Дорожно-мостовой техники
К эксплуатационно-техническим свойствам машин относятся конструктивные и эксплуатационные параметры машин.
Конструктивные параметры носят, как правило, более или менее стабильный характер, не зависят от условий применения. Ими являются вес, габаритные размеры, координаты центра тяжести и др.
Эксплуатационные параметры зависят не только от конструкции машины, но и от внешних факторов - условий эксплуатации. К ним относят производительность, маневренность, транспортабельность, живучесть, надежность, экономичность и др.
Рассмотрим основные эксплуатационные параметры машин.
Различают следующие виды производительности: конструктивную, техническую, эксплуатационную.
Конструктивной или конструктивно-расчетной производительностью называется максимальная производительность, которую может показать машина, работая непрерывно на расчетной скорости и при расчетном значении сил рабочих сопротивлений. Скорость движения машины и ее рабочих органов определяется тяговым расчетом на рабочем режиме.
Конструктивная производительность служит одним из показателей оценки конструктивных качеств машины, позволяющим выбрать наилучший вариант конструкции машин, сравнить между собой отдельные марки машин.
Технической производительностью называется производительность, которую в состоянии показать непрерывно работающая машина при высокой квалификации обслуживающего расчета. Техническая производительность служит для оценки эффективности ее применения в конкретных условиях, а также для оценки степени ее использования:
ПТ =КТ· ПК,
где КТ - технологический коэффициент, определяемый условиями работы машины.
Эксплуатационная производительность - это та производительность, которую машина развивает, выполняя определенную задачу. При этом учитываются возможные простои машины для обслуживания и ремонта, расходы времени на переходы с одного объекта на другой для пополнения запасов горючего и т. д.:
ПЭ =КЭ ·КУ ·ПТ,
где КВ - коэффициент использования машинного времени, учитывающий
неизбежные перерывы в работе;
КУ - коэффициент, учитывающий влияние условий (дневное или ночное время, заражение местности, квалификация машиниста).
Маневренность включает проходимость, подвижность, поворотливость, управляемость.
Проходимость - способность машины двигаться по плохим дорогам и в условиях бездорожья.
Подвижность - способность двигаться с высокими средними скоростями.
Поворотливость - возможность поворота машины в стесненных условиях.
Управляемость - способность сохранять или легко изменять под действием системы управления направления движения.
Маневренность дорожных и инженерных машин оказывает непосредственное влияние на успех их работы, так как за счет сокращения времени на перемещение может быть увеличено время выполнения рабочих операций.
Скорости машин на марше должны быть не менее, чем скорости передвижения колонн войск.
При производстве работ имеет значение способность сохранять устойчивость при движении и работе на сильно пересеченной местности, а также быстрота перевода машин из транспортного положения в рабочее и обратно.
Для землеройно-транспортных машин должны обеспечиваться следующие значения скоростей движения: по дорогам с твердым покрытием 40-50 км/ч; по грунтовым дорогам 30-40 км/ч; по размокшим и заснеженным дорогам 15-20 км/ч.
Транспортабельность представляет собой свойство, означающее приспособленность машины к перевозкам каким-либо видом транспорта: железнодорожным, водным или автомобильным.
Значение транспортабельности в условиях современной войны возрастает в связи с размахом возможных перегруппировок, а также в связи с необходимостью выдвижения войск из глубины страны на большие расстояния, особенно в начале войны.
Параметры транспортабельности: габаритные размеры, вес (масса), общее время ТТР, необходимое для подготовки машин к перевозкам тем или другим видом транспорта, скорость переброски машин тем или другим видом транспорта.
Два свойства - маневренность и транспортабельность - часто объединяют в одно – мобильность.
Живучесть – свойство, характеризующее степень устойчивости машин к воздействию поражающих факторов различных видов оружия.
Показателями свойства живучести могут служить: по защите экипажа от излучения - коэффициенты ослабления гамма-излучения и нейтронного потока ядерного взрыва К и КН; по ударной волне - допустимое для данной машины избыточное давление во фронте ударной волны РСР; по световому излучению - световой импульс И, при котором машина и экипаж еще не выходят из строя.
Для небронированной техники главным поражающим фактором ядерного взрыва является ударная волна, по которой в основном и оцениваются свойства живучести: 6-8 Н/см2 - полное разрушение машин; 5 Н/см2 - средние разрушения; 1,5-2 Н/см2 - слабые разрушения.
Надежность – это свойство объекта (машины) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность машины обусловливается ее безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.
Безотказность - свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки без вынужденных перерывов.
Долговечность - свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей проведением технического обслуживания и ремонта.
Сохраняемость - свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после срока хранения и транспортирования.
Исправное состояние - это состояние, при котором машина соответствует всем требованиям нормативно-технической (НТД) и (или) конструкторской документации (КД).
Работоспособное состояние - это состояние, при котором значения всех параметров машины, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям НТД и (или) КД.
Надёжность характеризуется степенью защиты экипажа от радиоактивного заражения местности и обеспечивается герметизацией кабины (корпуса), наличием системы подпора воздуха и фильтровентиляции, а также удобством управления машиной из загерметизированной кабины.
Показателями этого свойства служат:
КУ - коэффициент ослабления излучения, идущего с местности;
ТЗ - время, в течение которого экипаж может непрерывно выполнять задачу, находясь в загерметизированной кабине.
Экономичность - свойство, характеризующее машину в отношении величины затрат материальных ресурсов на ее производство, применение и хранение.
Показатели экономичности: удельная себестоимость единицы работы, выполняемой машиной Р/м; стоимость машиносмены.