Методические указания по определению проектной численности населения сложившихся городов и поселков городского типа

1. Проектная численность населения сложившихся культурно-бытового строительства и инженерных сетей и городов и поселков служит основой для определения сооружений, размеров селитебной территории, объемов жилищного и культурно-бытового строительства и инженерных сетей и сооружений

Перспективы развития городов и поселков, а также рост численности их населения следует определять на первую очередь и на перспективный срок.

2. Расчеты проектной численности населения следует производить по метолу трудового баланса, имея в виду наиболее полное и рациональное использование трудовых ресурсов городов и поселков.

Проектную численность населения следует сопоставлять с современными данными и учитывать ожидаемые изменения в структуре населения на перспективу.

3. При определении общей численности населения городов, являющихся курортными или центрами массового отдыха неместного значения, контингенты курортников и отдыхающих следует учитывать дополнительно.

4. Абсолютную численность градообразующих кадров на первую очередь и перспективный срок следует определять исходя из численности кадров:

промышленных и сельскохозяйственных предприятий, энергетических и складских объектов - на основе перспективных планов и проектных данных по реконструкции существующих объектов и новому строительству;

внешнего транспорта - на основе перспективных планов и проектных данных по реконструкции существующих объектов и новому строительству, с учетом роста объема перевозок и их распределения по видам транспорта;

административных, общественных и хозяйственных учреждений союзного, республиканского, областного и законного значения - на основе данных соответствующих организаций:

высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и проектных организаций - на основе данных соответствующих министерств и ведомств:

строительно-монтажных организаций - на основе ориентировочных объемов строительно-монтажных работ в соответствии с нормативами, утвержденными Госстроем СССР;

курортных учреждений - на основе материалов планирования соответствующих органов по развитию курортного дела и курортного строительства.

5. Определение численности кадров, занятых в учреждениях и предприятиях, обслуживающих население, следует производить на основе детального анализа современных данных и показателей охвата населения предприятиями и учреждениями, обслуживания и их развития, предусматриваемого плановыми органами.

6. Проектный удельный вес обслуживающей группы в общей численности населения следует определять с учетом:

уровня обслуживания и процента охвата и различными видами обслуживания;

возрастной структуры населения;

размеров города (поселка), его значения в системе расселения и его роли в обслуживании населения прилегающего района.

Примерный удельный вес обслуживающей группы населения по отдельным видам обслуживания на первую очередь и перспективный срок, исчисленный для городов с населением в 100-250 тыс. человек, рекомендуется принимать по таблице с уточнением в каждом отдельном случае, в зависимости от конкретных особенностей данного города или поселка.

Примерный удельный вес обслуживающей группы населения (для городов с населением 100-250 тыс. человек)

Отрасль обслуживания Кадры в % всего населения
на первую очередь на перспективу
1. Детские ясли-сады 2,1 3,3
2. Школы 1,4 2,2
3. Культурно-просветительные учреждения 0,5
4. Учреждения здравоохранения 1,9 2,4
5. Физкультурные и спортивные сооружения 0,2 0,3
6. Предприятия торговли 2,8 3,3
7. Предприятия общественного питания 2,2 2,8
8. Административные и общественные учреждения 0,6 0,5
9. Предприятия связи 0,7 0,8
10. Предприятия хозяйственно-бытового обслуживания 1,8 1,8
11. Жилищно-коммунальное хозяйство 3,9 4,6
В том числе:    
а) жилищное хозяйство 1,3
б) городской транспорт (пассажирский и грузовой) 1,3 1,6
в) прочие отрасли 1,6 1,7
Примечание. Для городов, связанных с обслуживанием населения прилегающего района, туристов, командированных и др., удельный вес обслуживающей группы населения может быть увеличен на 2-3%.

8. В состав несамодеятельной группы населения следует включать:

а) детей дошкольного и школьного возрастов;

б) неработающих граждан пенсионных возрастов;

в) неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте;

г) граждан, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, примерно в количестве 5-7% населения на первую очередь и 3-5% на перспективу.

9. Исходными данными для определения удильного веса обслуживающей и несамодеятельной групп населения являются данные местных и областных плановых и статистических органов о современной численности населения, его трудовой деятельности, культурно-бытовом обслуживании, о количестве учащихся, современной и ожидаемой на перспективу возрастной структуре к составу населения по полу.

Примечание. В случае отсутствия данных по предполагаемой возрастной структуре и составу населения по полу для проектируемого населенного места следует пользоваться имеющимися средними данными по структуре городского населения данной республики или экономического района.

10. Общую расчетную численность населения сложившихся городов и поселков следует определять исходя из абсолютной численности градообразующих кадров, удельного веса населения, занятого в культурно-бытовом обслуживании, и удельного веса несамодеятельного населения по формуле:

методические указания по определению проектной численности населения сложившихся городов и поселков городского типа - student2.ru

где Н - проектная численность населения:

А - абсолютная численность градообразующих кадров;

Б - процент обслуживающих кадров;

В - процент несамодеятельного населения.

11. При определении проектной численности населения крупнейших и крупных городов следует исходить из поставленной в Программе КПСС задачи устранения чрезмерной скученности населения в этих городах, в связи с чем проектную численность их населения следует принимать па уровне существующей.

В случае если расчеты необходимых контингентов трудящихся показывают увеличение численности населения на расчетный срок сверх ожидаемого естественного прироста, необходимо предусматривать меры по сокращению расчетной численности населения за счет повышения производительности труда на предприятиях, уменьшения объема производства или выноса некоторых существующих предприятии, учреждений а учебных заведений за пределы этих городов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наши рекомендации