Схема работы обратной лопаты

I — ковш; 2 — тяговый канат; 3 — стрела; 4 — дополнительная стойка; 5 — подъемный канат; 6 — рукоять; /.../// — положения ковша при копании, подъеме стрелы и разгрузке

барабана. Подъемный канат поддер­живается блоками неподвижной до­полнительной стойки.

Стрелу используют от прямой ло­паты. На верхней стороне передней части стрелы смонтирован амортиза­тор, предохраняющий ее от ударов верхним концом рукояти при выбрасы­вании ковша вперед для разгрузки или при резком опускании его на грунт.

Передняя стойка предназначена для увеличения угла между подъем­ным канатом и стрелой, что уменьша­ет нагрузку на стрелу, а также изна­шивание каната. Установленные на передней стойке блоки дают возмож­ность опускать стрелу достаточно низко.

Стойка выполнена в виде портала, шарнирно укрепленного в проушинах поворотной рамы. В верхней части портала смонтированы блоки подъем­ного полиспаста и блоки для подъема и опускания передней стойки.

Драглайн применяют при разра­ботке грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Глубина копания, высота разгрузки ковша и расстояние, на которое может быть заброшен ковш (радиус копания) драглайна, значи­тельно больше, чем у прямой и обрат­ной лопат. Поэтому драглайн исполь­зуют для рытья сравнительно больших котлованов и траншей, а также для отсыпки насыпей, в частности, на строительстве каналов, автомобиль­ных и железных дорог.

Драглайн (рис. 10.18, а) состоит из ковша / с подвеской, стрелы 8, тягово­го 2, подъемного 7 и стрелового 4 кана­тов, канатов подвески стрелы 6 и наводки тягового каната 3.

Стрела — сварная, решетчатой конструкции, что позволяет уменьшать ее массу и делать более длинной, чем стрелы прямой и обратной лопат, при­меняя ковш того же объема. В резуль­тате удлинения стрелы увеличиваются радиус действия машины и высота выгрузки. Стрела состоит из двух сое­диненных болтами частей, нижняя из которых уширена к пяте стрелы и шар-нирно укреплена в проушинах пово­ротной платформы. Длина стрелы может быть увеличена дополнительны­ми вставками между верхней и нижней частями стрелы. При таком удлинении стрелы применяют ковш меньшего объема. Во время работы драглайном угол наклона стрелы обычно сос­тавляет 30—45°.

Чтобы не заменять стреловой ка­нат 4, длина которого рассчитана на стрелу прямой лопаты, для подвески удлиненной стрелы драглайна исполь­зуют дополнительные канаты 6 подвес­ки стрелы, соединяющие ось головных блоков стрелы с подвижной травер­сой 5. При этом в зависимости от дли­ны стрелы стреловой канат запасовы-вают по одной из схем, показанных па рис. 10.18, б (шесть ветвей) и рис. 10.18, в (четыре ветви), в соответствии с указанием в паспорте экскаватора.

Ковш драглайна шарнирно подве-

Схема работы обратной лопаты - student2.ru

Схема драглайна

а — общая схема; б — схема занасовки стрело­вого каната при подвеске стрелы на шести вет­вях; в — то же, на четырех ветвях; / — ковш; 2 — тяговый канат; 3 — наводка тягового кана­та; 4 — стреловой канат; 5 — подвижная тра­верса; 6 — канаты подвески стрелы; 7 — подъ­емный канат; 8 — стрела; 9 — головной блок; 10— соединительное звено; // — тяговая цепь; 12, 14, 19 — проушины; 13 — арка ковша; 15 — разгрузочный канат; 16 — опрокидный блок; 17—подъемные цепи; 18 — распорка


Схема работы обратной лопаты - student2.ru

10.19. Гусеничный экскаватор с крановым оборудованием /—ходовая тележка; 2—поворотная часть; 3 — двуногая стой­ка; 4 — решетчетая стрела; 5 — грузовые блоки с крюком



шен к двум подъемным цепям /7, закрепляемых пальцами в проуши­нах 19, которые расположены ближе к задней части ковша и приварены к его боковым стенкам. Верхними кон­цами подъемные цепи 17 укреплены на обойме опрокидного блока 16, к кото­рой крепится также подъемный ка­нат 7. Если ослабить тяговый канат 2, то ковш опрокинется зубьями вниз, повернувшись на пальцах проушин 19, и повиснет на подъемных цепях 17. Для свободного поворота ковша при опрокидывании подъемные цепи 17 раздвинуты распоркой 18.

При одновременном натяжении подъемного и тягового канатов увели­чивается расстояние между соедини­тельным звеном 10 и опрокидным блоком 16, что сопровождается натя­жением разгрузочного каната /5, зак­репленного одним концом на звене 10, а вторым —- на проушине 14 арки 13 ковша.

При работе на легких грунтах пет­ли устанавливают в верхнее положе­ние, при работе в плотных грунтах -в нижнее. При разработке дна глубо­кого забоя петли рекомендуется уста­навливать в верхнее положение.

На драглайнах, кроме ковшей с прямолинейной режущей кромкой, устанавливают ковши увеличенного объема без зубьев или с двумя зубья­ми, с полукруглыми днищем и режу­щей кромкой. Применять такие ковши не всегда эффективно, например, при разработке грунтов с включениями и необходимости планировки с повышен­ными требованиями дна котлованов и траншей.

Грейфер {см. рис. 10.15) применя­ют для разработки грунтов, располо­женных ниже и выше уровня стоянки экскаватора, для погрузки и разгрузки сыпучих материалов, а также при некоторых земляных работах в мягких грунтах (рытье глубоких котлованов,

очистке прудов и каналов).

Грейферы бывают одноканатные и двухканатные. Первые менее эффек­тивны, так как для разгрузки их нужно опускать на грунт, что резко снижает производительность.

Для оборудования грейфера ис­пользуют решетчатую стрелу драг­лайна.

Ковшом грейфера, подвешенным на канатах, невозможно разрабаты­вать плотные грунты, так как масса его недостаточна, чтобы врезаться в грунт. В связи с этим изготовляют ковши легкого, среднего и тяжелого типов для разработки грунтов различ­ной плотности. Масса ковша должна быть тем больше, чем плотнее разраба­тываемый грунт. Однако чем тяжелее ковш, тем меньше грунта он может поднять при данной устойчивости эк­скаватора; следовательно, снижается производительность.

Крановое оборудование (рис. 10.19) используют при разнообразных погрузочно-разгрузочных работах (в последние годы в основном перегру­зочных). При монтаже его применяют редко, так как механизмы экскаватора не обеспечивают большой диапазон изменения скоростей рабочих движе­ний крана (подъема, поворота, опуска­ния груза).

Наши рекомендации