Создание и развитие морского транспорта
РОССИИ
20 октября 1996 г. наша страна отметила трехсотлетие исторического решения Боярской думы России: «Морским судам быть...» С этого принятого по предложению Петра I решения началось превращение России в великую морскую державу.
Последующие три столетия морской торговый флот рос и развивался вместе с государством, открывал новые земли, особенно в Арктике и на Дальнем Востоке, участвовал в их освоении, удовлетворял потребности страны в морских перевозках, а в тяжелые годы войны вместе с Военно-Морским Флотом защищал рубежи Отчизны.
18 июля 1924 г. Постановлением Совета Труда и Обороны было образовано акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»). Оно объединило транспортные суда, принадлежавшие прежде различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам. Этим закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась его инфраструктура, включавшая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.
«Совторгфлоту» были подчинены четыре конторы с расширенными коммерческими функциями: Северная, Балтийская, Черномор-ско-Азовская и Дальневосточная. Были открыты заграничные конторы, ряд агентств и представительств. Вся работа координировалась и направлялась Центральным правлением «Совторгфлота» в Москве.
К 1 января 1925 г., когда «Совторгфлот» начал свою официальную деятельность, под его флагом удалось собрать всего 128 пароходов общей вместимостью менее 168 тысяч брутто-регистровых тонн.
С образованием «Совторгфлота» связано и начало пополнения флота судами отечественной постройки. В основу его была положена утвержденная Советом Труда и Обороны еще в 1925 г. «Пятилетняя ориентировочная программа морского торгового судостроения». Был утвержден также пятилетний план развития портов.
За первую пятилетку (1928-1932 гг.) морской транспорт получил 66 судов с отечественных верфей и 44 судна иностранной постройки. Это позволило флоту достичь в 1932 г. по грузообороту уровня 1913 г. - 10,9 млрд тонно-миль, превысив уровень 1920 г. в два раза. Успешно шло восстановление портового хозяйства страны. Грузооборот портов достиг в 1932 г. 48,6 млн тонн, превысив уровень 1913 г.
Крупные работы по реконструкции морских портов были проведены в Ленинграде, Архангельске, Владивостоке. Строились новые причалы, склады, пассажирские вокзалы, увеличивалось количество средств механизации. Расширялись и реконструировались судоремонтные заводы.
Подготовка кадров для морского флота в 30-е годы производилась в отраслевых учебных заведениях - двух институтах (Ленинградском и Одесском) и семи морских техникумах. Для подготовки специалистов рядового состава были организованы морские фабрично-заводские училища (ФЗУ).
Морской флот в 30-е годы значительно расширил районы плавания. Благодаря героическим походам «А. Сибирякова», «Ф. Литке», «Челюскина», «Г. Седова» в широких масштабах было начато освоение Северного морского пути и превращение его в постоянно действующую магистраль. Северный морской путь проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.
Для справки. Морской путь от Гамбурга до Японии через Суэцкий канал составляет 11 500 миль, а вокруг Африки -14 000 миль, по Северному морскому пути это расстояние сокращается до 7300 миль, причем расстояние в 2,5 тыс. миль равно пути от Карских ворот до Берингова пролива.
Окончательное оформление морского транспорта в самостоятельную отрасль народного хозяйства произошло перед Великой Отечественной войной. Морфлот стал важной составной частью транспортной системы страны.
В его составе на 1 апреля 1941 г. насчитывалось 870 судов общим Дедвейтом 2,1 млн тонн. Средняя грузоподъемность судна за годы существования отрасли выросла вдвое. Уровень механизации в портах в 1940 г. превысил 65%.
С первых часов Великой Отечественной войны все 14 морских пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов и других предприятий со 100 тысячами работников подчинили свою деятельность военным нуждам. Около 100 судов в соответствии с мобилизационными планами сразу же были переданы Военно-Морскому Флоту (ВМФ), часть поступила в оперативное подчинение военных флотов.
Транспортные суда на Балтике, Черном море, Севере под снарядами и бомбами доставляли фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие, эвакуировали раненых и больных, население, промышленное оборудование. Активное участие они приняли в доставке грузов по ленд-лизу: из общего количества этих грузов (16 млн тонн) наши суда перевезли больше половины.
За годы войны труженики отрасли перевезли в общей сложности около 100 млн тонн грузов и более 175 млн тонн переработали в портах.
Война оставила после себя тяжелые следы. Отрасль потеряла 380 судов дедвейтом около миллиона тонн, было разрушено более 90 портов, десятки судоремонтных предприятий.
Второй раз на протяжении трех десятилетий стране пришлось затрачивать большие усилия и средства, чтобы восстановить свой морской транспорт и его инфраструктуру. На этот раз он был воссоздан на новой технической основе.
С конца 1950-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение ее новыми судами. Уже в 1965 г. морской транспортный флот страны составил 1187 единиц общим дедвейтом 8,4 млн тонн и вышел на шестое место в мире.
В 70-80-е годы в состав транспортного флота вступили сотни специализированных судов (контейнеровозы, ролкеры, балкеры, железнодорожные паромы, суда для перевозки генеральных грузов). Для их обработки были построены специальные береговые комплексы, что позволило значительно усовершенствовать технологию перевозки и перевалки грузов.
Таким образом, за три послевоенных десятилетия была сформирована мощная транспортная отрасль - морской флот, в составе которого на 1 января 1990 г. было 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн тонн, 67 портов, 26 судоремонтных предприятий, 6 высших и 14 средних специальных учебных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно-исследовательских, проектных и конструкторских учреждений.
После распада Советского Союза образовались суверенные государства, в которых появились самостоятельные отрасли морского транспорта.
Под юрисдикцию Украины отошли Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства со всеми структурными предприятиями (порты, заводы, морские учебные заведения и г. д.), ранее входившими в состав союзной отрасли. То же самое произошло с Латвийским, Литовским, Эстонским, Грузинским, Каспийским и Среднеазиатским пароходствам, которые в полном составе вошли в соответствующие независимые государства.
Произошла реорганизация и Министерства морского флота. В январе 1992 г. вместо него был создан Департамент морского транспорта в составе Министерства транспорта России. Функции, связанные с оперативным управлением работой судов, портов, заводов, были переданы пароходствам и другим предприятиям морского транспорта на бассейнах. Вместо 17 пароходств, входивших в состав Министерства морского флота СССР, в России осталось 10.
Структура и назначение морских пароходств значительно изменились. Из их состава вышли и стали самостоятельными крупные морские торговые порты и судоремонтные заводы. Пароходства стали, в основном, судоходными компаниями. Существенно изменилась и форма собственности. В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 1 июля 1992 г. все пароходства, кроме Арктического, а потом и Северо-Каспийского, стали акционерными обществами. В Мурманском пароходстве ледокольный флот остался в государственной собственности, и эксплуатация ледоколов стала осуществляться на основе специального договора пароходства с государством.
В связи с распадом отрасли Россия потеряла почти половину морских торговых портов, отошедших к новым независимым государствам, в том числе незадолго до этого построенные современный Новоталлинский порт и ряд специализированных портов на Балтике и Украине. В Европейской части страны у России остался лишь один крупный незамерзающий порт - Новороссийск. Оставшиеся у России 40 портов оказались способными переваливать около 70% грузов страны. Лишилась Россия и нескольких железнодорожных паромных переправ на Балтике, Черном и Каспийском морях.
Учитывая стратегическое значение морских портов, часть их имущества осталась в руках государства, а для надзора за технической эксплуатацией портовых сооружений и безопасностью мореплавания на акваториях учреждены Морские администрации портов.
Существенные изменения произошли и в судоремонтной промышленности отрасли. Из имевшихся в СССР 30 судоремонтных заводов ММФ в России осталось лишь 14, а из 17 баз технического обслуживания флота-9. По состоянию на конец 1993 г. судоремонтные предприятия России могли удовлетворить потребности в ремонте судов лишь на 75%, а в строительстве малотоннажных судов и плавсредств технического флота- всего на одну треть. Распад СССР значительно изменил и положение с подготовкой кадров для Морского флота. Из имевшихся 5 высших и 15 средних морских учебных заведений в России осталось три высших, которые вскоре стали называться академиями, и сеть средних специальных учебных заведений.
В целях обеспечения потребностей России в перевозках грузов и перевалке их в портах правительство страны 8 октября 1993 г. приняло Программу возрождения торгового флота России, был создан и Фонд возрождения. Эта программа предусматривала меры по обновлению, строительству и модернизации портов и судоремонтных заводов. Планировалось довести к 2000 г. численность транспортного флота до 800 единиц суммарным дедвейтом 12 млн тонн, а пропускную способность портов - до 255 млн тонн. Предусматривалось строительство новых портов на Балтике (Лужская губа, Приморск, бухта Батарейная), на Каспии (поселок Забурунное) и на Дальнем Востоке (Советская Гавань). В действующих портах на всех бассейнах было запланировано построить 145 новых причалов и перегрузочных комплексов. Особое внимание в Программе уделено возрождению Российского флота на Каспии, где у России почти не осталось судов и портов.
Что же сегодня представляет собой морской транспорт России как отрасль? Его составляют 10 пароходств, более 80 государственных, акционерных и частных судоходных компаний, свыше 40 морских торговых портов, 13 судоремонтных заводов, Государственный регистр морского судоходства, 5 научно-исследовательских и проектных институтов.
Если оценивать весь морской флот, находящийся под контролем России, то он составит порядка 1270 судов общим дедвейтом 15,4 млн тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн тонн грузов.
Уникальная, единственная в мире флотилия из девяти атомных ледоколов позволяет продлевать сроки арктической навигации в западной части Северного Ледовитого океана, проводить транспортные суда круглый год, а также осуществлять высокоширотные сквозные рейсы по всей трассе Северного морского пути - нашей национальной транспортной магистрали в Арктике.
Продолжая реализацию правительственной Программы возрождения торгового флота России и его инфраструктуры, уже построено более 50 транспортных судов, ведется реконструкция практически всех федеральных портов, строится 23 перегрузочных комплекса, ежегодно осуществляется ввод дополнительных мощностей. На Дальнем Востоке введен в действие угольный комплекс, позволивший решить проблему экспорта российского угля в этом регионе, а также комплекс по переработке удобрений в Мурманске; завершается строительство мощного контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, зернового и контейнерного терминала в Новороссийске, сразу трех специализированных перегрузочных комплексов в Ванинском порту и т. д. Ведется строительство сухогрузного порта в Усть-Луге, наливного порта в бухте Батарейная, нового порта на Каспии (поселок Оля), нового порта на
Балтике в районе Приморска. Разработаны технико-экономические обоснования строительства нового порта на Черном море (озеро Соленое в Краснодарском крае), а также целесообразности создания паромного сообщения на направлении Усть-Луга - Калининград - Германия и Санкт-Петербург - Калининград - Германия. Проработаны вопросы организации паромного сообщения между Россией и Турцией, а также на Каспии между Россией, Среднеазиатскими республиками и Ираном.
По провозной способности российский флот мог бы удовлетворять потребности России в перевозках грузов морем, однако из-за несовершенства законодательной базы, не учитывающей в полной мере специфику морского флота, этого не происходит. Российские судовладельцы вынуждены регистрировать суда под иностранными, «удобными» флагами. Суммарный дедвейт морского торгового флота под российским флагом сократился с 10,6 млн тонн до 2,6 млн тонн, т. е. более чем в 4 раза. Флот морских пароходств в России практически не обновляется. Из введенных в эксплуатацию в 1997 г. 16 судов общим дедвейтом 171,5 тыс. тонн только 4 (49,4 тыс. тонн дедвейта) подняли флаг России. Причина кризиса - непомерные российские налоги, не позволяющие на равных конкурировать нашим морским судам с иностранными.
К сказанному следует добавить проверенную на практике систему государственного морского образования, ежегодно выпускающую 2000 специалистов морского транспорта. В отрасли действуют 3 академии, 9 колледжей и 11 лицеев, располагающих необходимой материальной базой и профессорско-преподавательским потенциалом для подготовки специалистов, отвечающих всем международным стандартам.