Гидравлический пневмоколесный экскаватор 4-й размерной группы ЭО-4321Б с оборудованием «обратная лопата»


области эксплуатации машин в раз­личных грунтовых условиях. Первая модификация гусеничной ленты состо­ит из сварнолитых башмаков шириной 840 мм с грунтозацепами. Лента вклю­чает 42 башмака, соединенных пальца­ми, которые стопорят шплинтами для предотвращения выпадения. Башмаки представляют собой коробку, состоя­щую из литого основания и сварных элементов. Грунтозацепы применены на лентах одной модификации. Вторая модификация также выполнена из сва­рнолитых башмаков шириной 1000 мм без грунтозацепов, а третья модифика­ция имеет цельнолитые башмаки ши­риной 500 мм.

Пневмоколесные полноповоротные экскаваторы 4-й размерной группы.Эк скаватор ЭО-4321Б (рис. 10.8)—мо­дернизированная модель пневмоколес-ного экскаватора 4-й размерной группы с гидравлическим приво­дом—предназначен для разработки грунтов 1...1У категорий при вы­полнении рассредоточенных земляных и перегрузочных работ. Для скальных пород и мерзлых грунтов экскаватор можно применять при условии дробле­ния пород и грунтов на куски не более 400 мм.

Основное рабочее оборудование-обратная лопата с ковшом 0,8м .Смен­ное рабочее оборудование и сменные рабочие органы: прямая лопата с ков­шом 1 м3, удлиненная рукоять обрат­ной лопаты с ковшом 0,5 м:!, грейфер с ковшом 0,63 м3, ковши обратной лопа­ты 0,8; 1 и 1,25 м'', гидромолот для раз­работки мерзлого грунта, зуб-рыхли­тель, крановая подвеска, вставка грей­фера для глубокого копания, челюсти-захваты, ковши 0,63 и 1 м3 для мелио­ративных работ, ковш погрузочный 1,6 м3 и др.

Новый гидравлический экскаватор ЭО-4322 должен заменить экскаватор ЭО-4321Б.

Экскаватор ЭО-4322 может выпол­нять работы в городском, промышлен­ном, сельском и транспортном строи­тельстве. Экскаватором можно разра­батывать немерзлые грунты, разру­шать асфальтобетонные покрытия, ры­хлить мерзлые грунты, производить погрузку в транспортные средства сы­пучих материалов и предварительно разрыхленных скальных пород, а так­же выполнять планировочные и другие работы.

Основное преимущество гидросис­темы экскаватора ЭО-4322 по сравне-




нию с гидросистемой экскаватора ЭО 4321Б: суммирование потоков рабочей жидкости от обеих секций регулируе­мого сдвоенного насоса за гидрорас­пределителями с применением новых сборочных единиц (двух дополнитель­ных однозолотниковых гидрораспреде­лителей, подпиточных клапанов, гидро­замков приточного исполнения, цен­трального коллектора).

Условия труда машиниста экскава­тора улучшены благодаря снижению максимального уровня шума с 85 до 80 дБ путем установки в кабине дополни­тельной изоляции, а также за счет бо­лее оптимального расположения ор­ганов управления и у с -тановки опрокидывающейся рулевой колонки. Кроме того,на машине приме­нен новый эффективный и безопасный отопитель с использованием тепла ох­лаждающей жидкости дизеля и более удобный стеклоподъемник.

Кроме конструктивных усовершен­ствований, значительно улучшены ус­ловия запуска силовой установки при низких температурах за счет установ­ки муфты сцепления между насосом и дизелем.

Более рационально выполнены кон­струкции ходовой и поворотной рам, а также выносных опор, что привело с одной стороны к увеличению опорного контура, а с другой — к уменьшению габарита в транспортном положении.

Вместимость ковшей экскаватора ЭО-4322 повысилась на 20^25%, глу­бина копания обратной лопатой увели­чилась на 7—15%, удельный расход топлива снизился на 7%. Техническая производительность при работе обрат­ной лопатой возросла на 17%.

Кроме прямой и обратной лопат с ковшами различной вместимости экс­каватор ЭО-4322 имеет следующие ви­ды сменного рабочего оборудования: грейфер с ковшом 0,63 м3, удлинителем, узкими и полукруглыми челюстями, че­люстями-захватами; гидромолот; зуб-рыхлитель; крюковую подвеску; навес­ное бурильное оборудование; ковши узкий (0,5 м3) и очистной (1 м3), а

также два профильных (по 0,63 м3). Гусеничные полноповоротные эк­скаваторы 4-й размерной группы. Эк­скаватор ЭО-4124А предназначен для разработки сыпучих и связных грунтов 1...1У категорий и предварительно раз­рыхленных скальных и мерзлых грун­тов с кусками размером не более 400 мм. Для него создано более 25 видов сменного рабочего оборудования и ра­бочих органов:

обратная лопата с составной или моноблоч­ной стрелой и ковшами: 0,65 м3 — для разработ­ки тяжелых грунтов и работ при глубине копа-пля до 7,1 м; 1 м' — для разработки грунтов 1...1У категорий; 1,25 м3 — для разработки грун­тов I и II категорий;

прямая лопата с ковшами: 1 м'' —для раз­работки грунтов 1..ЛУ категорий и погрузки разрыхленных скальных и мерзлых грунтов; 1,5 мя — для разработки грунтов I и II категорий и погрузки насыпных грунтов 1..ЛУ категорий; 2м — для погрузки насыпных грунтов 1...1У ка­тегорий;

погрузчик с ковшами 1 и 1,6 м для погруз­ки грунтов и материалов плотностью соответ­ственно до 2,2 и 1,6 т/м3;

грейфер для отрывки колодцев, траншей и котлованов в грунтах 1...ГУ категорий. На его ковшах 0,5; 0,8 и 1 м3 предусмотрена установка сменных челюстей. Для увеличения глубины ко­пания до 10,4 м грейфер оснащают удлинителем;

ковши: профильный (до 0,8 м ), зачистной (1 м3), для мелиоративных работ и рытья узких траншей (0,3 м3);

однозубый рыхлитель для взламывания мер­злой корки грунта с глубиной промерзания до 0,7 м;

гидромолот (устанавливают вместо ковша обратной лопаты) с наконечником для рыхления мерзлых и скальных грунтов (глубиной до 1,5 м), взламывания дорожных покрытий, дробления негабаритных камней и других подобных работ;

захватно-клещевой рабочий орган с одно-или многозубым рыхлителем, которым дробят и грузят мерзлые грунты и асфальтобетонные по­крытия, снимают и укладывают бетонные плиты, грузят лес, разбирают старые здания и т. п.

Поворотная часть состоит из пово­ротной платформы с механизмами и рабочего оборудования, опирается на раму ходовой тележки через роликовое опорно-поворотное устройство. На по­воротной платформе установлены си­ловая установка, гидравлическое обо­рудование и система управления, ме­ханизм поворота, топливный бак, ка­бина машиниста и противовес.

Кабина машиниста оборудована


Гидравлический пневмоколесный экскаватор 4-й размерной группы ЭО-4321Б с оборудованием «обратная лопата» - student2.ru


10.9. Гидравлический гусеничный экскаватор 4-й размерной группы ЭО-4125 с оборудованием «об­ратная лопата»

вентиляцией, тепло- и шумоизоляциеи, мягким сиденьем, контрольно-измери­тельными приборами и рычагами упра­вления. Предусмотрены освещение, си­гнализация и очистка стекол кабины.

Экскаватор ЭО-4125 (рис. 10.9) относится к экскаваторам второго по­коления и должен со временем пол­ностью заменить экскаватор ЭО-4124А, подлежащий снятию с производства.

По назначению обе эти машины одинаковы. Конструкция экскаватора ЭО-4125 позволяет работать со сле­дующими сменным рабочим оборудо­ванием и рабочими органами:

обратная лопата с составной или моноблоч­ной стрелой и ковшами: 0,8 м3 — для разработ­ки тяжелых грунтов V и VI категорий; 1 м3— для разработки грунтов 1...1У категорий с глуби­ной копания до 7,3 м; 1,25 м3 — для разработки грунтов I и III категорий;

прямая лопата с ковшами: 1 м3 — для раз­работки грунтов 1...1У категорий и погрузки раз­рыхленных скальных и мерзлых грунтов; 1,2 м3— для разработки грунтов 1...П1 категорий и пог­рузки насыпных грунтов;

погрузчик с ковшами; 1,6 м3 для погрузки насыпных грунтов 1...1У категории и разработки грунтов I и II категории; 1,45 м- — для погрузки насыпных грунтов 1...1У категории; 1 м3 для раз­работки грунтов 1...1У категорий;

грейфер для отрывки колодцев, траншей и котлованов в грунтах 1...1У категорий (с ковшом

0,6 м3) и в грунтах I и II категорий (с ковшом 0,75 м ). Для специальных работ грейфер имеет ковш 0,38 м3. Для увеличения глубины копания до 10,65 м грейфер оснащают удлинителем 2,5 м, а для рытья глубоких колодцев до 15,5 м — двумя удлинителями по 2,5 м и допол­нительным удлинителем 2 м;

ковши обратных лопат; профильный (до 1,0 м3), зачистной (1,25 м3), для мелиоративных работ и рытья узких траншей (0,3 м3);

однозубый рыхлитель для взламывания мер­злой корки грунта с глубиной промерзания до 0,7 м;

гидромолот (устанавливают вместо ковша обратной лопаты) с наконечником для рыхления мерзлых и скальных грунтов (глубиной до 1,5 м), взламывания дорожных покрытий, дробления негабаритных камней и других подобных работ;

захватно-клещевой рабочий орган с трехзу­бым рыхлителем, которым дробят и грузят мер­злые грунты и асфальтобетонные покрытия, сни­мают и укладывают бетонные плиты, грузят лес, разбирают старые здания и т. п.;

обратная лопата с зачистным устройством и глубиномером для зачистки котлованов и тран­шей длиной планируемого участка 2,6...3 м на глубине 1...3 м.

Основная отличительная особен­ность экскаватора ЭО-4125 по сравне­нию с экскаватором ЭО-4124 — приме­нение энергосберегающего гидропри­вода с комбинированным регулирова­нием насоса, улучшенной схемой ком­мутации, рекуперацией энергии при опускании стрелы и автоматическим управлением дизелем. При этом мини-

мальный расход топлива уменьшился до 30%, что при длительной эксплуа­тации машины обеспечивает годовую экономию топлива 2...3 т.

Максимальное давление в гидро­системе 28 МПа; управление — серво-гидравлическое; применена аварийная блокировка, предотвращающая потери рабочей жидкости при обрыве гидро­провода.

Усовершенствована конструкция и других систем, механизмов и сбороч­ных единиц гусеничного хода, редукто­ров и кабины. В результате повышена надежность, сн'ижены затраты време­ни на техническое обслуживание, улуч­шены условия работы машиниста.

Гусеничные полноповоротные эк­скаваторы 5-й и 6-й размерных групп.К этой группе относятся наиболее мо­щные универсальные гидравлические экскаваторы, для которых базовыми являются модели ЭО-5124 и ЭО-6123 (рис. 10.10). Производительность этих экскаваторов в 1,5—2,5 раза вы­ше, чем экскаваторов 4-й размерной группы. Кроме традиционных видов рабочего оборудования, они оснащены глубинным грейфером и буровым обо­рудованием.

Экскаваторы ЭО-5124 и ЭО-6123 созданы с использованием многих сов­ременных конструктивных решений, которые направлены на повышение производительности-и надежности ма­шин, уменьшение расхода энергетичес­ких ресурсов и улучшение условий тру­да машиниста.

Экскаваторы ЭО-5124 имеют сило­вую установку, в которой применены гидронасосы с управляемой произво­дительностью, работающие на холос­тых оборотах дизеля с малой подачей. Рабочие движения экскаватора плав­но регулируются. Разгрузка насосов при холостой работе и защита насосов от перегрузок по давлению осущест­влены предохранительными клапана­ми с управляемой настройкой. Макси­мальное давление 28 МПа. В системе сервоуправления с целью повышения

надежности используется аксиально-поршневой насос, а в системе управле­ния подачей топлива — автомат холос­тых оборотов дизеля. Введена система рекуперации энергии при опускании рабочего оборудования, когда рабочая жидкость под давлением нагнетается в пневмогидроаккумуляторы, а затем при подъеме рабочего оборудования поступает в гидроцилиндры стрелы.

В результате комплекса мер по ра­циональному использованию мощно­сти дизеля удалось снизить расход то­плива не менее чем на 20%, что обеспе­чивает годовую экономию на одну ма­шину 4—5 т в год.

В приводе механизма поворота пла­тформы применено независимое упра­вление гидравлическим торможением. Торможение платформы производится путем подачи жидкости под давлением на управляемые предохранительные клапаны. При этом сливная гидроли­ния гидромотора закрывается, а слив осуществляется через предохранитель­ный клапан.

Экскаваторы ЭО-6123 в большой степени унифицированы с экскавато­рами ЭО-5124. Отличие в силовой ус­тановке состоит в применении электри­ческих двигателей, питающихся от вне­шней электросети переменного тока напряжением 380 В. Для работы в автономных условиях (при отсутствии внешней электросети) экскаватору мо­жет придаваться дизель-генераторная установка.

Исходя из условий производства и для удовлетворения требований раз­личных потребителей выпуск экскава­торов ЭО-5124 и ЭО-6123 предполага­ется в двух исполнениях: с гусеничным ходом тракторного типа и с гусенич­ном ходом, имеющим гребневое зацеп­ление. Масса машин с гусеничным хо­дом тракторного типа больше, но это компенсируется повышенной долгове­чностью ходового устройства и мень­шими затратами времени на техничес­кое обслуживание.

Наши рекомендации