Здоровье народа – богатство страны

В 1833 году на Шапшинском прииске среди прочих зданий был срублен двухэтажный госпиталь на 20 мест, который стал действовать с января следующего года.

Из-за тяжелого труда в сырости, нехватки теплого жилья и скудного питания пациентов у «лекарского ученика Ивана Порошина», вершившего в больнице все «лечебные и хозяйственные дела», всегда было много. Как он их «пользовал», сказать трудно, но уже в 1836 году приказчики промысла стали просить у управления золотыми приисками разрешения на строительство… походной церкви. Чтобы больных, которых «случается довольно», не возить на исповедь «для облегчения недуга» за 48 верст во Всеволодоблагодатск.

Изба для больных существовала и в селе Никито-Ивдельском, возникшем двадцать лет спустя на новом месте. Госпиталь в новом селении был построен примерно в 1847 году. Однако в 1875 году врач П.В. Кузнецкий, выступая на VІ Верхотурском уездном собрании, говорил «о печальном положении здоровья жителей крайнего севера уезда, страдающих разными болезнями и не имеющими никакой медицинской помощи».

И прошла ещё четверть века, прежде чем в селе Никито-Ивдельском появился первый медик. Им был земский фельдшер С.Н. Морачевский, который проработал в районе 25 лет и после революции был переведён в другое место. Первая акушерка появилась лишь в 1912 году и оставалась до революции единственной.

До Октября 1917 года лечебные учреждения были также открыты на Сольвинском и Лангурском приисках и в селе Всеволодоблагобатском. На приисках, включая поселок Кедровый, фельдшера содержались за счет владельцев, а оставшиеся два существовали на скудные земские средства. Многие жители обращались к лекарям и знахарям, а манси «лечились» у шаманов.

От эпидемий нередко вымирали не только семьи, но и целые юрты.

В первые годы советской власти дело охраны здоровья населения улучшилось не намного. Только в 1925 году было принято решение об открытии в районном центре больницы. И, судя по архивным данным, в 1926 году Ивдельская больница уже существовала. Появился также фельдшерский пункт в селе Митяево. 1925 годом датируются первые сведения об амбулаторной службе в селе Ивдель. Поэтому сотрудники городской поликлиники считают, что их службе в 2005 году исполнилось 80 лет*.

В 1930 году в сеть лечебных учреждений Ивдельского врачебного участка входили, кроме того, Сольвинский врачебный покой, Лангурский и Лачинский фельдшерские пункты и пункт первой медицинской помощи на лесозаготовках. Больница имела в своем составе амбулаторию, стационар, аптеку, прачечную и конюшню. Штат больницы состоял из двух врачей, шести средних медицинских работников и четырех человек младшего медперсонала. Столько же было административно-технических работников.

В 1931 году начали свою трудовую деятельность акушерка А.С. Соболь и медсестра А.К. Рябоволенко, проработавшие до середины 60-х годов.

В 1933 году штат амбулатории состоял из четырех человек: один врач, одна медицинская сестра и два фельдшера.

Ставка врача составляла (по косвенным данным) 144 рубля, среднего медицинского персонала – 50 рублей.

В 1938 году в районе работало уже шесть врачей и около тридцати средних медработников. В это число не входили медики «Ивдельлага». А перед самой войной в районе стало две больницы на 60 коек и девять здравпунктов.

Амбулатория с 1936 года, а затем и больница, расположились на берегу Ивделя в зданиях, построенных братьями Рогалевыми. В 1937 году в амбулаторной службе начали работать Е.М. Лупенкова – Костючок и медсестра А.Ф. Чадова. В следующем году приехали в Ивдель врачи М.Я. Рожковская (дерматовенеролог) и Е.М. Трошина-Юферова (акушер-гинеколог). Первая из них «дорастет» до заведующей горздравотделом исполкома, а вторая – до главного врача больницы.

В 1938 – 1939 годах ивдельчане получили зубопротезный и рентгеновский кабинеты, появляется возможность лечения туберкулеза. В год начала Великой Отечественной войны в структуру амбулаторной службы включены детская и женская консультации, а в победном году была открыта лаборатория (первый клинический лаборант А.А. Кузнецова).

Подлинное развитие здравоохранение получило после Великой Отечественной войны. В 1947 году в Ивдельских больницах работало уже 14 специалистов с высшим образованием. Среди них хирург М.А. Ретюнская, терапевт А.Р. Мушникова. В послевоенные годы набирала силы и «ведомственная медицина». В Ивделе была построена больница на 150 коек для сотрудников УЛИТУ, аптека, открыта сеть лечебных учреждений в лесоотделениях, в 1960 году было завершено строительство двухэтажного здания под поликлинику.

Свою больницу и фельдшерский пункт открыла железная дорога. В 1957 году амбулатория получила статус поликлиники, в которой работало шесть врачей, в том числе терапевты М.Д. Шандулина, С.М. Фурда, А.С. Смирнов, хирург Е.А. Цацкин.

Полностью была решена проблема средних медицинских работников. Все кабинеты были оснащены по последнему слову техники того времени.

В 1959 году был введен в эксплуатацию прекрасный больничный городок в поселке Полуночном. И к 1962 году горздравотдел располагал уже пятью больницами на 265 коек, 12-ю фельдшерскими пунктами и 7-ю ФАП, в которых работали около 25 врачей и 175 медработников среднего звена. Кроме того, в систему здравоохранения входили 11 детских яслей, способных принять 420 малышей.

Во всех больницах была организована круглосуточная служба «скорой медицинской помощи». Санитарная авиация – самолеты и вертолеты – использовалась для оказания неотложной помощи и медицинского обслуживания жителей отдаленных селений.

Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием на территории Ивделя осуществляла городская СЭС.

Исчезли трахома, сыпной и брюшной тиф и другие заболевания. Последняя вспышка сыпного тифа произошла в 1949 году среди мансийского населения Суеватпауля. В борьбе с эпидемией погиб молодой врач, комсомолец Павел Попов.*

В 1960 году звание заслуженного врача РСФСР было присвоено Е.М. Трошиной и М.Я. Рожковской. (Это высокое звание носила также врач «учрежденческой» больницы Цицилия Давыдовна Шмидт).

В 50-60-е годы начали свою трудовую биографию врач-рентгенолог А.И. Попов (г. Ивдель), врачи К.А. Соколова (п. Полуночное), Е.П. Бердюгина (п. Маслово), Л.В. Попова, Ю.Н. Лапшев, оставившие о себе добрую память среди жителей города и поселков.

В год 50-летия советской власти на территории Ивделя действовало уже шесть больниц на 430 коек, двадцать шесть фельдшерских пунктов (плюс четырнадцать детских садов на 600 мест).

За период с 1970 по 1975 год число врачей выросло почти в два раза – с 26 до 46, количество больничных коек достигло 550 (в семи больницах).

Ивдельская городская больница преобразована в Центральную районную с новыми целями и задачами. Коллектив медработников пополнили новые кадры – терапевты В.Н. Гаврильченко, Т.А. Франц, офтальмолог Ф.Н. Тараканова, врач-гинеколог О.А. Городенко. В 1973 году принят в эксплуатацию больничный комплекс на 120 коек и на 250 амбулаторных посещений в смену в микрорайоне гидролизного завода. Здесь была открыта вторая лаборатория, где проводились клинические, бактериологические и биологические анализы, а лаборатория в городе преобразована в серологическую лабораторию, которую возглавила врач Л.Н. Концевич.

В следующем году в новое здание в микрорайоне ИГЗ переехала туберкулезная служба. Лечением больных занимались врачи А.Н. Смирнов, И.В. Шитько, фельдшер-фтизиатр Л.Г. Есаулкова.

В начале X пятилетки было введено в действие новое здание на 600 посещений. В 1981 году в системе городского здравоохранения (без учреждения Н-240) трудилось 32 медицинских работника с высшим и 131 – со средним специальным образованием. Было подсчитано, что в год празднования 150-летия г. Ивделя на каждые 120 человек населения приходился один медик. До революции и в первые годы после Октября 1917 года на одного медработника приходилось 800 жителей, в 1967 году – в шесть раз меньше (примерно 133 человека). В 1981 году обеспеченность врачами составила более 14 человек на 10000 жителей. Детская смертность снизилась с 31 до 26 случаев на тысячу новорожденных.

В материалах, посвященных юбилею города, отмечалось с обоснованной гордостью, что недавно пущен в действие больничный комплекс, который является самым большим в городе из сооружений непроизводственного назначения. Много сил отдал главный врач ЦРБ А.А. Фризоргер для того, чтобы он был воздвигнут. Теперь его забота – довести до должного состояния внутренний вид комплекса и оснастить его лечебные кабинеты необходимым современным оборудованием и инструментарием.*

Молодые врачи О.Ф. Сурова, Л.В. Хворова, А.Д. Абдулжалилова, Т.А. Мартыненко и другие стремятся внести свою лепту в дальнейшее совершенствование дела охраны здоровья ивдельчан.

Улучшена работа амбулаторно-поликлинических учреждений. При ЦРБ в субботние дни работают процедурный, физиотерапевтический кабинеты, лаборатория, ведут прием терапевты, педиатры, зубные врачи. Открыт специализированный кабинет по кардиологии и эндокринологии.

В эти годы вступили в строй действующих амбулатория в поселке Пелым, встроенная в жилой дом аптека в микрорайоне гидролизного завода. На очереди стояло строительство больницы на 50 коек в Пелыме, роддома на 60 коек, пристроя к городской поликлинике, амбулатории в поселке Екатерининка.

В начале 80-х годов в ЦРБ приезжает по распределению много молодых специалистов: врачи-терапевты Максименко К.И. (Дзюба), Федосеева Н.Н., Александров В.А., Тарасова Н.Л., Хамитова А.А., врач-невролог Мокроусов И.В., Фролова Т.В., Шутов Е., врач-офтальмолог Трухина Т.Н., врачи-хирурги Цапалов Ю.Б., Щинов Ю.Н., врач-психиатр Дзюба В.П., фельдшер-терапевт Шамонина Н.А., фельдшер-лор Пенкина Л.В., медсестры Князева Т.А., Мезеновская Л.А., Галиченко В.Б.

С 1986 года и по настоящее время возглавляет амбулаторно-поликлиническую службу Кравец И.А.

С конца 80-х годов уделяется большое внимание диспансеризации населения.

Конец XX века – очень сложный период в жизни нашей страны, который не мог не отразиться на здравоохранении. Ухудшается финансирование бюджетных организаций, повсеместны задержки заработной платы и, как следствие, отток медицинских кадров, можно сказать невосполнимый.

Но цели и задачи, которые стояли перед поликлиникой, легли на плечи тех, кто остался на своем посту. В последние годы практически заново начата работа по профилактике инфекционных заболеваний у детей и взрослых, в частности, проводятся прививки против клещевого энцефалита, дифтерии, гепатита В, ежегодная вакцинация против гриппа. В течение пятнадцати лет практикуется выездная врачебная работа с целью оказания медицинской помощи населению Ивдельского района.

В настоящее время бригада продолжает работать, в её состав входят врач-невролог Катруша А.А., врач-гинеколог Бауэр Т.И., Есаулкова Л.Г., зам. главного врача Кравец И.А.

По скромным подсчетам за это время врачи выезжали в район около 200 раз. В основном велась работа с инвалидами, детьми, происходили осмотры хронических больных, посещение мансийских стойбищ.

Во второй половине 90-х годов в поликлинической службе была проведена большая работа по программе «Доступные лекарства и оказание помощи больным социально значимыми заболеваниями». С этого времени люди, страдающие хроническими заболеваниями, получили возможность лечиться бесплатно за счет социального страхования. За 80 лет своего существования поликлиническая служба в нашем городе претерпела большие изменения. Сегодня муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Ивдельская ЦРБ» располагает двумя поликлиниками в городе, девятью ФАПами, двумя поликлиниками при больницах в поселках Полуночное и Оус, которые обслуживают 27,5 тысячи жителей. Обеспеченность врачами 27 на 10 тысяч человек населения.

МЛПУ «Ивдельская ЦРБ» имеет 182 больничные койки, что позволяет пролечить в течение года стационарно 4,5 тысячи больных. В 2004 году открыта реанимация на 6 мест и капитально отремонтировано родильное отделение.

В настоящее время учреждения городского здравоохранения участвуют в осуществлении целевых программ «Мать и дитя», «Антивич - СПИД», «Интенсивная помощь».

Стоматологическая служба оказывает населению платные услуги.

«Почтовый ящик 232»

1 марта 1942 года Народный комиссариат внутренних дел СССР создал Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД по Свердловской области.

Ивдельлаг НКВД СССР «старше» Управления на четыре с половиной года. Ивдельскому исправительному учреждению скоро исполнится 70 лет. 25 августа 1937 года уполномоченный представитель Наркомата внутренних дел Алмазов подписал приказ №1 о приемке имущества Ивдельского леспромхоза.

Главная цель создания Ивдельлага (п/я 232) – исправление и перевоспитание заключенных физическим трудом на заготовке, вывозке и переработке леса, поставка древесины народному хозяйству.2 Применение труда осужденных позволило увеличить объем лесозаготовок в 8-10 раз. Следует отметить, что на лесоповале отсутствовала всякая механизация. Основными орудиями труда были поперечная пила и топор, а тягловой силой – лошади. Правда, при образовании Ивдельлагу было выделено несколько автомашин «ЗИС-5» и «ЗИС-13» и тракторов «ЧТЗ-60».

Структурно Ивдельлаг первоначально состоял из четырех отделений, отдельного лагерного пункта «Палкино» и конвойного ОЛПа. Первое лаготделение называлось Юртищенским и включало в себя четыре лагерных пункта: Тальтия, Каменка, Горцуновка, Плотина. Отделение №2 именовалось Собянинским и состояло из шести лагпунктов: Талица, Шипичное, Пристань, Першино, Собянино и Толокнянка. Третье, Лангурское, отделение объединяло четыре лагерных пункта, а Самское отделение составляли пересыльный пункт и ОЛП подсобного хозяйства.

В декабре 1938 года непосредственно Управлению были подчинены Лангурский №2, Палкинский №3, Черноярский №6, Самский №8 и комендантский (№9) отдельные лагпункты.

Лесные подразделения находились за десятки километров от Ивделя. Например, Юртищенский лагпункт находился в 20 километрах вверх по реке Ивдель. Талицкий и Черноярский были удалены от Управления на 60 километров. Грузы доставлялись туда гужевым транспортом или водным путем.

Первым начальником Управления Ивдельского лагеря НКВД СССР был назначен майор госбезопасности А.В. Тарасюк. В этой должности он находился пять лет. В 1942 году его сменил майор И.И. Долгих.

Руководителями отделений были Е.А. Женихов, П.И. Матвеев, Р.Н. Чарчиян и М.В. Стукачев.

В период своего становления Ивдельлагу пришлось столкнуться с огромными трудностями. Во-первых, нужно было построить большое количество жилых помещений и коммунально-бытовых объектов как в селе Ивдель, так и в лесных поселках. Сотрудники Ивдельлага снимали частные квартиры у местного населения, используя под жилье бани и хозяйственные постройки. Штаб лагеря ютился в трех арендованных домиках по улице Данилова. Единственная общественная баня располагалась в пяти километрах от районного центра на прииске Красный Октябрь.

22 февраля 1938 года начальник Ивдельлага Тарасюк издал приказ, в котором перечислены объекты первоочередного строительства по всем подразделениям. Например, перед 1 отделением ставилась задача возвести 40 объектов, в т.ч. завершить строительство двух казарм, трех жилых домов, больницы, двух конюшен, вновь построить шесть бараков, две бани и две прачечные на Талице и Юртище, гараж на пять машин и другие здания. Ещё напряженней была строительная программа по 2 и 3 отделениям.

Во-вторых, велась срочная прокладка железнодорожных веток Сама–Лангур–Ивдель и Першино–Палкино, автолежневых дорог Юртище–Ивдель и Пристань–Каменка–Ивдель, аэродрома, первого здания Управления (на берегу реки Ивдель у РМЗ).

В целях увеличения объемов переработки заготавливаемой древесины на месте было принято решение переоборудовать маломощную лесопилку Палкинского ОЛПа в двухрамный лесопильный завод. И эта задача была успешно выполнена. Его директором стал Н.А. Новоселов, начальник ОЛПа.

1938 год стал годом начала технического перевооружения производства Ивделага. На трелевке древесины появились первые тракторы, на строительстве дорог – экскаваторы, а также первые автолесовозы.

На лесоповале повсеместно внедрена лучковая пила («стахановка»), что позволило уменьшить число вальщиков, поднять их производительность.

Зимой 1937-38 годов отделения №№ 1,2,3 и Палкинский ОЛП приступили к заготовке древесины. Уже в первый год подразделения достигли высоких результатов на заготовке и вывозке древесины.

Параллельно с лесозаготовками велась кропотливая подготовительная работа по проведению в навигацию 1938 года молевого сплава древесины по рекам Большая Толтия, Ивдель, Талица и Лозьва.

Часть леса предполагалось оставить на строящемся Першинском лесопильном заводе. Сплав продолжался до поздней осени и намеченные объемы были значительно перевыполнены.

В августе 1938 года 3-е отделение приступило к отгрузке древесины потребителям по железной дороге. В связи с этим из состава отделения был выделен в отдельный лагерный пункт - Лангурский - 8 лагпункт.

Наряду с развитием материально-технической базы производства большое внимание уделялось и созданию условий быта и досуга сотрудников. Именно в 1938 году было начато строительство жилого «городка НКВД», клуба имени Дзержинского, столовой «Дружба».*

Были возведены в течение двух лет здания Управления, больницы, штаба ВОХР, аэродром, на котором базировались два военных самолета, Центральные ремонтно-механические мастерские3, электростанция, более 20 жилых домов и другие объекты гражданского и производственного назначения.

Но строительные работы не ограничивались только территорией Ивдельского района. На коллектив ИТУ была возложена задача строительства Североуральского бокситового рудника, Богословского алюминиевого и Лобвинского гидролизного заводов. Правда, в 1942 году эту работу передали другой организации. Соответственно стоящим перед коллективом Ивдельлага задачам была сформирована и структура Управления. Оно имело лесной, дорожно-строительный, планово-организационный, учетно-распределительный, финансовый, культурно-воспитательный и санитарный отделы, а также отдел снабжения, отдел связи и отдел сельского хозяйства и ширпотреба.

О вкладе сотрудников и спецконтингента Ивдельлага в общенародную победу подробно сказано в главе ІV.

С окончанием Великой Отечественной войны, задачи, стоящие перед Учреждением, не стали легче. Для восстановления разрушенного народного хозяйства требовались в больших количествах пиломатериалы и древесина. Поэтому подразделения не только не снизили темпы лесозаготовок и объемы деревообработки, но и продолжали наращивать их.

В 1945 году коллектив Ивдельлага дал свыше полутора миллионов кубометров заготовки и более 220 тысяч кубометров пиломатериалов. И по итогам работы в 1945 году коллективу Учреждения было присуждено 1 место во Всесоюзном соревновании по НКВД СССР.

В первое послевоенное десятилетие лесозаготовительное производство пережило техническое перевооружение. На смену лучковой пиле пришли бензомоторные и электропилы, лошадей на трелевке полностью заменили трактора ТДТ-40, ТДТ-60, лесовывозка велась автомашинами ЗИС-150 и ЗИЛ-157.

Были открыты новые лесозаготовительные подразделения – Бурмантовское, Шипичное и Понильское.

В 1960-62 годах была проведена большая работа по реконструкции Першинского лесозавода. Были построены несколько новых цехов: ДОЦ – по производству деталей домов на 280 тыс.кв.м. жилой площади, цех фибролитовых плит, сушильный и раскройный цеха. Коренной реконструкции подверглись лесопильный участок. Для разделки поступающих на предприятие хлыстов была смонтирована линия с полуавтоматическим управлением.

В результате реконструкции Першинский лесозавод стал одним из трех крупнейших деревообрабатывающих предприятий области.

Ещё в 1949 году по соседству с лесозаводом был заложен гидролизный завод для выработки технического спирта из отходов лесопиления. В его строительстве принимали участие бригады Ивдельского и Першинского лесоотделений. Силами осужденных осуществлялось гражданское строительство в новых микрорайонах города, жилых домов в городке Лесоуправления, новых зданий Центральных ремонтно-механических мастерских и автомотобазы, поликлиники, гостиницы и других объектов. Учреждение стало располагать своим кирпичным заводом.

В 60-е годы в системе ИТУ произошли большие изменения. В соответствии с приказом МВД СССР, изданном в ноябре 1961 года, в Бурмантовском лесоотделении были созданы три колонии с особым режимом содержания осужденных.

ИТК-25 (п. Надымовка) приняла особо опасных осужденных, больных туберкулезом. В 1980 году ИТК особого режима была создана в п. Лозьвинском (Учреждение Н-240/5). В 90-е годы в эту колонию стали прибывать преступники, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена на пожизненное заключение. Затем появились осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы судами.

26 июня 1963 года Президиум ВС РСФСР издал Указ «Об организации поселений в исправительно-трудовых учреждениях». На его основании колония – поселения была открыта сначала в п. Тохта (Учреждение Н-240/36), а в январе 1964 года – на Ушме. В 1963 году было начато строительство поселений Суеват и Верхний Пелым (Бурмантовское лесоотделение).

К 1978 году в Ивдельском УЛИТУ насчитывалось девять колоний – поселений, то есть они были открыты практически во всех лесоотделениях. Осужденные – поселенцы занимались заготовкой, вывозкой, переработкой и сплавом древесины. Кроме того, ИТК – поселение №10 (п. Митяево) занималось сельским хозяйством.

В 1987 году, когда Учреждение Н-240 отмечало свой полувековой юбилей, оно представляло из себя мощное предприятие, занятое заготовкой, вывозкой и переработкой древесины, выпуском товаров народного потребления.

В 1986 году из 1,1 миллиона кубометров заготовленной и вывезенной древесины, более половины отправлялось потребителям в переработанном виде. Один только Першинский ДОК произвел 350 тысяч кубометров пиломатериалов, в том числе тарной дощечки для Агропрома – 50 тысяч кубометров. Перечень выпускаемой продукции составил 26 наименований. В том году лесозавод произвел товарной продукции почти на 30 миллионов рублей. Десятую часть этой суммы давали товары народного потребления.

Продукцию лесных ИТУ получали предприятия Москвы, Ленинграда, Краснодара, Волгограда, Украины, Грузии, Армении, а также ГДР, Венгрии, Чехословакии и даже Финляндии.

Это были годы наивысшего подъема Учреждения Н-240. Начальниками Ивдельского УЛИТУ в то время были подполковники Н.П. Ткаченко и И.К. Донзоленко, полковник В.А. Бабушкин.

На базе Ивдельского управления трижды проходили Всесоюзные собрания работников лесных ИТУ.

Но вскоре за периодом расцвета наступил спад производства. Наряду с истощением лесосырьевой базы в Ивдельском районе одновременно происходило уменьшение лесов хвойных пород. В 1988 году был прекращен молевой сплав древесины и на смену ему пришла автовывозка. Лесовозные дороги не были подготовлены для круглогодичной работы, поэтому лес везли, в основном, в зимнее время. Автопарк так же не был готов к перевозкам древесины в прежних объемах. Увеличилось расстояние между верхними и нижними складами до 100 километров. Все это, в конечном итоге, сказалось на результатах лесодобывающего и деревообрабатывающего производства.

В 1991-92 годах в соответствии с приказом МВД РФ прекратили свое существование такие крупные лесоотделения, как Понильское, Вижайское, Бурмантовское, была оставлена лишь колония – поселение и ЛЗУ в поселке Бурмантово, а в 1995 году был резко изменен отработанный десятилетиями весь технологический процесс Першинского лесозавода, да и в верхних подразделениях в том числе.

Все эти проблемы усугубились в условиях перехода к рыночным отношениям и экономическим реформам.

Кроме того, в связи с передачей в конце 1995 года Ивдельского УЛИТУ в подчинение Управлению исполнения наказаний УВД Свердловской области и сокращением воинской части 6602, к учреждению перешли также функции охраны и конвоирования осужденных. Сменилась и вывеска: Учреждение стало именоваться УЩ-349/И. Изменилась нумерация и у подразделений.

Новый, XXІ, век принес для ивдельских колоний не облегчение, а новые потрясения. В связи с передачей пеницитарной системы из подчинения МВД в ведение Министерства юстиции РФ, Ивдельское ОИУ №2 вошло в состав ГУИН Минюста Российской Федерации по Свердловской области. В связи с дальнейшим сокращением числа исправительных колоний и количества осужденных, содержащихся в них, понизился и статус Учреждения – с управления до объединения исправительных учреждений. В 2006 году ОИУ № 2 было упразднено, а колонии переподчинены непосредственно Свердловскому управлению Федеральной службы исполнения уголовных наказаний.

«Дорога – это жизнь»

О трудовом подвиге горняков марганцевого рудника, строителей и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны было сказано довольно подробно. Но ведь до 1937 года станция Сама была конечным пунктом северного участка Свердловской железной дороги.

В 1905 году железная дорога дошла до города Надеждинска. В 1912 году родился проект прокладки широкой колеи до Северного рудника (на территории Заозерской дачи). Строительство дороги предпринял Богословский горный округ и вел его не за казенный счёт. Планировалось, что работа пройдет в два этапа: сначала проложить рельсы от Надеждинска до Самского рудника (75 верст), а затем – до Первого Северного (или Веселого) рудника (ещё 95 верст).

Первая мировая война сорвала осуществление этого проекта: железная дорога была доведена лишь до Марсят. И только в 1923 году строительство первой очереди было завершено. А Самский рудник находился уже в пределах Заозерской дачи, однако при проведении районирования Самский сельский Совет отошел к Надеждинскому району. Таким образом, и в первые двадцать лет советской власти Ивдельский район по-прежнему оставался отрезанным от большого мира. А ведь дорога – это жизнь.

Осенью 1937 только что организованный Ивдельлаг НКВД приступил к прокладке трассы дальше на север, но не к Первому Северному руднику, а в сторону Ивделя, одновременно строился временный мост через реку Сосьву и осуществлялся перенос станционных объектов с Самского рудника к деревне Денежкино (при сохранении старого названия).

Зимой строители прошли болотистый участок перегона у разъезда Глухарный, а в марте 1938 года к станции Лангур подошёл первый поезд. По этому поводу был проведен митинг.

Рельсы кончались у арки, но в сторону Ивделя уже была прорублена трасса и сделана насыпь. Оставалось уложить шпалы и рельсы. К осени 1938 года дорога была доведена до разъезда «39 километр» и началась эксплуатация первой очереди стального пути. Лангурское лагерное отделение уже в августе приступило к отгрузке заготовленной древесины, а ивдельчанам не нужно было ехать сто километров по тайге, чтобы попасть на железную дорогу. На пассажирском автобусе по лежневой дороге до разъезда можно было добраться за полтора-два часа, а оттуда ехать поездом (после пересадке на станции Сама) куда угодно. К этому же времени было закончено строительство новой станции Сама с временным депо, водоснабжением и поселком. Одновременно с окончанием строительства первой очереди шли подготовительные работы и на второй очереди стройки.

Поселок строителей в районе будущей станции Ивдель был сооружен в августе – сентябре 1938 года и с этого момента они настойчиво начали осваивать последний участок до реки Лозьва.

В феврале 1939 года началось сооружение моста через реку Ивдель. Ледоход и лесосплав ивдельскому мосту ущерба не причинили, а вот мост через реку Сосьву получил серьезные повреждения. И движение эшелонов возобновилось только в середине мая.

С 1 июля 1939 года было открыто движение поездов на участке от станции Сама до разъезда Лосиный. А через несколько дней, 10 июля, первый рабочий поезд пришёл на станцию Ивдель, где было уже три пути.

В июле строители получили задание: закончить строительство железнодорожного пути до Першинского лесозавода к 7 ноября 1939 года.

К первому сентября 1939 года была закончена балластировка пути до станции Ивдель и открыто временное движение. Так начала свою жизнь станция Ивдель. А в это время на левом берегу реки Ивдель круглосуточно шла напряженная работа по выполнению поставленного перед строителями задания. Работали на подходе к мосту и на Першинском болоте. В первых числах ноября производилась укладка пути на мосту, отсыпались последние кубометры земли на подходе. 6 ноября произведено испытание моста. Комиссия по приемке дала работе хорошую оценку.

7 ноября работники леса послали стране праздничный подарок – первый эшелон пиломатериала* (В. Кольцов. Сквозь тайгу и болота. «Северная звезда», 27 июля 1990г.)

В мае 1938 года газета «Северная звезда» сообщала, что пароходы «Чулым» и «Аврал» везут 1145 тонн грузов для «Золотопродснаба». Это была последняя заметка о доставке товаров водой. В дальнейшем все грузы в Ивдельский район поступали только по железной дороге. И продукция отгружалась тоже по ней.

А поток народнохозяйственных грузов в послевоенный период только нарастал. Отгрузка древесины, к примеру, к концу 50-х годов достигла 80%. И только пятая часть отправлялась сплавом.

Передовые машинисты депо станции Ивдель-І А.Аникин, Н. Авсейкин, Ричас и Г. Поршнев в середине 50-х годов стали инициаторами вождения тяжеловесных поездов. Хорошо были известны также имена лучших машинистов И. Глушкова, Я. Сорокина, М. Бабицкого, Ф. Ежикова, С. Теплоухова.

Древесина нужна была всегда, всем и в больших количествах. Минлеспром СССР запроектировал строительство дороги широкой колеи до реки Обь. Изыскательские работы по её прокладке проводились в шестой пятилетке. Протяженность стальной магистрали была определена в 376 километров и первоначально называлась Полуночное – Нары-Кары. Официальное название «Ивдель – Обь» железная дорога получила на втором году строительства.

Весной 1959 года на тупиковую станцию Першино пришли первые эшелоны со строителями, техникой и оборудованием. Первым, но трудным шагом, стало строительство моста через реку Лозьву. Его строили три месяца, а к концу года строители смогли пробиться вперед лишь на четыре километра. Начальник строительства И.В. Голштейн и главный инженер И.А. Василевский свой штаб расположили здесь же. Летом они перебазировались на станцию Оус.

В 1960 году было уложено 55 километров железнодорожного пути. В первом полугодии 1961 года стал ходить пригородный поезд Першино – Оус. В 1962 году было создано отделение временной эксплуатации новой дороги, которое базировалось на станции Першино.

На 1 ноября 1964 года было уложено 312 километров пути. Дорога строилась и одновременно служила своему назначению: только за десять месяцев 1964 года по ней было перевезено 65000 вагонов с лесом в разные районы страны и, кроме того, перевезены сотни вагонов с трубами для строящегося параллельно с железной дорогой газопровода Игрим – Серов. А всего ещё в ходе строительства дороги по ней было перевезено более 6 миллионов кубометров леса, а также тысячи вагонов с грузами для леспромхозов, строящихся возле прокладываемой магистрали. Ещё до сдачи в эксплуатацию дорога почти полностью себя окупила.

По новой магистрали уже 1965 году строго по расписанию ежедневно от конечной станции до Свердловска ходил пассажирский поезд. В том году было сдано в эксплуатацию 220 километров, а полностью вся дорога, подошедшая к берегу Оби, - в 1973 году.

Пуск стальной колеи Ивдель – Обь вызвал необходимость реконструкции и усиления отрезка железной дороги Ивдель – Серов, развития станции Ивдель-І. Эти работы были проведены в 1971-1975 годах. (А. Губин. Магистрали, магистрали… «Сев.зв.», 27 мая 1982 года; П.П. Иевлев. Указ. соч., стр. 99-102).

После реконструкции ст. Ивдель-І стала станцией с автоматической централизацией и тепловозной тягой.

Первую юбилейную дату ивдельские железнодорожники отпраздновали в 1949 году. К 10-летию станции Ивдель в городской типографии тиражом 700 экземпляров была отпечатана 28-страничная брошюра «Гудок в тайге». В 2004 году коллектив железнодорожников отметил 65-ю годовщину своей истории и трудовой «биографии».

Рукотворная река

«Во втором полугодии 1961 года параллельно новой железной дороге началось строительство газопровода Игрим – Серов. Первый факел на газопроводе был зажжен 22 января 1966 года. В 1972 году через город Ивдель прошла вторая нитка магистрального газопровода Северные районы Тюменской области – Урал. В 1975 году пролегла третья магистраль. Строительство железной дороги и газопровода были стройками общегосударственного значения.

Объектами особой важности являются строящиеся ныне газокомпрессорная станция на трассе Уренгой – Петровск и газопровод Уренгой – Новопсков». Эти строки взяты из доклада, посвященного 150-летию со дня образования г.Ивделя. И в нем упомянуты лишь несколько вех в газовой эпопее.

… В связи с развертыванием работ на подземной магистрали в Ивделе в 1962 году было создано отделение Дирекции строящихся газопроводов (ДСГ). В феврале 1966 года магистральный трубопровод диаметром 1020 мм и проектной мощностью 10 млрд. кубометров в год был введен в строй. Эстафету по эксплуатации объектов от ДСГ приняло Северо-Уральское управление магистральных газопроводов и были построены первые компрессорные станции, в их числе Ивдельская.

Вопреки устоявшемуся мнению, первый цех Ивдельского ЛПУ мг* в 1966 году пущен не был. Его строительство началось весной, а 14 августа «Северная звезда» опубликовала первый репортаж со строительства компрессорной станции. К этому дню на строительной площадке были подготовлены фундаменты под газовые турбины и каркас здания.

Участник строительства В. Рубин так описывает свои впечатления:

«Совсем недавно я сам наивно полагал, что газопровод – это только огромная длинная труба… Действительно, давление газа в источнике в первое время достаточно высоко, чтобы газ «добежал» по трубе до места назначения. Но так может продолжаться недолго: год, от силы – два. Подземное давление ослабевает, и постепенно начинает застывать «голубая кровь» газопровода. И вот тут-то приходит время компрессорных станций…

…В марте-апреле здесь ещё ничего не было. Сейчас бетонирование уже закончено. Все готово к тому, чтобы принять турбинистов – монтажников газовых турбин. И есть все основания надеяться, что к новому, 1967 году, на много месяцев раньше срока, поднимутся вверх пять красных флажков и возвестят о том, что все турбины в действии.» («Северная звезда», 14 августа 1966 года).

На деле это событие произошло значительно позже, весной следующего года (31 марта газета проинформировала своих читателей, что «первая компрессорная построена»).

«Государственная комиссия приняла первую очередь строительства 30 марта 1967 года. Эта дата считается днем основания компрессорной станции и Ивдельского управления магистрального газопровода» («Северная звезда», 1 сентября 1973 года).

Первая на Урале газокомпрессорная станция (будущий цех №1 Ивдельского ЛПУ) имела мощность всего лишь 21 тысячу киловатт.

В связи с быстрым развитием северных районов Западной Сибири и увеличением потребления газа промышленностью Урала в 1970 году было принято решение о прокладке более мощного, диаметром 1220 мм, газопровода СРТО – Урал-2.

В январе 1972 года начались земляные работы и закладка фундаментов второй КС. За короткий срок строители СУ-7 треста «Тюменьгазпромстрой» возвели цех и вспомогательные сооружения.

И уже в феврале 1973 года первые три турбоагрегата были поставлены под нагрузку и включены в трассу Игрим – Серов, поскольку мощностей существующей компрессорной стало не хватать.В июне к работе были готовы все восемь машин мощностью шесть тысяч киловатт каждая («Северная звезда», 1 сентября 1973 года).

Наши рекомендации