Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница


Для перемещения материалов в ковшах в вертикальном или наклонном (под большим углом) направлениях применяют ковшовые конвейеры,называемые также

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

ковшовыми элеваторами. В качестве тяго­вого органа используют конвейерную лен­ту 4 (рис. 5.15, а) или пластинчатые цепи, огибающие приводной 6 и натяжной / ба­рабаны (при цепном тяговом органе - звез­дочки). На тяговом органе с определен­ным шагом Т закреплены ковши 3. Тяго­вый орган вместе с ковшами и барабанами (звездочками) заключен в металлический кожух 5. Наклонные элеваторы могут быть выполненными открытыми, без ко­жуха. Материал загружают через загру­зочный 2, а разгружают через разгрузоч­ный 7 башмаки.

Различают быстроходные (скорость движения тягового органа 1,25 ... 2,5 м/с) и тихоходные (скорость 0,4 ... 1 м/с) элева­торы. Первые применяют для транспорти­рования порошкообразных, а также мел­ко- и среднекусковых материалов, а вто­рые - для среднекусковых абразивных, крупнокусковых и плохо подвижных ма­териалов. Для транспортирования сыпу­чих малоподвижных и подвижных мате­риалов применяют соответственно мелкие (рис. 5.15, б) или глубокие (рис. 5.15, в) ковши, располагая их на тяговом органе с шагом 0,3 ... 0,6 м. Кусковые материалы перемещают остроугольными ковшами (рис. 5.15, г), располагая их вплотную

Загружаются ковши быстроходных элеваторов при прохождении ими загрузочного башмака зачерпыванием, а раз­гружаются выбрасыванием материала под действием центробежных сил при огибании

приводного барабана (звездочек). Ковши тихоходных элеваторов загружаются путем за­сыпания в них материала, а разгружаются под действием гравитационных сил. При этом материал скатывается по передней стенке впереди идущего ковша, вследствие чего сни­жается сила его удара о разгрузочный башмак.

Производительность (т/ч) ковшовых элеваторов определяют по формуле:

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

где Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru - вместимость одного ковша, л; Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru - коэффициент наполнения ковша ( Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru меньшие значения - для крупнокусковых материалов); р - плотность материала, т/м3; Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru - число разгрузок в минуту; Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru - скорость движения ковшей, м/с; Т - шаг расстановки ковшей, м.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

Высота подъема материала составляет до 35 м, производительность (по объему материала) - до 100 м3/ч. Преимущественная область применения - заполнение высоких хранилищ - силосов и бункеров.

Разновидностью ковшовых элеваторов являются подъемники непрерывного действия для штучных грузов (рис. 5.16). В таких устройствах к тяговым цепям подвешивают площадки-люльки (лю-лечные элеваторы) (рис. 5.16, а), что позволяет не только поднимать, но и опускать груз. При жестком креплении полок на тяговых цепях элеватор устанавливают наклонно (рис. 5.16, б) и используют преимущественно для подъема штучных грузов, подаваемых на полки самотеком и также самотеком скатывающихся с них. Такие элеваторы используют в основном как погрузочно-разгрузочные устройства.

Элеваторы применяют и как пассажирские подъемники непрерывного действия (рис. 5.16, в). Для свободного прохождения через верхние и нижние звездочки кабины для пассажиров подвешивают шарнирно к двум цепям. Пассажирские элеваторы применяют в административных зданиях при небольших рассредоточенных пассажирских потоках. Скорость движения кабины не превышает 0,3 м/с, что позволяет пассажирам заходить в кабину и выходить из нее на ходу.

Винтовые конвейеры

Винтовые конвейеры применяют для горизонтального или наклонного (под углом до 20°) транспортирования сыпучих, кусковых и тестообразных материалов на расстояние до 30 ... 40 м. Конвейер (рис. 5.17, а) представляет собой желоб 4 полукруглой

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

Рис. 5.17. Винтовой конвейер

формы, внутри которого в подшипниках 5 вращается винт 3, приводимый электродвигателем 1 через редуктор 2. При вращении винта материал перемещается от загрузочного 6 к разгрузочному отверстию 7, перекрываемому задвижкой. Форма винта зависит от вида транспортируемого материала. Для хорошо сыпучих материалов (цемента, мела, песка, гипса, шлака, порошковой извести) применяют сплошные винты (рис. 5.17, б). Для кусковых материалов (крупного гравия, известняка, негранулированного шлака) используют ленточные и лопастные винты (рис. 5.17, в и д). Тестообразные, слежавшиеся и влажные материалы (мокрую глину, Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru бетонные смеси, цементные растворы) перемещают фасонными и лопастными винтами (рис. 5.17, г и д). Диаметры винтов стандартизованы и составляют от 0,15 до 0,6 м. Производительность конвейеров составляет в среднем 20 ... 40 м3/ч, при больших размерах винта - до 100 м3/ч.

Производительность (м3/ч) горизонтальных винтовых конвейеров определяют по формуле:

П = ШлОЧн v,

где D - диаметр винта, м; кн - коэффициент заполнения желоба (кн = 0,15 ... 0,45, меньшие значения для тестообразных и влажных материалов, большие - для хорошо сыпучих мате-риалов); v - скорость движения материала вдоль конвейера, м/с.

В случае наклонных конвейеров их производительность уменьшается из-за снижения скорости v вследствие гравитационного сопротивления движению. Так, при углах наклона 5, 10 и 20° это снижение составляет 10, 20 и 35% соответственно.

Реже применяют вертикальные винтовые конвейеры (рис. 5.18), в которые материал поступает от горизонтального конвейера, создающего подпор.

5.8. Вибрационные конвейеры и виброжелобы

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru В вибрационном конвейере (рис. 5.19) загруженному транспортируемым материалом желобу сообщаются несимметричные колебания так, что средняя скорость его перемещения в одном направлении значительно превышает среднюю скорость в противоположном направлении. При движении с меньшей скоростью желоб перемещается из положения / в положение // вместе с находящимся на нем материалом (точки соответственно А и Б). При резком возвращении желоба в исходное положение из-за повышенной скорости уменьшаются силы трения между жело

Рис. 5.19. Схема к объяснению принципом и материалом, вследствие чего, а также из-за па действия вибрационного конвейера инерционности материала он отстает от желоба,

5-6251

оставаясь на достигнутом ранее месте или незначительно смещаясь в направлении движения желоба (точка В) и совершая таким образом скачкообразное движение АВ по желобу за каждый цикл колебаний. Материалы можно перемещать по горизонтали, а также наклонно вверх и вниз. Источником колебаний служат электромагнитные возбудители или вибраторы с механическим приводом (эксцентриковые, кривошипно-шатунные). В строительстве вибрационные конвейеры используют для транспортирования материалов на небольшие расстояния, например, при дозировании инертных материалов в производстве бетонных смесей или строительных растворов. Принцип виброконвейера используется, в частности, в работе виброжелобов для подачи бетонной смеси к местам ее укладки.

5.9. Установки для пневматического транспортирования материалов

Пневматическими установками перемещают сыпучие грузы по трубам с помощью сжатого или разреженного воздуха. Их применяют для погрузки, разгрузки и перемещения цемента, песка, извести, опилок и т. п. По принципу действия различают установки всасывающего и нагнетательного действия.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru В установках вса-д сывающего действия (рис. 5.20, а) транспортируемый материал поступает во всасывающий трубопровод 2 вследствие разрежения в нем воздуха, создаваемого вакуум-насосом 8. С помощью сопел / возможен забор материала одновременно из нескольких мест. Из всасывающего трубопровода смесь воздуха с транспортируемым материалом поступает в осадительную камеру 3, где, вследствие резкого снижения скорости потока из-за расширения выходного сечения, более тяжелые частицы материала оседают и через шлюзовой затвор 4 высыпаются в бункер 5, а частично очищенный воздух поступает в фильтр б, работающий по тому же принципу оса-дительной камеры, где он очищается дополнительно и, пройдя через вакуум-насос 8, по трубопроводу 7 выбрасывается в атмосферу.

Вакуумный эффект в таких установках снижается по мере удаления от вакуум-насоса. Перепад давлений на участке сопло-насос составляет 40 ... 80 кПа, в связи с чем установки всасывающего действия способны транспортировать материалы на небольшие расстояния при малом перепаде высоты. Существенным недостатком таких установок является небольшая долговечность вакуум-насоса, внутренние полости которого подвергаются абразивному изнашиванию при недостаточной очистке выбрасываемого в атмосферу воздуха.

В установках нагнетательного действия (рис. 5.20, б) материал перемещается в потоке воздуха под действием избыточного давления, создаваемого компрессором 10, который засасывает воздух из атмосферы через воздухоприемник 9 и подает его в воздухосборник (ресивер) 11, откуда он поступает в транспортный трубопровод 14. Материал подается загружателем 13 через затвор 12. Далее транспортная схема аналогична рассмотренной выше: в осадительной камере 15 происходит отделение материала от воздуха, который через затвор 16 выпадает в бункер 17, а воздух, очистившись от примесей фильтром 18, выбрасывается в атмосферу.

Нагнетательные системы применяют для транспортирования материалов по разветвленному трубопроводу из одного места в несколько мест на значительные расстояния при большом перепаде высот. Давление воздуха - от 0,2 до 0,8 МПа.

Всасывающая и нагнетательная системы могут быть объединены в одну пневмо-транспортную установку, например, для разгрузки вагонов с последующим транспортированием материала на дальние расстояния. Соединительным элементом в этом случае может быть конвейер любого типа, например, ленточный, на который материал разгружается из бункера 5 (рис. 5.20, а) всасывающей части установки и которым он загружается в загрузочное устройство 13 (рис. 5.20, б) нагнетательной части.

Преимущества пневматического транспортирования заключаются в герметичности установки, исключающей пыление и загрязнение материала, в полной механизации процесса загрузки и разгрузки материала, в компактности оборудования и возможности перемещения материала по трассе любой конфигурации протяженностью до 2 км при большом перепаде по высоте и большой производительности (200 ... 300 т/ч и более). Недостатком является высокий удельный расход энергии (в 3 ... 6 раз больше, чем для конвейеров), быстрое изнашивание деталей оборудования при перемещении абразивных материалов.

Производительность (т/ч) пневмотранспортной установки по массе материала определяют по формуле:

Л=0вРвЦПООО,

где QB - подача насоса, м3/ч; рв - плотность атмосферного воздуха (рв = 1,244 кг/м3); \х - коэффициент массовой концентрации смеси, равный отношению массы перемещаемого в единицу времени материала к массе расходуемого за то же время воздуха (ц = 3 ... 20 для песка и щебня; ц = 20 ... 100 для цемента).

5.10. Погрузочно-разгрузочные машины

Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для погрузки штучных грузов и сыпучих материалов на транспортные средства (железнодорожные вагоны, автомобили, конвейеры), для разгрузки их с транспортных средств, а также для перемещения в хранилищах при складировании и сортировке. Их разделяют по рабочему процессу на машины цикличного и непрерывного действия; по виду ходового оборудования - на машины рельсоколесные, пневмоколесные и гусеничные. Известны также стационарные погрузочно-разгрузочные машины.

Рабочий цикл машины цикличного действия состоит из операций захвата материала, его перемещения, выгрузки и возврата рабочего органа или машины в целом на исходную позицию следующего рабочего цикла. Машины непрерывного действия могут быть оборудованы несколькими рабочими органами, установленными с определен-

5* 131

ным шагом, например, на бесконечной тяговой цепи, или рабочим органом, например, шнекового типа. При работе в цикличном режиме машина выполняет перечисленные операции последовательно. В машинах непрерывного действия материал поступает на рабочий орган, перемещается вместе с ним или по нему и разгружается непрерывным потоком.

Для перегрузки единичных грузов большой массы (железобетонных изделий, контейнеров с кирпичом и каменными блоками, ящиков с оборудованием, длинномерного лесоматериала и профильного металла) при одновременном их перемещении по строительной площадке, а также при монтаже применяют вилочные автопогрузчики и краны-манипуляторы.

Вилочным автопогрузчиком называют подъемно-транспортную машину с вертикальным телескопическим подъемником и подвешенными на нем грузовыми вилами (рис. 5.21, а). В качестве сменных рабочих органов используют: штырь для рулонов и коротких труб (рис. 5.21, б), захват для бревен (рис. 5.21, в), ковш для сыпучих материалов (рис. 5.21, г), безблочную стрелу (рис. 5.21, д), крановую стрелу (рис. 5.21, е), рычажную крановую стрелу (рис. 5.21, ж) для увеличения высоты подъема, приспособление для захвата контейнеров и др. Рабочий орган может быть установлен в передней (фронтальные погрузчики) или боковой (боковые погрузчики) части машины. Применяемые в строительстве погрузчики обычно приводятся ДВС (автопогрузчики). В транспортных сетях заводов стройиндустрии и промышленных предприятий используют также погрузчики с электрическим приводом постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей (электропогрузчики). По грузоподъемности погрузчики делят на легкие (до 2 т), средние (от 3,2 до 5 т), тяжелые (от 5 до 10 т) и сверхтяжелые (более 10 т). При увеличении вылета груза, например, при крановом рабочем оборудовании, грузоподъемность погрузчика снижается. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные автопогрузчики средней грузоподъемности.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru Фронтальный автопогрузчик (рис. 5.22) состоит из самоходного короткобазового шасси, изготовленного, в основном, из стандартных автомобильных узлов и деталей: ДВС с коробкой передач, ведущего и управляемого мостов с ходовыми колесами, рулевого управления. В отличие от автомобиля задний мост со спаренными ведущими колесами установлен в передней части машины, а управляемый мост - в ее задней части, что обусловлено развеской массы машины с грузом, при которой большая нагрузка приходится на ее переднюю часть. Соответственно изменена ориентация органов управления и рабочего места машиниста. Короткая автомобильная база обеспечивает погрузчику высокую маневренность - способность разворачиваться в стесненных условиях, например, в складских помещениях.

Грузоподъемник состоит из двух рам - внешней / и внутренней 2, подъемной каретки 7 с грузовыми вилами 4, подъемного механизма и двух гидроцилиндров 10 отклонения внешней рамы от ее вертикального положения. Внешняя рама в нижней части шарнирно соединена с рамой самоходного шасси и с помощью двух гидроцилиндров может наклоняться вперед на угол до 3° для подвода вил под груз при его захвате и назад на угол до 10° для предотвращения сползания груза с вил при его вертикальных перемещениях, а также при передвижении погрузчика. Внутренняя рама с помощью гидравлического толкателя 3 одностороннего действия, шток которого 9 жестко закреплен на поперечине 5 внутренней рамы, и обратного двукратного полиспаста (мультипликатора), состоящего из двух грузовых цепей 8, закрепленных концами на внешней раме и грузовой каретке и огибающих звездочки 6, подвешенные к поперечине внутренней рамы, может перемещаться вверх по направляющим внешней рамы. Аналогично по направляющим внутренней рамы может перемешаться грузовая каретка 7. Благодаря мультипликатору скорость перемещения грузовой каретки в два раза превышает скорость перемещения штока гидротолкателя. Опускают груз гравитационно. Гидроцилиндры питаются рабочей жидкостью от лопастного или шестеренного насоса, приводимого двигателем автопогрузчика.

Рабочий цикл фронтального автопогрузчика состоит из операций захвата установленного на подкладках штучного или тарного груза (подвод вил под груз, наклон внешней рамы назад), перемещения погрузчика к месту разгрузки, при необходимости с подъемом груза, установки груза на подкладки в месте разгрузки и возврата погрузчика на исходную позицию следующего рабочего цикла. В зависимости от ситуационных

местных условий и дальности передвижения погрузчик может перемещаться как передним ходом с разворотами, так и задним ходом, загружаться и разгружаться на любой высоте в пределах вертикального хода вил. Максимальная высота подъема вилочного захвата автопогрузчика средней грузоподъемности составляет примерно 4,5 м, а груза на крюке Г-образной стрелы - до 7 м. Скорость подъема груза составляет от 0,5 до 10 м/мин, а скорость передвижения по дорогам с твердым покрытием - до 50 км/ч.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru Краны-манипуляторы представляют собой специальные подъемно-транспортные средства, обычно с дистанционно управляемым грузозахватным устройством. В качестве примера на рис. 5.23 показан кран-манипулятор на короткобазовом шасси с грузозахватным устройством, подвешенным на гуське телескопической стрелы, смонтированной на поворотной части машины. Краны-манипуляторы изготовляют также на базе автомобилей, тракторов и одноковшовых полноповоротных экскаваторов.

Погрузочные машины цикличного и непрерывного действия используют в строительстве для погрузки инертных и вяжущих материалов в карьерах и на складах. Машины цикличного действия, называемые также одноковшовыми (фронтальными) погрузчиками, могут быть выполнены как навесное оборудование на серийно выпускаемых колесных, реже - гусеничных тракторах или колесных тягачах, а также как специальные машины с использованием тракторного ходового и силового оборудования. Эти машины обычно представляют собой погрузочно-отвальное оборудование, установленное на колесном тягаче.

Одноковшовые погрузчики предназначены для погрузки на транспортные средства (автомобили-самосвалы и полувагоны) сыпучих и кусковых грузов (песка, гравия, щебня, строительного мусора, каменного угля, кокса и т. п.). Погрузчики со специальными ковшами используют также для перегрузки скальных пород, разработки и погрузки гравийно-песчаных материалов в карьерах и т. п. Погрузчики могут быть оборудованы специальными устройствами для монтажных, зачистных, планировочных, снегоуборочных и т. п. работ.

Одноковшовые погрузчики классифицируют по грузоподъемности - легкие (0,5 ... 2 т), средние (2 ... 4 т), тяжелые (4 ... 10 т) и большегрузные (свыше 10 т); по виду базового шасси - на тракторах, на тягачах и на специальном шасси; по виду ходовых устройств - колесные и гусеничные; по направлению разгрузки ковша - с передней (фронтальные), боковой (полуповоротные) и задней (перекидные) разгрузкой. В строительстве наибольшее распространение получили фронтальные погрузчики на спецшасси.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru Рабочее оборудование фронтального одноковшового погрузчика (рис. 5.24) состоит из ковша / и стрелы 2, навешенных на портал 7, жестко соединенный с рамой 8 погрузчика. Стрелу поднимают двумя гидроцилиндрами 6 (с каждой стороны погрузчика), а ковш поворачивают двумя гидроцилиндрами 5 через рычажную систему 5, контролируя его угловое положение указателем 4. Ди-Рис. 5.24. Фронтальный одноковшовый погрузчик Зельная силовая установка расположена в задней части машины. Этапы зачерпывания насыпного груза из штабеля показаны положениями ковша /, II и III. В положении / погрузчик перемещается вперед для внедрения ковша в насыпной материал, после чего ковш переводится в положение //, а затем - в положение ///для подготовки к последующему перемещению погрузчика к месту разгрузки. Этапы загрузки транспортного средства показаны положениями ковша IV и V.

Скорость подъема ковша при черпании составляет 1 ... 1,5 м/с; высота подъема ковша грузоподъемностью 1,25 ...5 т- 2,7 ... 3,4 м; рабочие скорости передвижения погрузчика 8 ... 12 км/ч, а транспортные скорости - 25 ... 50 км/ч.

Кроме основного ковша одноковшовые погрузчики оснащают многими видами сменного и навесного рабочего оборудования - ковшами увеличенной и уменьшенной вместимости, грейферными двухчелюстными ковшами, ковшами с боковой разгрузкой, поворотными захватами для погрузки в транспортные средства и складирования штучных и длинномерных грузов, лесоматериалов, установки столбов и другим оборудованием. Некоторые виды сменного рабочего и навесного оборудования представлены на рис. 5.25.

Эксплуатационную производительность (т/ч) одноковшовых погрузчиков при работе с сыпучими грузами определяют по формуле:

Я=3600 Q г kjta,

где Q - грузоподъемность ковша, т; е - коэффициент использования вместимости ковша (г ~ 0,9 при погрузке зернистых и мелкокусковых материалов, е ~ 0,7 при погрузке средне- и крупнокусковых материалов); кв - коэффициент использования погрузчика во времени: гц - продолжительность рабочего цикла, с.

Продолжительность рабочего цикла складывается из продолжительности зачерпывания материала (5 ... 6 с), передвижения погрузчика к месту разгрузки, собственно разгрузки (3 ... 4 с) и возвращения погрузчика на исходную позицию следующего рабочего цикла. Операция зачерпывания материала заканчивается подъемом ковша в поло-

жение Ш (см. рис. 5.24), подъем ковша в положение IV совмещается с передвижением погрузчика к месту разгрузки, а опускание ковша в положение / - с возвратным передвижением погрузчика.

Для определения эксплуатационной производительности (т/ч) погрузчиков при работе со штучными грузами используют прежнюю формулу, заменяя в ней е на кг - коэффициент использования грузоподъемности погрузчика, а при расчете параметра гц время зачерпывания сыпучего материала - на время захвата груза:

П = 3600 Q kr kB I tn,

Составными частями погрузочных машин непрерывного действия (рис 5.26) являются: зачерпывающее (питатель) и транспортирующее устройства, пневмоколес-ный или гусеничный движитель. В качестве зачерпывающего устройства используют винтовой питатель I (рис. 5.26, б) с симметричным винтом правой и левой навивки, реже - черпаковое колесо 4 (рис. 5.26, в), в ряде случаев, преимущественно для погрузки снега - загребающие лапы 6 (рис. 5.26, г). Транспортирующим устройством обычно служит ковшовый 2 (рис. 5.26, б), ленточный 3 и J (рис. 5.26. в) или скребковый 10 (рис. 5.26, г) конвейеры.

В строительстве применяют также передвижные ленточные конвейеры (рис. 5.26, а), не имеющие зачерпывающего органа. Их загружают материалом вручную или бульдозером при заглублении загрузочного конца в приямок. Перемещают конвейер также вручную. Несущим органом является плоская или желобчатая конвейерная лента шириной от 0,4 до 0,65 м. Скорость движения ленты составляет от 0,5 до 3,2 м/с. Отечественная промышленность выпускает передвижные конвейеры длиной 5, 10 и 15 м.

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru

Рис. 5.25. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков: ковши: 1, 2 и 3 - нормальной, увеличенной и уменьшенной вместимос-тей; 4 - двухчелюстной; 5 -скелетный; 6 - с боковой разгрузкой; 7 - с увеличенной высотой разгрузки; 8 - с принудительной разгрузкой; 9 - бульдозерный отвал; 10 - рабочее оборудование экскаватора; 11 - грейфер; 12 - грузовые вилы: 14 - крановое оборудование; 14 - челюстной захват; 15 - захват для столбов и свай; 16 -плужный снегоочиститель: 17 - роторный снегоочиститель; 18 - кусторез; 19 -корчеватель-собиратель; 20 - рыхлитель

Ковшовые конвейеры и подъемники непрерывного действия 1 страница - student2.ru Погрузочные машины с винтовым питателем (рис. 5.26, б) с ленточным или лопастным (для крупнокусковых материалов) винтом применяют для перегрузки песка, гравия, щебня, глины. При вращении винта / с одновременным перемещением машины (надвиганием на штабель) его витки подгребают материал с обеих сторон к наклонному ковшовому элеватору 2, по наличию которого машины называют также многоковшовыми погрузчиками. Материал выгружается в транспортное средство через спускной лоток непосредственно или с помощью отвального конвейера 3, обычно поворотного в горизонтальной плоскости.

Машины такого типа имеют механическую, гидромеханическую или электромеханическую трансмиссию. В последнем случае механизмы винтового питателя, ковшового и ленточного конвейеров, а также гусениц или колесных осей приводятся индивидуальными электродвигателями, питаемыми от генератора трехфазного тока, приводимого ДВС. Известны также машины, питаемые электроэнергией от внешней электросети. Производительность многоковшовых погрузчиков составляет обычно от 40 до 160 м3/ч.

Машины с черпаковым загрузочным устройством (рис. 5.26, в) в виде ротора 4 с расположенными по его периферии черпаками, называемые также роторными погрузочными машинами, применяют для погрузки неслежавшихся материалов (песка, рыхлого грунта, угля и т. п.). При вращении ротор захватывает материал и перегружает его на приемный ленточный конвейер, расположенный вдоль поворотной в вертикальной плоскости стрелы с ротором на ее конце. Из приемного конвейера материал поступает на отвальный конвейер 5, поворотный в горизонтальной плоскости, а оттуда - в транспортное средство. В отличие от многоковшового погрузчика с винтовым питателем, который может забирать материал только с подошвы штабеля, роторный погрузчик может забирать материал на любой его высоте. Роторные погрузчики могут работать как при непрерывной подаче машины на штабель, забирая материал с определенного его уровня, так и позиционно, разрабатывая штабель сверху вниз путем опускания стрелы с ротором без перемещения машины. По достижении ротором подошвы забоя машину перемещают вперед на новую позицию.

Машины с загребающими лапами (рис. 5.26, г), обычно используемые как снегоуборочные, применяют также для погрузки мелко- и среднекусковых преимущественно малоабразивных материалов, например, угля. Загребающая лапа 6 является составной частью шарнирного четырехзвенника, включающего также кривошип 7 и тягу 8,

смонтированные на лотке 9. При вращении кривошипов, приводимых через расположенный под лотком карданный вал, и непрерывной подаче машины на штабель лапы поочередно загребают материал и подают его на скребковый конвейер 10. Для работы с абразивными строительными материалами эти машины непригодны из-за быстрого изнашивания шарнирных узлов четырехзвенников.

Производительность погрузочных машин непрерывного действия составляет от 50 до 300 м3/ч и зависит, прежде всего, от работы питателя и размера штабеля. При разработке штабелей больших объемов с быстрым продвижением погрузчика вперед за счет напорного усилия ходовой части производительность повышается.

Контрольные вопросы к главе 5

1. Какие виды транспорта используют в строительстве? Приведите краткую характеристику каждого из них, особенности их использования.

2. Чем отличаются прицепы от полуприцепов?

3. Какие виды работ, кроме транспортных, выполняют с помощью вертолетов?

4. Для чего применяют в строительстве грузовые автомобили? Как их классифицируют по назначению? по проходимости? по грузоподъемности? Что такое автопоезд?

5. Как устроен грузовой автомобиль общего назначения?

6. Какие транспортные средства относятся к специализированным? Приведите краткую характеристику каждого из них (назначение, устройство, особенности эксплуатации).

7. Какие транспортные средства относятся к специальным? В чем заключается их принципиальное отличие от других автотранспортных средств? Приведите краткую характеристику каждого вида.

8. Для чего предназначены тракторы? Приведите их классификацию и дайте краткую характеристику каждого типа тракторов. Назовите основной показатель трактора. Чем он ограничен?

9. Для чего предназначены пневмоколесные тягачи? Приведите их краткую технико-эксплуатационную характеристику. Как устроены одноосные и двухосные тягачи?

10. Для чего предназначены транспортирующие машины и оборудование? Приведите их классификацию.

11. Опишите устройство и принцип работы ленточного конвейера. Какими способами можно повысить тяговую способность ведущего барабана ленточного конвейера? Обоснуйте применение прямых и желобчатых катучих опор в ленточном конвейере. Охарактеризуйте виды разгрузки материала с ленточных конвейеров. Для чего применяют конвейеры с покрывающей лентой? Из каких материалов изготовляют конвейерные ленты? Чем отличаются ленточно-канатные и ленточно-цепные конвейеры от обычных ленточных конвейеров? Как соединяются между собой ленточные конвейеры в каскаде? Каковы преимущества и недостатки такого соединения? Какова область применения стационарных и передвижных ленточных конвейеров? Чем они отличаются друг от друга? Как определяют производительность ленточных конвейеров?

Наши рекомендации