Основные параметры скреперов
/ — базовая машина; 2 — скреперное оборудование; 3 — режущие ножи; 4 — подрезные ножи
плоскостью задней стенки.
Для скреперов с элеваторной загрузкой в технических характеристиках задают только номинальную вместимость ковша.
Грузоподъемностьхарактеризует номинальный груз, допустимый для транспортирования, исходя из расчетных нагрузок на металлоконструкцию и шины скрепера, не является четко определяемым параметром, так как разрабатываемые скреперами грунты имеют широкий диапазон удельной массы, что при одинаковом заполнении ковша обусловливает различную массу груза.
Ширина резанияВр (см. рис. 12.1) определяется по наружным плоскостям подрезных ножей 4. Максимальное заглубление Н — расстояние от кромки ножа 3 максимально опущенного ковша скрепера до опорной поверхности передних и задних колес. Необходимо отметить, что колесная база 1б для самоходных скреперов измеряется от оси задних колес до оси колес
одноосного тягача или до оси задних колес трактора, а колея 5П представляет собой колею указанных колес базовой машины.
Масса скрепераподразделяется на конструктивную, эксплуатационную и отгрузочную.
Конструктивная масса —масса порожнего скрепера без инструментов и принадлежностей (ЗИП), транспортных устройств для предотвращения опускания ковша, без топлива, тормозной и охлаждающей жидкостей, смазки и рабочей жидкости гидросистемы.
Эксплуатационнаямасса — масса скрепера с порожним ковшом, полностью заправленными топливным баком, гидросистемой, системами смазывания и охлаждения и с учетом массы машиниста (75 кг).
Отгрузочнаямасса — масса скре пера с порожним ковшом, полностью заправленными гидросистемой, системами смазывания и охлаждения, 10%-й заправкой топливного бака.
Кроме перечисленных выше пара-
А-А
I. А.
Вместимость ковша элеваторного скрепера
/ — ковш; 2 — «шапка» грунта; 3 — средняя линия
Вместимость ковша с тяговой загрузкой
/ — ковш; 1 — «шапка» грунта; 3 — средняя линия
метров прицепные скреперы характеризуются основными показателями базовых тракторов, а самоходные — мощностью двигателя, скоростью движения и т, д.
Максимальная скоростьсамоходного скрепера определяется как максимально возможная для порожней машины, движущейся по ровному твердому покрытию.
Прицепные скреперы
Прицепные скреперы к гусеничным тракторам обладают высокой силой тяги и хорошей проходимостью, благодаря чему могут самостоятельно заполнить ковш, а также работать в тяжелых грунтовых и дорожных условиях. Для повышения эффективности заполнения ковша таких скреперов, особенно на'тяжелых грунтах, обычно используют тракторы-толкачи.
Низкие транспортные скорости гусеничных тракторов (2,5...3 м/с) ограничивают область эффективного применения прицепных скреперов по дальности транспортирования грунта до 400...500 м.
Прицепные скреперы к колесным тракторам имеют меньшую силу тяги и, как правило, не могут самосто-
ятельно набрать грунт до геометрической вместимости ковша без помощи трактора-толкача. Однако более высокие скорости колесных тракторов (до 9,5 м/с) обусловливают их эффективное применение при перемещении грунта на большие расстояния (до 1000. ..1200 м).
В соответствии с принятым в стране типажем предусмотрен типораз-мерный ряд прицепных скреперов, включающей скреперы с ковшами вместимостью 4,5; 8; 10 и 15 м3. (Допуск на вместимость ковша
Прицепные скреперы выпускаются только с тяговой загрузкой ковша..
Скрепер типа ДЗ-111Апредназначен для послойной разработки и планирования грунтов I и II категорий, не содержащих каменистых включений, без предварительного рыхления и транспортирования их на расстояние до 500 м. Скрепер используется в дорожном, ирригационном и сельскохозяйственном строительстве в условиях умеренного климата. При .работе в зимнее время (глубина промерзания грунта не более 100 мм) требуется предварительное рыхление грунта и применение толкача.
Данная модель скрепера представляет собой прицепную к трактору Т-4АП2 двухосную машину на пневматических колесах с гидравлическим управлением рабочим оборудованием. Разгрузка ковша — принудительная, выдвижением задней стенки. Ковш
скрепера с заслонкой и задней стенкой и гидросистема унифицированы с самоходным скрепером ДЗ-87-1.
Скрепер типа ДЗ-172выпускается с ручным и автоматическим управлением и в зависимости от модификации базового трактора имеет несколько моделей (табл. 12.1).
Скреперы с ручным управлением рабочими органами предназначены для выполнения общих видов земляных работ в строительстве. Они могут эксплуатироваться в районах с умеренным климатом при температуре окружающей среды от — 45 до + 40 °С.
Автоматизированные скреперы используют на планировочных работах, требующих точной планировки под заданную отметку и уклон грунтовой поверхности. Эксплуатация этих скреперов с использованием аппаратуры автоматики допускается при температуре — Ю...+40°С.
Все модели скреперов, приведенные в табл. 12.1, по конструкции скреперного оборудования не отличаются друг от друга и представляют собой двухосную прицепную машину на пневматических колесах (рис. 12.4) с гидравлическим управлением рабочими органами и принудительной разгрузкой ковша выдвижением задней стенки.
Особенностью конструкции скрепера является характерный для большинства современных скреперов рычажный механизм управления заслонкой (рис. 12.5). Кинематика меха-