А.4.2 Определение расчетных значений нагрузок и перемещений, действующих на опорные части
А.4.2.1 Общие положения
(1) При определении нагрузок и перемещений, действующих на опорные части, в чертежах должны быть указаны следующие исходные данные:
а) окончательная геометрическая форма законченного моста при нормативной температуре T0;
b) расположение неподвижных и подвижных опорных частей на момент монтажа при нормативной температуре T0;
c) для эластичных опорных частей — положение и перемещение опорных частей по месту установки должны соответствовать допускам при нормативной температуре T0;
d) любая погрешность положения опорных частей при нормативной температуре T0, которая может вызвать увеличение или ограничение перемещений, включена в допуски проектных значений нормативной темперетуры T0 и, соответственно, проектных значений перепада температур .
(2) Погрешность положения подвижных опорных частей относительно положения неподвижных опорных частей, или, в случае эластичных опор, — относительно нейтральной точки перемещения при постоянном воздействии на момент окончания строительства моста и заданная нормативная температура T0 зависят от:
а) способа монтажа опорной части;
b) средней температуры моста при монтаже опорных частей;
c) точности измерения средней температуры моста, см. рисунок А.1.
Таблица А.3 — Типовой перечень проектных параметров опор
Реакция и смещение опорной части Номер опоры | |||||||||||||||||||
Реакция* | макс. А | мин. А | макс. Нх | мин. Нх | макс. Ну | мин. Ну | макс. Mz | мин. Mz | макс. Mx | мин. Mx | макс. My | мин. My | |||||||
[кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | [кН] | ||||||||
Сдвиг* | макс. w | мин. w | макс. ех | мин. ех | макс. еу | мин. еу | макс. fz | мин. fz | макс. fx | мин. fx | макс. fy | мин. fy | |||||||
Воздействия (характеристические значения) | [мм] | [мм] | [мм] | [мм] | [мм] | [мм] | [мрад] | [мрад] | [мрад] | [мрад] | [мрад] | [мрад] | |||||||
1.1 | Постоянные G,P | Собственный вес | |||||||||||||||||
1.2 | Постоянная нагрузка | ||||||||||||||||||
1.3 | Предварительное напряжение | ||||||||||||||||||
1.4 | Ползучесть и усадка | ||||||||||||||||||
2.1 | Переменные Q | Нагрузка (движение транспорта) | |||||||||||||||||
2.2 | Специальные транспортные средства | и/или 2.1 | |||||||||||||||||
2.3 | Центробежная сила | ||||||||||||||||||
2.4 | Силы торможения и ускорения | ||||||||||||||||||
2.5 | Поперечная нагрузка | ||||||||||||||||||
2.6 | Нагрузка на тротуар | ||||||||||||||||||
2.7 | Ветровая нагрузка — конструкция | Без 2.1-2.6/или 2.8 | |||||||||||||||||
2.8 | Ветровая нагрузка — конструкция и движение транспорта | ||||||||||||||||||
2.9 | температура | ||||||||||||||||||
2.10 | Вертикальный градиент температуры | ||||||||||||||||||
2.11 | Горизонтальный градиент температуры | ||||||||||||||||||
2.12 | Осадка надстройки | ||||||||||||||||||
2.13 | Сила ограничения/ трения | ||||||||||||||||||
3.1 | Сейсмические | Неразрушительные (ULS) | |||||||||||||||||
3.1 | Минимизация ущерба (SLS) | ||||||||||||||||||
4.1 | Случайные А | Сход с рельсов | |||||||||||||||||
4.2 | Столкновение | ||||||||||||||||||
4.3 | Разрушение воздушной линии | ||||||||||||||||||
5.1 | Сочетания | ||||||||||||||||||
5.2 | |||||||||||||||||||
5.3 | |||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||
* исключить, если неприменимо | Указывается проектировщиком моста | Указывается изготовителем опоры | |||||||||||||||||
В данный перечень включены все реакции и перемещения на конечном этапе. Если опоры монтируются при строительстве, их необходимо корректировать после конечного этапа; реакции и перемещения, превышающие показатели на конечном этапе, приводятся отдельно. | |||||||||||||||||||
Случай 1 Положение подвижных опорных частей после окончательного крепления к неподвижным опорам с точным измерением температуры конструкции. | |||||
Случай 2 Положение опорных частей без точного измерения температуры конструкции и корректировки положения после окончательного крепления к неподвижным опорам. | |||||
Случай 3 Аналогично случаю 2, но с одним или более изменением положения неподвижных опор | |||||
Сумма обоих перемещений, равная общему перемещению, вызванному разностью температур | Ошибка при определении средней температуры плюс погрешность одного или более изменений положения неподвижных опор | ||||
Средняя температура конструкции согласно измерению | |||||
Ошибка при определении средней температуры | |||||
Расчетная средняя температура конструкции | |||||
Реальные пределы температуры конструкции | |||||
Рисунок А.1 — Определение∆T0 для учета погрешностей положения опор
Примечание — В национальном приложении может быть приведено руководство по измерению температуры.
(3) Необходимо учитывать погрешность положения подвижных опорных частей, используя при монтаже соответствующие верхнее и нижнее значения и , определяемые следующим образом:
T0max = T0 + ∆T0, (A.4)
T0min = T0 - ∆T0. (A.5)
Примечание — Значение ∆T0может быть определено в национальном приложении. Числовые значения ∆T0 для стальных мостов приведены в таблице А.4 как рекомендуемые.
Таблица А.4 — Числовые значения ∆T0
Случай | Монтаж опор | ∆T0,°С |
Монтаж с измерением температуры и корректировкой положения | ||
Монтаж при расчетной температуре и без корректировки положения при температуре моста T0 ± 10 °С | ||
Монтаж при расчетной температуре и без корректировки положения с одним или более изменением положения неподвижных опор |
(4) Проектное значение перепада температур , с учетом погрешности положения опорных частей, определяется по следующей формуле:
(A.6)
где ∆TK — характеристическое значение перепада температур моста согласно EN 1991-1-5 относительно средней точки диапазона температур;
∆Tγ — дополнительное условие безопасности, допускающее перепад температур моста;
∆T0 — условие безопасности для учета погрешности положения опорной части при нормативной температуре.
Примечание 1 — В национальном приложении могут быть определены ∆Tγ и ∆T0.
Примечание 2— Числовой пример определения для случая 2 по таблице А.4:
Примечание 3 — При использовании для подвижных опорных частей с элементами скольжения или катками и для пластичных опорных частей проектные критерии должны соответствовать предельным состояниям по потере несущей способности, а не предельным состояниям по потере эксплуатационной надежности.
(5) В случаях, когда воздействия на опорные части и их перемещения определены путем нелинейного общего анализа конструкции (опорные части являются конструктивными элементами), и требуются дифференциальные расчеты, проектное значение перепада температур может быть рассчитано, как
(A.7)
где — частный коэффициент перепада температур.
Примечание — Для случая, приведенного в примере примечания 2 п. А.4.2.1(4), gТ будет иметь следующие значения:
— случай 1 по таблице А.4
— случай 2 по таблице А.4
— случай 3 по таблице А.4
(6) При определении расчетных значений воздействий на опорные части и их перемещений необходимо учитывать сочетание соответствующих нагрузок: постоянных, кратковременных, подвижных и случайных.