Подводные тоннели н особенности их проектирования
ТОННЕЛИ И МЕТРОПОЛИТЕНЫ
В билете будут 2 вопроса и 1 задача!
Общее представление о железнодорожном пути
Железнодорожный путь (рисунок 1.1) – это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути зависят непрерывность и безопасность движения поездов, а также эффективное использование технических средств железных дорог.
К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относятся собственно путь со всеми его сооружениями и устройствами, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительных ремонтов Путевое хозяйство составляет одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта, от которой в значительной мере зависит выполнение перевозочного процесса. Удельный вес путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта характеризуется тем, что на его долю приходится более 50 % всех основных средств железных дорог и свыше 20 % общей численности работников.
Железнодорожный путь состоит из верхнего и нижнего строений.
К верхнему строению пути относятся рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья.
Рельсы направляют колеса подвижного состава, воспринимают давление от них и передают его на шпалы.
Рельсовые скрепления необходимы для соединения рельсов между собой и со шпалами.
Противоугоны применяются для удержания рельсов и шпал от продольного смещения под воздействием движущихся поездов.
Стрелочные переводы служат для перехода подвижного состава с одного пути на другой.
Шпалы воспринимают давление от рельсов и передают его на балласт, а также обеспечивают неизменность взаимного положения рельсовых нитей.
Балластный слой воспринимает давление от шпал и передает его на основную площадку земляного полотна, уменьшая неравномерность давления, а также обеспечивает устойчивость рельсовой колеи, препятствуя продольному и поперечному перемещению шпал.
Нижнее строение пути включает земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены и др.).
Все элементы железнодорожного пути работают как единая конструкция.
Основные понятия о щитовом способе сооружения тоннелей
Сущность щитового способа сооружения тоннелей может быть пояснена путем сравнения с горными способами работ. При этом целесообразно сопоставить применяемые процессы работ в забое с явлениями, происходящими в горном массиве, окружающем выработку.
Головной агрегат (щит) представляет собой подвижную металлическую крепь, под защитой которой выполняются основные операции: разработка и крепление забоя, уборка породы и сооружение постоянной крепи – обделки.
Главное достоинство щитовой проходки заключается в том, что она в отличие от горных способов работ не требует применения временных крепей, что повышает безопасность и экономическую эффективность выполнения работ. Кроме того, щитовая проходка может быть применена в большом диапазоне геологических и гидрогеологических условий при значительном давлении горных пород н воды, что делает ее универсальным способом работ.
К особенностям щитового способа относится узость фронта работ и необходимость одновременного производства ряда операций по сооружению тоннеля, что требует строгой увязки всех процессов во времени и высокой их механизации.
В городских условиях щитовая проходка может оказаться единственно возможным способом работ, так как она может выполняться круглогодично без вскрытия поверхности, нарушения уличного движения и подземного хозяйства городов (при условии проведения специальных конструктивных и технологических мероприятий).
Совершенствование щитового способа сооружения тоннелей в самых разнообразных геологических и гидрогеологических условиях основано на следующих предпосылках:
- интенсивной научно-исследовательской работе, направленной на создание новых механизированных щитов и блокоукладчиков;
- автоматизации отдельных процессов щитовой проходки;
- применении монолитных и сборных обделок, обжимаемых в породу.
Подводные тоннели н особенности их проектирования
Подводный тоннель обеспечивает кратчайшую транспортную связь между пунктами, расположенными на противоположных берегах водного препятствия. При этом тоннель в зависимости от ширины и глубины водотока (или водоема) располагается в береговой и подрусловой зонах пересекаемого водного препятствия.
План трассы подводных тоннелей. Расположение трассы подводных тоннелей в плане должно удовлетворять требованиям технических условий на проектирование железных ч автомобильных дорог.
Как правило, трасса подводных тоннелей должна быть расположена на прямой, что обеспечивает кратчайшую длину перехода, минимальные объемы разрабатываемой породы и необходимых материалов, а также простоту и надежность всего производственного процесса. При наличии сложных топографических условий берегов, трудных геологических местных условий, требующих обхода неблагоприятных (пониженных или размытых) мест дна водотока, а также по условиям планировки и архитектурной компоновки городских кварталов трасса может быть расположена на криволинейных участках с углами поворота в любую сторону.
Продольный профиль подводных тоннелей. Продольный профиль подводных тоннелей имеет 2 ската.
|
|
Продольный профиль подводного тоннеля
Общие требования и нормативы технических условий на проектирование продольного профиля железнодорожных и автодорожных магистралей полностью распространяются и на участки подводных тоннельных трасс.
Выбор вариантов очертания продольного профиля и привязка его точек перелома выполняются с учетом местных условий рельефа дна и берегов. Оптимальным следует признать вариант, который обеспечивает лучшие тягово- эксплуатационные условия при минимальных объемах строительных работ.