Тема 23. Оперативное управление строительным производством
Функции управления
Под функцией понимают определенный вид управленческой деятельности, выражающий целенаправленное воздействие и представляющий собой совокупность решений, действий или процессов, объединенных общностью задач, решаемых в сфере управления производством.
Функции управления складываются из логически последовательных операций: сбор, систематизация, передача, хранение информации, выработка и принятие решения, преобразовывая его в команду с доведением до исполнителей.
Основные функции управления, следующие:
1. Планирование – общая функция управления, осуществление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления.
По отношению к управлению строительством объекта или исполнению подрядного контракта планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения конечной цели – возведению объекта или исполнению подрядного контракта. По отношению к управлению строительно-монтажной организацией планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения поставленных целей по техническому и организационному развитию строительно-монтажной организации и по выполнению обязательств, принимаемых при заключении хозяйственных договоров.
Планирование является активной составляющей всей системы управления производством. Именно посредством и в процессе планирования определяются цели по темпам развития производства, по эффективности использования имеющихся производственных мощностей и ресурсов.
Планирование осуществляется на всех уровнях хозяйственного управления и участках производства. Оно представляет собой процесс подготовки, обоснования и принятия решений, оформленных в виде документов, определяющих совокупность мероприятий, действий и потребных ресурсов для достижения планируемых производственных, экономических и социальных результатов деятельности. Планы определяют не только цели и показатели производства и хозяйствования, но и весь комплекс действий по их достижению.
Планирование охватывает различные временные периоды, а потому бывает:
- оперативным (на месяц, декаду, неделю);
- текущим (на квартал, год);
- среднесрочным (на срок до 2 — 3 лет);
- перспективным (от 3 — 5 лет и более).
С планированием непосредственно связано прогнозирование. Объектами и предметами прогнозирования в строительно-монтажных организациях при разработке ими своих среднесрочных являются: цены на строительную продукцию и услуги, цены на строительные материалы, цены на строительные машины, изменения в характере возводимых зданий и сооружений, и применяемых строительных конструкций. В долгосрочном плане прогнозируются состояние рынка строительных подрядов, динамика объемов инвестирования, изменения кредитной и налоговой политики государства и др.
Качество планирования обеспечивается строгим соблюдением следующих основных его принципов:
- обоснованность планирования, которая выражается в необходимости использования и учета при составлении планов реальных данных об условиях осуществления производства и хозяйствования;
- оптимальность планирования, которая означает требование достижения наилучших производственно-экономических результатов с наименьшими затратами производственных ресурсов и финансовых средств;
- непрерывность планирования, означающая полное соответствие и взаимную увязку планов во времени (оперативных, текущих и перспективных планов) и всех плановых показателей по уровням управления, подразделениям и участкам производства;
- комплексность планирования, предполагающая обеспечение комплексного и системного подхода к организации и содержанию планирования. В практическом плане это выражается в наиболее полном охвате планированием всех направлений и участков производственно-хозяйственной деятельности и системном рассмотрении факторов и условий, определяющих и влияющих на результаты производства и хозяйствования.
2. Организация - как общая функция управления, осуществление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления Практически это обеспечение осуществляется посредством построения рациональной производственной и организационной структуры строительно-монтажной организации и эффективного функционирования их, применения соответствующих методов организации возведения зданий и сооружений, методов производства строительно-монтажных работ, методов материально-технического и кадрового обеспечения строительных объектов и участков производства и т.д.
Эффективность организации определяется строгим соблюдением следующих ее основных принципов:
- рациональность построения системы и структуры управления строительно-монтажной организацией и строительным производством, предполагающая целесообразный уровень разделения и специализации труда работников сферы управления;
- надежность системы и структуры управления, предполагающая четкое разделение обязанностей и прав подразделений и работников управления, качественное исполнение ими своих функций и обязанностей, построение простой и надежной системы передачи информации, связанной с управлением;
- соответствие производственной и организационной структуры управления строительно-монтажной организации виду и характеру осуществляемого строительства, выполняемых строительно-монтажных работ и ее месту на рынке строительных подрядов и услуг;
- гибкость, универсальность и самоорганизация системы и структуры управления, предполагающих быструю адаптацию к изменяющимся производственным условиям и условиям хозяйствования;
- научность управления, требующего применения современных методов и кадров управления.
3. Регулирование- как основная функция управления тесно связана с организацией. В процессе управления строительной организацией и строительным производством возникают отклонения от намеченных оперативных и других планов производства работ, материального обеспечения и т.д. Возможны изменения в сформированной программе работ по разным причинам (срыв контрактов со стороны заказчиков, заключение новых контрактов и др.). Возможны другие изменения, требующие учета при организации производства. Поэтому необходимо принятие соответствующих корректирующих управляющих воздействий.
Регулирование строительного производства – сложный процесс, базирующийся на сборе и обработке информации о ходе производства с производственных участков, о возникших производственных «возмущениях», в том числе в связи со сбоями в производственном обслуживании (транспортом, строительной техникой, материалами), на обработке этой информации и принятии решений оперативного характера по нормализации производства. Вопросы регулирования производства решаются на всех уровнях управления мастерами, производителями работ, руководителями строительных и производственных участков, начальниками (менеджерами) объектов, руководителями обслуживающих участков и др. Центральное место в этом плане занимает диспетчерская и производственно-распорядительная службы строительно-монтажной организации.
4. Координация- как основная функция управления решает проблемы и неувязки при руководстве деятельностью строительно-монтажной организации, возникающие вследствие разделения труда управленческих работников. Она направлена на обеспечение согласованной работы и целенаправленного единства действий всех звеньев и участков производства, всех управленческих служб и их отдельных работников. Координация деятельности соответствующих служб и отдельных работников управления осуществляется сверху вниз. Руководитель организации координирует работу своих заместителей и участков по их подчиненности ему согласно организационной структуре управления. Заместители координируют деятельность соответствующих отделов и участков производства или обслуживания по подчиненности. Руководители отделов и участков производства и обслуживания координируют работу групп, бригад, отдельных работников и исполнителей. В результате обеспечивается слаженная целенаправленная работа управленческой команды в целом.
5. Контроль и оценка- как основная функция управления обеспечивает знание действительного положения дел по исполнению намеченных планов, достижению поставленных целей по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации, по ее состоянию и развитию и т.д.
Главная задача контроля состоит не только в определении и оценке фактического положения дел на различных участках производства и хозяйствования, но и в установлении причин и факторов, оказавших влияние на возникновение отклонений при выполнении намеченных планов и задач, в выявлении имеющихся резервов производства.
Осуществление контроля и оценки производственной и хозяйственной деятельности начинается с учета и получения информации о состоянии объектов управления. При этом контроль охватывает все составляющие и элементы управляемой системы. На основании данных учета и информации подготавливаются соответствующие управленческие решения по корректировке оперативных планов, заданий и т.д.
Построение системы учета и контроля деятельности должно удовлетворять следующим основным принципам:
объективность и достоверность учитываемых и анализируемых данных. От этого напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений по корректировке планов производства, других действий производственного и экономического характера;
комплексность и системность наблюдения за состоянием управляемой системы, предполагающих достаточный охват путем учета параметров состояния строительно-монтажной организации для полной оценки всех сторон ее производственно-хозяйственной деятельности.
Методы управления
Методы управления производством– это способы целенаправленного воздействия на службы управления, трудовые коллективы подразделений и участков производства и производственного обслуживания, отдельных работников, обеспечивающие координацию и эффективность их деятельности по достижению запланированных результатов строительного производства. Они должны учитывать требования современной экономики, условия хозяйствования, достигнутый уровень технического и технологического развития отрасли и отвечать миссии и задачам строительно-монтажной организации, строительного подразделения, решению конкретных задач по возведению строительных объектов, сдаче их в эксплуатацию, достижению высоких экономических результатов, организационно-техническому развитию и совершенствованию производства.
Существует три основных метода управления, которые неразрывно связаны между собой и не могут быть применены по отдельности:
- административные (организационные и распорядительные)
- экономические
- социально-психологические
Организационные (административные) методы управления включают в себя действия и приемы, обеспечивающие воздействие на работников управления посредством приказов, распоряжений, указаний. Их основу составляет четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого исполнителя, руководителя и всех иерархических органов управления по выработке, принятию и исполнению управленческих решений, исполнению управленческих действий. Такое определение прав и обязанностей закрепляется в соответствующих положениях о функциях и задачах органов управления, должностных инструкциях, положениях о дисциплинарной ответственности.
В основе организационных методов управления лежит персональная ответственность за принятие и исполнение управленческих решений по всей вертикали управления. Основу организационных (административных) методов управления составляют организационные и распорядительные меры и воздействия.
Организационные меры и воздействия состоят в построении и обеспечении функционирования системы и структуры управления строительным производством и строительно-монтажной организацией в целом.
В рамках этой системы определяются не только соответствующие подразделения управляющей и управляемой подсистем, но и состав, содержание и порядок осуществления управляющих воздействий.
Распорядительные меры и воздействия представляют собой приказы, указания, распоряжения, инструкции, правила, нормативы и другие акты, касающиеся работы всех служб по обеспечению нормального функционирования и перспективного развития строительно-монтажной организации.
Отношения и связи между службами в структуре управления строительно-монтажной организации строятся по вертикали и горизонтали.
По вертикали отношения носят распорядительный характер (вниз от вышестоящего органа управления к нижестоящему). Распорядительность выражается не только в форме прямого приказа, распоряжения, но и в форме требования строгого соблюдения инструкций, положений и т.д.
По горизонтали отношения между органами управления, не подчиненными друг другу, имеют характер согласования. Разрабатывая и принимая управленческие решения, различные службы взаимодействуют между собой и учитывают требования другой стороны.
Экономические методы управления предполагают использование системы воздействий экономического характера на подразделения, службы и работников управления строительно-монтажной организации.
К экономическим воздействиям в процессе управления относятся установление плановых экономических показателей подразделениям, экономических нормативов по использованию полученной прибыли, нормативов по издержкам производства и поощрению за их снижение, установление условий и размеров премирования за экономические и другие результаты производства и хозяйствования. К ним можно также отнести формирование ценовой политики, внешних и внутренних ценовых отношений строительно-монтажной организации.
Экономические методы управления направлены на побуждение подразделений, различных служб управления, трудовых коллективов и отдельных работников строительно-монтажной организации к изысканию и реализации внутренних резервов повышения эффективности, к повышению уровня хозяйствования.
Социально-психологические методы управления предполагают использование воздействий на трудовые коллективы и отдельных работников строительно-монтажной организации, основанных на использовании законов поведения групп людей, межличностных отношений, законов поведения личности.
Основная направленность социально-психологических методов управления – создание сплоченного трудового коллектива строительно-монтажной организации, внутренней деловой атмосферы, нормального психологического климата, взаимного уважения работников друг к другу.
Мировая практика управления показывает необходимость усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления трудовыми коллективами и организациями. Так, учет психологических особенностей работников при формировании коллективов отделов и групп в структуре управления обеспечивает повышение их сплоченности и эффективности деятельности, а учет законов поведения групп позволяет избежать возникновения конфликтов в организации.