КУРСОВАЯ РАБОТА
Пояснительная записка
КР 270204. 19. 00 ПЗ
Специальность 270204: Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
Дисциплина: "Организация и технология строительства железных дорог"
Тема: Технология строительства железной дороги при сооружении земляного полотна
РазработалШашков К.А.
Группа22-П-9
ПреподавательУглев Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………...................................................5
Технология строительства железной дороги при сооружении земляного полотна |
1. Распределение земляных масс.........................................................8
1.1. Расчет средней дальности возки грунта.....................................8
2. Технология производства земляных работ..................................14
2.1 Основные положения по технологии сооружения земляных работ..........................................................................................................14.
2.2. Машины для сооружения земляного полотна...........................17
2.3 Производство работ экскаваторами.............................................18
2.4. Производство работ скреперами..................................................39
2.5. Производство бульдозерами...........................................................43
3.Приложения............................................................................................47
4. Заключение..........................................................................................52
Список используемых источников…………………….......................53
Введение
Первая в мире железная дорога общего пользования была построена в Англии и начала действовать в 1825 г. Это стало возможным после того, как в 1803 г. английский инженер Р. Тревитик построил паровоз, соединив два величайших изобретения: колесо и паровую машину. Получился мощный движитель - локомотив (паровоз).
В России первый паровоз был построен в 1834 г. Е. А. и
М. Е. Черепановыми и успешно применен на заводской железной дороге в Нижнем Тагиле. Первая железная дорога общего пользования (Петербург Павловск) протяженностью 27 км была построена в 1837 г. Строителем этой железной дороги был австрийский инженер Ф. Герстнер. Однако даже ему получить разрешение на строительство придворной Царскосельской железной дороги у царя Николая I было весьма непросто. Помогло то, что Ф. Герстнер обратил внимание царя на значение железных дорог для военных сообщений, переброски больших военных контингентов за короткий срок.
Представители российской инженерной мысли, выпускники
Института корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, от стаивали необходимость строительства железных дорог в России собственными силами.
П. П. Мельников, в то время профессор кафедры прикладной
КР 270204. 19. 00 ПЗ КР 270204. 19. 00 ПЗ |
механики вышеуказанного Института, автор книги "О железных дорогах", которая была первым учебным пособием в подготовке инженеров путей сообщения и стала энциклопедией железнодорожного дела, первый министр созданного в 1865 г. министерства путей сообщения, говорил: "Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для какой другой страны Европы ... Нет никакого сомнения, что в пространной стране, лишенной сообщений, как Россия, железные дороги призваны создавать ценности, ибо естественные богатства наши остаются непроизводительными и бесценными от неимения для них надлежащего сбыта".
П. П. Мельников был одним из самых образованных людей
своего времени в области транспорта. В 1837 г. он был направлен для изучения путей сообщения в Западной Европе и Америке. Выяснилось, что в Великобритании, например, оказалось более 70 дорог с разной шириной колеи, что вызывало большие затруднения в их эксплуатации. Первую железную дорогу в США Балтимор - Огайо начали эксплуатировать в 1830 г. Двигательной силой на ней были конная тяга и даже паруса. К 1840 г. протяженность железных дорог в США увеличилась, самая длинная железная дорога (137 миль) была между Чарльстоном и Гамбургом. Тем не менее дороги оставались короткими и не связанными между собой. Рельсы имели вид деревянных брусьев с железной полосой поверху для предохранения дерева от разрушения.
Отсутствие единой концепции строительства и развития железных дорог в странах Западной Европы и США подтолкнули Мельникова и его соратников сделать те единственные и основополагающие выводы, которые легли в основу создания русского железнодорожного транспорта, избравшего собственный путь раз вития: "Железные дороги по важности своего значения надобно считать делом государственным и строить их надлежит по общему связному плану".
Идею создания единой сети железных дорог в России ученый защищал и осуществлял на деле на протяжении всей своей жизни. Первый проект строительства сети железных дорог в России был разработан в 1852 г., его обнародование вызвало переполох в дипломатических и военных кругах Западной Европы, особенно в Пруссии.
Составление проекта первой магистральной железной дороги в России Москва -Петербург было поручено П.П. Мельникову и И.О. Крафту. В 1840 г. Мельников выполнил исследования по обоснованию предельных уклонов будущей линии, определил вес поезда при минимальной скорости 15 верст/ч. 1 февраля 1842 г. был издан высочайший указ о сооружении дороги. По предложению Мельникова, а не по царской воле, как утверждала официальная версия, было выбрано прямое направление без захода в Новгород. Он доказал, что Новгородский вариант длиннее на 37,2 км и дороже на 17,5%
По отзывам современников, Институт корпуса инженеров путей сообщения стоял не только не ниже Парижской политехнической школы.., но даже выше ее, ибо в то время профессорами по математике и соприкосновенным с нею наукам были Остроградский, Буняковский, Чижов -европейские знаменитости, академики различных академий, от инженеров профессорами были Мельников, Кербедз, Севастьянов и прочие. К специфике железнодорожного строительства относится линейный характер производства работ, т.е. строительство производится последовательно вдоль протяженности будущего пути, начиная с исходной его точки и вплоть до конечной. Железнодорожно-строительные работы при своем проведении зависят от множества условий - топографического, геологического, гидрологического, погодно-климатического характера и других природных условий.
Строительство железной дороги включает в себя такие этапы как земляные работы и строительство верхнего строения пути. Земляные работы подразумевают формирование и уплотнение земляного полотна вкупе с его осушением и мерами по предупреждению его промерзания. Сооружение верхнего строения пути включает в себя формирование балластной призмы, укладку подрельсового основания - шпал, укладку закрепление и соединение рельсов.
Кроме этого железнодорожное строительство необходимо включает строительство искусственных сооружений, таких как трубы для отвода воды, дренажные лотки, быстротоки, путепроводы и прочее, а также сооружение пересечений с автомобильными и другими железнодорожными путями, глухих пересечений и стрелочных переводов.
Основой для железнодорожного строительства является формирование земляного полотна. Земляное полотно представляет собой комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно воспринимает нагрузку от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя ее на нижележащий естественный грунт.
Земляное полотно формируется в процессе земляных работ. На участке пути проводится разравнивание, уплотнение (трамбовка) и, при необходимости, осушение будущего земляного полотна (отвод грунтовых вод и пр.). В ходе земляных работ с помощью бульдозеров насыпают невысокие насыпи, нарезают неглубокие выемки, полки на косогорах, разравнивают грунтовые поверхности, производят засыпки и пр. - все это в зависимости от типа земляного полотна. Грунт укладывают в насыпи послойно, разравнивают бульдозерами и уплотняют катками, трамбовочными, виброударными и другими машинами.
Распределение земляных масс.