Транспортный комплекс России
При рассмотрении транспортного комплекса необходимо уточнить терминологию таких ключевых понятий (она подчас различна в разных источниках) как
- транспортный комплекс;
- транспортная сеть;
- транспортная система;
- постоянные устройства;
- подвижной состав.
Под транспортным комплексом понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров; транспортного строительства, транспортного машиностроения и др.
Транспортная система - это целостная отрасль экономики страны.
В ее состав входят:
- транспортная сеть всех видов транспорта;
- подвижной состав;
- трудовые ресурсы;
- система управлений.
Транспортная сеть (один из элементов транспортного комплекса) - это совокупность всех путей сообщения и связанных с ними постоянных устройств различных видов транспорта.
Постоянные устройства (инфрастуктура транспорта) - совокупность всех искусственных стационарных транспортных сооружений вместе с относящимся к ним оборудованием и системой обслуживания.
Подвижной состав - совокупность всех транспортных средств, непосредственно осуществляющих перевозки (локомотивы, суда, самолеты и т.д.) и прочих движущихся средств (дрезины, снегоочистители, и др.) выполняющих вспомогательные, ремонтные и другие функции.
Все виды транспорта общего пользования являются самостоятельными подотраслями экономики страны и вместе взятые (включая погрузо-разгрузочные работы) составляют межотраслевой комплекс в региональном и межотраслевом балансах народного хозяйства.
Транспортный комплекс - это сложное производственно-экономическая и социальная система со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Он вступает и как самостоятельная отрасль народного хозяйства и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения.
Транспортный комплекс России включает следующие виды сообщений и ресурсы:
|
|
|
Транспортный комплекс объединяет около 165 тысяч различных транспортных предприятий всех видов собственности на которых работает около 5 млн. человек, что составляет » 8% общей численности работников производственной сферы.
Стоимость основных производственных фондов транспорта равна 4, 375 трл. рублей и составляет »20% стоимости основных фондов страны.
Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленного и сельского хозяйства составляет 18-20%, а по некоторым грузам достигает 50% и более. Расходы на транспорт занимают значительную часть в личном бюджете граждан нашей страны. Транспортный комплекс является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, ежегодно расходуя свыше 150 млн. тонн условного топлива.
Такую характеристику транспортного комплекса можно дать с учетом:
- доли в ВВП;
- доли стоимости основных фондов и оборотных средств;
- численности работников;
- объема выполняемой перегрузочной работы;
- капиталоемкости продукции;
- себестоимости перевозки;
- производительности труда;
- качества обслуживания;
- экологичности.
В настоящее время, после перестройки традиционной системы хозяйственных связей, широкий выход России на новые внешнеторговые рынки, изменение характера внешней торговли, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости скорости доставки грузов и транспортно-логистических услуг, состояние современного транспортного комплекса, как важнейшей составной части производственной инфрастуктуры страны приобретает существенное значение. Повторим еще раз, что комплекс обеспечивает внешнеторговое и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворяет потребности населения в перемещении. Он активно влияет на развитие всех отраслей экономики обороноспособность страны и объемы мировой торговли. Устойчивое и эффективное развитие транспорта является обязательным условием подъема и роста экономики обеспечения национальной безопасности, повышения жизненного уровня населения.
Такое развитие происходит в координатах преобразования экономических отношений где транспорт с одной стороны, выступает как важнейшее условие успеха указанных преобразований, а с другой стороны - подвергается их воздействию в процессе перестройки экономики. Именно поэтому состояние и проблемы транспорта, рассматриваются как приоритетные среди других проблем развития страны.
Демонополизированный и приватизированный транспорт перешел от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, создана система государственного регулирования транспортной деятельности, изменились производственные и организационно-управленческие структуры, технология и организация транспортного процесса, география грузопотоков.
Сегодня транспорт работает с предприятиями и организациями различных форм собственности, в условиях либерализации тарифов и цен на транспортные услуги. Все это оказывает серьезное влияние на структуру комплекса и организацию работы транспортных предприятий, тем более что в транспортной системе сохраняется ряд нерешенных проблем:
1) Отсутствие необходимой комплектности в управлении функционированием и развитием транспортной системы.
2) Усиление неравномерности в использовании производственных мощностей действующих инфраструктурных объектов.
3) Наличие устойчивых тенденций старения основных фондов и их неэффективного использования.
4) Наличие значительных региональных различий в уровне развития транспортной сети.
5) Отставание технологического уровня транспортных систем от мировых стандартов.
Общий краткий вывод о состоянии транспортного комплекса таков:
1. Наметившаяся тенденция к росту грузовых перевозок на всех видах транспорта приобретает обратную направленность.
2. Оздоровление материально-технической базы идет медленно. Модернизация транспортной инфрастуктуры отстает от потребности экономики. Значительный объем транспортной работы выполняется подразделениями крупных сырьевых компаний.
3. Финансирование инвестиционных проектов и программ по транспортной инфраструктуре осуществляется в основном за счет бюджетных денег. Инвестиционная активность бизнеса крайне низка.
4. Дробление транспортного комплекса на сотни тысяч предприятий не привело к созданию здоровой конкуренции, поэтому важной задачей является кооперация субъектов транспортного рынка с образованием экономически взаимодействующих друг с другом предприятий на основе современных технологий.
5. Несмотря на то, что спрос на срочную доставку грузов значительно возрос, еще не создана единая транспортная информационная сеть и логистического центры, способные представить клиентам комплексную логистическую услугу: например, отсутствует логистическая цепочка. железные дороги - морская перевозчики - портовые и сухопутные терминалы.
В настоящее время на основе федеральных программ поддерживается соответствующее состояние и дальнейшее развитие транспортного комплекса в целом и по отдельным видам транспорта. Предусматривается развитие комплекса ориентированное на лучшее использование имеющихся производственных мощностей транспорта и устранение «узких мест»; повышение эффективности и качества транспортного обслуживания, увеличение финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Рассматриваются возможности строительства 1100 км новых железнодорожных линий, электрофикация и организация скоростного движения - 7000 км.
На автомобильном транспорте предусматривается строительство 72 тысяч км дорог; реконструкция 300 тысяч км действующих магистралей в том числе дороги Амур - Иркутск - Чита - Хабаровск; начать строительство альтернативных платных автомобильных магистралей.
Рассматривается комплекс работ по развитию морского и речного транспорта, реконструкция портового хозяйства, строительство новых морских и речных портов. Намечено значительно поднять общий дедвейт морского торгового флота.
Предусмотрены меры по развитию отечественной авиационной промышленности, переход на новые летательные аппараты, соответствующие нормам ИКАО.
Дальнейшее развитие получит нефтепроводный транспорт в западном направлении по дну Балтийского и Черного морей, а также на восток страны и далее в Китай и Японию.