Правила ведения подземных работ на улицах
Прокладка подземных сетей на проектируемых проездах или других неосвоенных
территориях должна предшествовать выполнению дорожных и других работ по благоустройству с учетом перспективных планов строительства. Строительство подземных сетей отличается вытянутым вдоль трассы фронтом работ, поэтому технологически прокладка сетей слагается из отдельных последовательно выполняемых строительных процессов на отдельных, как правило одинаковых участках сети (захватках), следовательно, для строительства подземных сетей наиболее целесообразно применять поточный метод производства работ, при котором через отдельный промежуток времени должна быть закончена очередная захватка.
Поточный метод производства работ позволяет совмещать ритмичное по времени выполнение работ на захватках с последовательным осуществлением однородных процессов и параллельным разнородным.
Чтобы в условиях города не стеснять движения транспорта и пешеходов , не нарушать правил техники безопасности и обеспечить прокладку подземных сетей поточным методом, необходимо после изучения технической документации (рабочих чертежей с учётом решений проекта организации строительства – ПОС) обследовать трассу, ознакомиться с местными условиями и разработать проект производства работ (ППР).
Состав и содержание документации ППР должны определяться в соответствии со СНиП 3.01.01 – 85, Организация строительного производства.
В ППР назначают тип и сечение траншей, вид крепления и способ разработки грунта. Работы по отрывке траншей организуют таким образом, чтобы они как можно меньше стесняли уличное движение. Заранее предусматривается устройство переездов в соответствующих местах по согласованию с отделом регулирования уличного движения управления милиции. При наличии грунтовых вод заранее разрабатывают систему водоотлива, где указано расположение колодцев для отвода удаляемой из траншеи воды.
Намечается расположение всех временных сооружений и материалов по трассе.
В ППР специально разрабатывают способы производства работ по переходам инженерных сетей под ж/д и трамвайными путями, магистральными улицами, водными преградами, намечается порядок производства работ в местах пересечения инженерных сетей с существующими подземными коммуникациями и назначают способ подвески вскрываемых трубопроводов и кабелей. Решается способ засыпки траншей.
Один из основных документов ППР – технологическая карта. Технологическая карта помогает правильно выбрать и применить современные способы производства работ, устанавливает технологическую последовательность строительных процессов, составляет недельно-суточные графики и наряды.
3. Подготовительные и вспомогательные работы.
Подготовительные и вспомогательные работы по прокладке подземных сетей в городских условиях включают в себя разбивку трассы трубопровода в плане и по профилю, разборку асфальтового (асфальтобетонного) дорожного покрытия, доставку строительных материалов на трассу, размещение временных сооружений и др.
Разбивка трассы трубопровода является наиболее ответственной часть подготовительных работ, которую поручают геодезистам. Разбивка трассы осуществляется согласно следующим требованиям –
- вдоль трассы устанавливают дополнительные реперы, связанные нивелирными ходами с постоянными реперами;
- разбивочные оси и вершины углов поворота трассы необходимо закреплять и привязывать к постоянным объектам на местности (здания, сооружениям) или к установленным на трассе столбам;
- пересечение трассы трубопровода с существующими подземными сооружениями надо отмечать на поверхности земли с особыми знаками;
- места расположения колодцев нужно отмечать столбиками , установленными в стороне от трассы (на столбиках указывается номер колодца и расстояние от него до оси трассы;
- разбивку трассы следует формировать актом с приложениями ведомости реперов, углов поворота и привязок.
До начала производства земляных работ представители строительной организации и заказчик должны освидетельствовать рабочую разбивку сооружений ( траншей и котлованов), выполняемую подрядчиком, установить её соответствие проектной документации и составить акт, к которому приложить схему разбивки и привязки к опорной геодезической сети. При производстве земляных работ следует сохранять все разбивочные и геодезические знаки.
При вскрытии асфальтового (асфальтобетонного) дорожного покрытия необходимо учесть, что ширина полосы вскрытия должна быть на 30 см больше ширины траншее по верху (по 15 см с каждой стороны).
При разработке траншей в водонасыщенных грунтах, когда имеет место постоянный приток грунтовых вод выше подошвы будущей траншеи и при этом открытый водоотлив неприемлим, необходимо предусмотреть работы по искусственному
понижению уровня грунтовых вод ниже дна траншеи не менее чем не 0,5 м. Искусственное понижение уровня грунтовых вод производится с помощью иглофильтровых установок. Иглофильтровой способ применяется при осушении водоносных слоёв грунта в пределах устраиваемой выработки, путё погружения в грунт группы вертикальных иглофильтров (скважин с трубчатыми водоприемниками малого диаметра), из которых через общий всасывающий коллектор с помощью насосной станции непрерывно откачивают воду. При этом грунт, расположенный между первоначальным и сниженным уровнями грунтовых вод, осушается. Отрытая в осушенном грунте траншея имеет устойчивые стенки даже при определенных крутых откосах.(рис.8.1.)
Приток воды к игловым установкам, смонтированным вдоль траншеи, определяется по формуле:
ш8где: - приток воды на 100 м траншеи с двух сторон, м3/час;
β - коэффициент, принимаемый равным от 1 до 3; при малых значениях коэффициента фильтрации грунтов k и большой мощности водоносного слоя ( свыше 7…8 м ) и малых сроках строительства величина ближе к 1;
S – глубина необходимого понижения грунтовых вод, м.
Для искусственного понижения уровня грунтовых вод на глубину 4…5 метров в песчаных грунтах применяют лёгкие иглофильтровые установки (ЛИУ). При ширине до 4,5 м используют однорядные, при большей ширине – двухрядные. При необходимости понижения уровня грунтовых вод более 5 метров используют двух – и трёхярысные иглофильтровые установки.
4. Разработка траншей.
Для прокладки подземных сетей при открытом способе производства работ отрывают
траншеи с наклонными.боковыми стенками, с вертикальными стенками или со стенками
смешанного типа (рис.8.2.)
Устройство траншей с вертикальными стенками требует наибольшего объёма земляных работ, однако отрывка их без креплений в грунтах естественной влажности допускается лишь на глубину не более:
- в песчаных и гравелистых грунтах 1.00 м
- в супесях 1,25 м
- в суглинках и глинах 1,50 м
- в особоплотных не скальных грунтах 2,00 м
Тип траншей выбирают на основе ТЭП с учётом местных условий. Траншеи с креплениями применяют в стеснённых городских условиях, когда ширина улицы (проезда) не позволяют устраивать широкие поверху траншее с наклонными стенками, когда трасса трубопровода проходит вблизи здания и отрывка траншей угрожает устойчивости его фундамента или когда на трассе встречаются неустойчивые, не насышенные водой грунты.
Траншеи с наклонными стенками всегда следует устраивать в грунтах естественной влажности и при наличии достаточной свободной площади для производства работ. Естественно стоимость отрывки таких траншей дешевле, чем траншей с креплениями. К тому же в траншеях с наклонными стенками значительно упрощается монтаж трубопровода.
Смешанный тип траншей обычно применяется при большой глубине и высоком уровне грунтовых вод (УГВ). Ширина траншей по дну принимается по табл.8.1
Наименьшая ширина траншеи по дну при разработке грунта экскаватором должна быть не меньше, чем ширина режущей кромки ковша экскаватора с добавлением в песчаных грунтах и супесях 0,15 м, в глинах и суглинках 0,10 м. Ширина ковша (м) обычно приводится в рабочих параметрах экскаватора или может быть определена по формуле:
где: - q – геометрическая ёмкость ковша экскаватора, м3.
Полученная наибольшая ширина траншеи с учётом крепления её стенок (если оно требуется) должна быть увеличена при инвентарных креплениях на 20 см, при штунтовом ограждении на 40 см.
Наибольшую крутизну откосов траншеи ( или котлованов) в однородных грунтах естественной влажности в зависимости от глубины выемки следует принимать по табл.8.2.
При совмещенной прокладке трубопроводов промежуточные откосы, расположенные внутри общей траншеи, устраивают с крутизной 1 : 1 независимо от категории грунта.
Для разработки, траншей наиболее часто применяют одноковшовые экскаваторы. Наличие сменного оборудования позволяет использовать их для устройства траншей с вертикальными и наклонными стенками, для расширения траншей в местах расположения колодцев, укладки тяжелых труб больших диаметров и монтажа колодцев и каналов из сборных ж/б элементов.
Выбор типа экскаватора для разработки траншей производится в зависимости от глубины и ширины, от размещения грунта (в отвал или на транспорт), от грунтовых условий на месте производства работ, а также от сроков строительства. Далее стр.223-228.