Принципы организации работы автотранспорта
Эффективность автомобильных перевозок предопределяется выбором оптимальных маршрутов и правильным подбором наиболее подходящих для конкретных условий транспортных средств. Оптимальный маршрут перевозок строительных грузов должен предусматривать такое движение автотранспортных средств, при котором обеспечивалось бы выполнение заданного объема перевозок в минимальное время. При этом каждый автомобиль, тягач, прицеп или полуприцеп должен быть рационально использован, что характеризуется коэффициентом использования его грузоподъемности Кг.
Кг = Qф/(<Qг n) = (q1 + q2 + q3 + . . . + qn) / (Qг n) ,
где Qф—фактическая масса перевезенного за смену груза, т; Qг — грузоподъемность автомобиля, т; п — расчетное число рейсов автомобиля за смену; q1, q2...qn — масса перевезенного груза за первый, второй рейсы и т. д. (в течение смены), т.
Рациональное использование автомобильного транспорта будет при Кг= 1 или при Кг = 100%.
Эффективность работы автомобильного транспорта за смену определяют по формуле
Кэф = R1/R2 = (q1l1 + q2l2 +... qnln)/(Qг n LH),
где R1, R2 — соответственно фактическая и нормативная работа транспорта за смену, т-км; l1... ln — пробег автомобиля в смену за первый, второй, третий рейсы и т. д., км; L — нормативный пробег автомобиля за смену, км.
Зная коэффициент использования транспортных средств по грузоподъемности и эффективность их работы за смену, можно получить аналогичные показатели за любой расчетный срок (месяц, квартал, год).
В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок— маятниковую и челночную.
При маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств.
При работе по маятниковой схеме время цикла (оборота) автопоезда или одиночного автомобиля
Тц = Тп + Тг + Тр + Тх,
где Тп, Тг, Тр, Тх — продолжительность соответственно погрузки автопоезда с учетом времени на маневрирование при установке под погрузку, пробега с грузом, разгрузки с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку, холостого пробега (рис. IV. 23,а).
При монтаже конструкций с транспортных средств время выгрузки несколько увеличивается
Тц = Тп + Тг + Тмкп + Тх,
где Тмк — продолжительность монтажа конструкции, включая строповку, подъем, установку, выверку и временное закрепление; п — число перевозимых изделий.
Маятниковая схема автотранспортных перевозок эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.
В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.
При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строящимися зданиями. Наибольшее распространение получила схема работы седельного тягача с тремя полуприцепами, когда один полуприцеп находится под погрузкой (например, на заводе сборного железобетона), другой — под разгрузкой на строительной площадке, а третий — в пути.
Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются, а имеются незначительные потери времени (не более 5...7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.
При работе по челночной схеме время цикла тягача определяют по формуле
Т = Т1+Тг + Т2 + Тх,
где Т1 — время на отцепку свободного и приемку груженого полуприцепа на заводе или складе; Т2 — время на отцепку груженого и приемку свободного полуприцепа на приобъектном складе или в зоне монтажа.
Для перевозки грузов строительная организация передает автотранспортному предприятию заявку не позднее 14 ч дня, предшествующего дню перевозки.
К заявке прилегают согласованный между сторонами график, в котором указывают пункты погрузки и разгрузки и суточный грузооборот.
В отдельных случаях крупные строительные организации имеют собственный транспорт, находящийся в ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства. Последняя обеспечивает помимо эксплуатации также ремонт и подготовку к выходу на линию всех автотранспортных средств.