Схема работы обратной лопаты
I — ковш; 2 — тяговый канат; 3 — стрела; 4 — дополнительная стойка; 5 — подъемный канат; 6 — рукоять; /.../// — положения ковша при копании, подъеме стрелы и разгрузке
барабана. Подъемный канат поддерживается блоками неподвижной дополнительной стойки.
Стрелу используют от прямой лопаты. На верхней стороне передней части стрелы смонтирован амортизатор, предохраняющий ее от ударов верхним концом рукояти при выбрасывании ковша вперед для разгрузки или при резком опускании его на грунт.
Передняя стойка предназначена для увеличения угла между подъемным канатом и стрелой, что уменьшает нагрузку на стрелу, а также изнашивание каната. Установленные на передней стойке блоки дают возможность опускать стрелу достаточно низко.
Стойка выполнена в виде портала, шарнирно укрепленного в проушинах поворотной рамы. В верхней части портала смонтированы блоки подъемного полиспаста и блоки для подъема и опускания передней стойки.
Драглайн применяют при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Глубина копания, высота разгрузки ковша и расстояние, на которое может быть заброшен ковш (радиус копания) драглайна, значительно больше, чем у прямой и обратной лопат. Поэтому драглайн используют для рытья сравнительно больших котлованов и траншей, а также для отсыпки насыпей, в частности, на строительстве каналов, автомобильных и железных дорог.
Драглайн (рис. 10.18, а) состоит из ковша / с подвеской, стрелы 8, тягового 2, подъемного 7 и стрелового 4 канатов, канатов подвески стрелы 6 и наводки тягового каната 3.
Стрела — сварная, решетчатой конструкции, что позволяет уменьшать ее массу и делать более длинной, чем стрелы прямой и обратной лопат, применяя ковш того же объема. В результате удлинения стрелы увеличиваются радиус действия машины и высота выгрузки. Стрела состоит из двух соединенных болтами частей, нижняя из которых уширена к пяте стрелы и шар-нирно укреплена в проушинах поворотной платформы. Длина стрелы может быть увеличена дополнительными вставками между верхней и нижней частями стрелы. При таком удлинении стрелы применяют ковш меньшего объема. Во время работы драглайном угол наклона стрелы обычно составляет 30—45°.
Чтобы не заменять стреловой канат 4, длина которого рассчитана на стрелу прямой лопаты, для подвески удлиненной стрелы драглайна используют дополнительные канаты 6 подвески стрелы, соединяющие ось головных блоков стрелы с подвижной траверсой 5. При этом в зависимости от длины стрелы стреловой канат запасовы-вают по одной из схем, показанных па рис. 10.18, б (шесть ветвей) и рис. 10.18, в (четыре ветви), в соответствии с указанием в паспорте экскаватора.
Ковш драглайна шарнирно подве-
Схема драглайна
а — общая схема; б — схема занасовки стрелового каната при подвеске стрелы на шести ветвях; в — то же, на четырех ветвях; / — ковш; 2 — тяговый канат; 3 — наводка тягового каната; 4 — стреловой канат; 5 — подвижная траверса; 6 — канаты подвески стрелы; 7 — подъемный канат; 8 — стрела; 9 — головной блок; 10— соединительное звено; // — тяговая цепь; 12, 14, 19 — проушины; 13 — арка ковша; 15 — разгрузочный канат; 16 — опрокидный блок; 17—подъемные цепи; 18 — распорка
10.19. Гусеничный экскаватор с крановым оборудованием /—ходовая тележка; 2—поворотная часть; 3 — двуногая стойка; 4 — решетчетая стрела; 5 — грузовые блоки с крюком |
шен к двум подъемным цепям /7, закрепляемых пальцами в проушинах 19, которые расположены ближе к задней части ковша и приварены к его боковым стенкам. Верхними концами подъемные цепи 17 укреплены на обойме опрокидного блока 16, к которой крепится также подъемный канат 7. Если ослабить тяговый канат 2, то ковш опрокинется зубьями вниз, повернувшись на пальцах проушин 19, и повиснет на подъемных цепях 17. Для свободного поворота ковша при опрокидывании подъемные цепи 17 раздвинуты распоркой 18.
При одновременном натяжении подъемного и тягового канатов увеличивается расстояние между соединительным звеном 10 и опрокидным блоком 16, что сопровождается натяжением разгрузочного каната /5, закрепленного одним концом на звене 10, а вторым —- на проушине 14 арки 13 ковша.
При работе на легких грунтах петли устанавливают в верхнее положение, при работе в плотных грунтах -в нижнее. При разработке дна глубокого забоя петли рекомендуется устанавливать в верхнее положение.
На драглайнах, кроме ковшей с прямолинейной режущей кромкой, устанавливают ковши увеличенного объема без зубьев или с двумя зубьями, с полукруглыми днищем и режущей кромкой. Применять такие ковши не всегда эффективно, например, при разработке грунтов с включениями и необходимости планировки с повышенными требованиями дна котлованов и траншей.
Грейфер {см. рис. 10.15) применяют для разработки грунтов, расположенных ниже и выше уровня стоянки экскаватора, для погрузки и разгрузки сыпучих материалов, а также при некоторых земляных работах в мягких грунтах (рытье глубоких котлованов,
очистке прудов и каналов).
Грейферы бывают одноканатные и двухканатные. Первые менее эффективны, так как для разгрузки их нужно опускать на грунт, что резко снижает производительность.
Для оборудования грейфера используют решетчатую стрелу драглайна.
Ковшом грейфера, подвешенным на канатах, невозможно разрабатывать плотные грунты, так как масса его недостаточна, чтобы врезаться в грунт. В связи с этим изготовляют ковши легкого, среднего и тяжелого типов для разработки грунтов различной плотности. Масса ковша должна быть тем больше, чем плотнее разрабатываемый грунт. Однако чем тяжелее ковш, тем меньше грунта он может поднять при данной устойчивости экскаватора; следовательно, снижается производительность.
Крановое оборудование (рис. 10.19) используют при разнообразных погрузочно-разгрузочных работах (в последние годы в основном перегрузочных). При монтаже его применяют редко, так как механизмы экскаватора не обеспечивают большой диапазон изменения скоростей рабочих движений крана (подъема, поворота, опускания груза).