года разработано более 40 тысяч элементных сметных норм, сборники которых рассматривались специалистами заинтересованных министерств и ведомств, ведущих подрядных организаций.
Новой системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях, по согласованию с Госстроем России. Координация разработки сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях осуществляется 80 региональными центрами по ценообразованию в строительстве, созданными в субъектах Российской Федерации.
Методическое руководство деятельностью региональных центров осуществляется Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России. Ввиду необходимости обработки большого объема информации, ее анализа Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве завершается создание комплексной автоматизированной системы, состоящей из программно-технического комплекса и нормативно-справочной базы. Внедрение реформированной системы ценообразования позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов и обеспечивает прозрачность стоимостных показателей.
Постановлением Госстроя России от 08.04.2002 №16 “О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве” предусмотрена отмена сметно-нормативной базы 1984 (1991) года и определен период до 1 сентября 2003 г., в течение которого допускается использование сметных нормативов Госстроя СССР, что позволит обеспечить поступательное внедрение новой сметно-нормативной базы повсеместно на территории Российской Федерации.


В Азербайджанской Республике в настоящее время для определения стоимости строительной продукции на объектах, строящихся за счет бюджетных, внебюджетных и государственных ассигнований, действует базисно-индексный метод в развитие белорусского варианта, рекомендованного на семинаре стран СНГ, состоявшемся в 1992 году в городе Минске. В целях совершенствования расчетов за выполненные работы для определения договорных цен объектов, строительство которых финансируется за счет государственных средств, во исполнение постановления Кабинета Министров от 04.09.95 г. №200 были утверждены 22.09.95 г. “Методические указания по определению стоимости строительно-монтажных работ базисно-индексным методом”.
Расчет договорных цен этим методом на строительство объектов, финансируемых за счет государственных средств, возложен на созданный в октябре 1995 года хозрасчетный “Центр ценообразования в строительстве”. Указанным Центром определяется стартовая стоимость объектов, выставляемых на тендер.
Специалистами Управления “Ценообразования и сметных норм” Комитета производится мониторинг стоимости строительных материалов по предприятиям-производителям и торговым центрам республики. Проводится анализ полученных исходных данных, сопоставление цен на аналогичные материалы, изделия и конструкции, выявление причин их резкого расхождения. Информация о стоимости строительных материалов представляется в “Центр ценообразования в строительстве” для практического применения. Все новые методические материалы периодически публикуются в печатном органе Госстроя республики — газете “Иншаатчи” (“Строитель”).
В настоящее время Управление “Ценообразования и сметных норм” Госстроя республики начало подготовку к переходу на ресурсный метод определения стоимости строительства (вариант Российской Федерации). Суть этого метода заключается в том, что сметы составляются в текущих (прогнозных) ценах и тарифах на ресурсы. При применении ресурсного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах выделяются следующие ресурсные показатели:
1. Данные о трудоемкости работ (чел.-час) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины.
2. Данные о времени использования строительных машин (маш.-час).
3. Данные о расходе материалов, изделий и конструкций в принятых физических единицах измерения.
При этом указанные выше нормативы времени и расхода материалов определяются по действующим СНиП 1984, 1991 гг. Используя базу данных о текущих ценах на указанные составляющие, осуществляется расчет прямых затрат.
Определенная работа ведется по совершенствованию сметно-нормативной и информационной базы по ценообразованию в строительстве. В связи с решением правительства о переходе делопроизводства на государственный язык были разработаны для условий республики с переводом на азербайджанский язык в ценах 1991 года 48 сборников строительных норм и расценок, 28 сборников на монтаж оборудования, 23 сборника укрупненных показателей базисной стоимости по видам работ.
Внедрена новая программа составления сметной документации на государственном языке в ценах 1991 года. Для этого проектным институтам Госстроя было рекомендовано перейти на использование сметной программы “Смета Плюс” (взамен сметной программы “АВС”), которая позволяет производить расчет сметной стоимости объектов базисно-индексным и ресурсным методами.
Государственный комитет по Строительству и Архитектуре республики одновременно полагает необходимым начать разработку новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформировав ее в уровне цен по состоянию на 01.01.2002 года.

В Республике Армения в связи с отсутствием исходных данных по разработке сметных цен и единичных расценок оказалось невозможным уточнение действующей нормативной базы. Поэтому в республике действует сметно-нормативная база 1984 года.
Для определения стоимости при планировании, организации и проведения тендеров на строительство 28.04.1998 г. Министерством градостроительства республики утвержден ресурсный метод расчета единичных расценок. Стоимость строительных материалов определяется из нормативного расхода и рыночных цен. Затраты по доставке материалов на объект, заготовительно-складские расходы, а также прочие материалы определяются от стоимости материалов (в пределах 12,5%).
Для определения основной заработной платы в строительстве и эксплуатации строительных машин рассчитываются индексы. Прочие лимитированные затраты определяются в размерах, установленных действующими нормами 1984 г.
Для объектов, финансирование которых осуществляется за счет государственного бюджета и иностранных инвестиций, максимальный размер среднемесячной зарплаты, накладных расходов и прибыли установлен в пределах 20%. В условиях наметившейся экономической стабильности есть необходимость усовершенствования порядка ценообразования в строительстве и разработки новой сметно-нормативной базы, в которой будут учтены новые виды работ, технологий и применяемые механизмы, а также ресурсные показатели, определение минимальной заработной платы, уровня прибыли.

С 1 января 2001 года Украина перешла на новую систему ценообразования в строительной отрасли, которая базируется на нормативно-расчетных показателях и текущих ценах на трудовые и материально-технические ресурсы. Нормативным показателем является расход трудовых и материально-технических ресурсов, который определяется на основании государственных ресурсных элементных сметных норм. На основании этих норм и текущих цен на трудовые и материально-технические ресурсы определяются прямые затраты. Остальные затраты определяются не по нормам, а расчетно.
Изменены подходы к определению накладных расходов, которые в связи с изменениями ряда законодательных и нормативных документов разделились на 2 группы: общепроизводственные и административные расходы. Общепроизводственные расходы — это непрямые затраты, связанные с управлением, организацией и обслуживанием строительного производства, которые группируются в 3 блока: заработная плата ИТР, отчисления на социальные нужды и прочие статьи общепроизводственных расходов. Административные расходы — это общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление строительной организацией. Базой для начисления общепроизводственных и административных расходов являются сметные трудозатраты, определенные на основании ресурсных элементных сметных норм. При этом исключается влияние стоимости материальных ресурсов и ведомственной принадлежности подрядной организации, что подтверждает объективность такой базы исчисления.
Практика применения реформированной системы ценообразования показала целесообразность определения массы прибыли от нормативных трудозатрат. Это позволит определять прибыль исходя из назначения строений и сложности работ, которая характеризуется трудоемкостью. Базой для начисления прибыли является общая сметная трудоемкость строительно-монтажных работ, предусматриваемая в прямых затратах, в общепроизводственных расходах, в средствах на возведение и разборку титульных временных зданий и сооружений, в дополнительных затратах при выполнении строительно-монтажных работ в зимний и летний периоды. Размер прибыли зависит от вида строительства, технической и технологической сложности, сроков строительства, условий его финансирования и других особенностей строительства. Для строительства, которое осуществляется за счет бюджетных средств, разработаны усредненные показатели размера прибыли.
В сметную стоимость строительства включаются средства:
— На возведение и разборку временных зданий и сооружений, размер которых в инвесторской сметной документации определяется либо калькуляционным методом по данным ПОС, либо по усредненным процентным показателям, установленным Госстроем. При взаиморасчетах за объемы выполненных работ эти затраты определяются либо на основании исполнительной сметы, либо по усредненным процентным показателям.
— На дополнительные затраты при выполнении строительно-монтажных работ в зимний период под открытым небом и в неотапливаемых помещениях при температуре наружного воздуха ниже 0°С, а также в летний период под открытым небом при температуре наружного воздуха более +27°С, которые в инвесторской сметной документации определяются по усредненным процентным показателям, предоставляемым Госстроем. На стадии взаиморасчетов указанные затраты уточняются исходя из объемов работ, выполненных при таких условиях.
— На покрытие риска всех участников строительства, которые предназначены на возмещение затрат, связанных с увеличением стоимости объемов работ и затрат, характер и методы которых не могут быть точно определены при проектировании, а также увеличения стоимости строительства, вызванного изменением государственных стандартов на отдельные материалы, изделия и конструкции, оборудование и т.д.
— На покрытие дополнительных затрат, связанных с инфляционными процессами, которые предназначены для возмещения увеличения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, вызванных инфляцией.
Внедрение реформированной системы ценообразования позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, обеспечивает прозрачность стоимостных показателей и позволяет легко убедиться в их достоверности.
Одной из составляющих стоимости строительства является стоимость проектных работ, которая сегодня определяется двумя способами:
1) на основании стоимостных показателей, определенных в сборниках цен на проектно-изыскательские работы 1982-1990 годов с применением соответствующих индексов и коэффициентов;
2) путем применения усредненных процентных показателей стоимости проектных работ к соответствующей стоимости строительно-монтажных работ.
Сегодня Госстроем Украины проводится подготовительная работа по разработке сборников на проектно-изыскательские работы на основании нормативных показателей трудовых и материальных ресурсов.

Наши рекомендации