Гидравлическая схема скрепера ДЗ-13Б
/ — гидробак; 2 — насос; 3 — пневмогидроаккумулятор с гидроклапанами; 4 — гидрораспределитель; 5 — гидрозамок; 6 — гидроцилиндр ковша; 7 — гидроклапан замедлительный; 8 — гидроцилиндр заслонки; 9 — гидроцилиндр задней стенки; 10 — блок управления; // — фильтр; а, а', Ь, Ь', с, с', 4, и' ~ обозначения магнитов
ковша принудительная. Подъем-опускание заслонки осуществляется гидроцилиндрами аналогично скреперу МоАЗ-6014.
Скрепер ДЗ-13Бявляется модернизацией самоходного скрепера ДЗ-13А. Он предназначен для послойной разработки грунтов, не содержащих каменистых включений размером более 350 мм. Набор грунта должен производиться с помощью трактора-толкача тягового класса 25...35, обору-
дованного отвалом бульдозера или толкающим устройством.
Скрепер может эксплуатироваться в районе с умеренным климатом ( +40... — 40°С).
Скрепер ДЗ-13Б (рис. 12.16) представляет собой двухосную машину на базе одноосного тягача БелАЗ-7442. Трансмиссия тягача — гидромеханическая (рис. 12.17). Пневмогидравли-ческая подвеска тягача позволяет реализовать высокие скорости в транс-
12.3. Самоходные скреперы
I [окгюатель | Модель | |||
ДЗ-87-1 (ДЗ-87-1А) | МоАЗ-6014 | МоАЗ-6007 | ДЗ-13Б | |
Вместимость ковша, м'1: | ||||
геометрическая | 4,5 (5) | 8,3 | ||
номинальная (с «шапкой») | 6 (6,5) | |||
Грузоподъемность, т | 9 (10) | |||
Базовый тягач. | ||||
тин | Двухосный | Одноосный | Одноосный | Одноосный |
модель | Т-150К | МоАЗ-6442 | МоАЗ-7406 | БелАЗ-7442 |
мощность, кВт | 165,4 | 235... 250 | ||
максимальная скорость, | ||||
км/ч | ||||
Ширина резания, мм | ||||
Максимальное заглубление, мм | ||||
Толщина слоя отсыпки, мм | ||||
Колесная база, мм | ||||
Колея колес, мм: | ||||
передних | ||||
задних | ||||
Обозначение шин, дюйм | 14,00 —20 | 21,00 -28 | 29,5 — 29 | 27,00 — 33 |
Минимальная ширина полосы | ||||
разворота, мм | ||||
Габариты в транспортном по- | ||||
ложении, мм: | ||||
длина | ||||
ширина | ||||
высота | ||||
Эксплуатационная масса, кг | ||||
Выпуск | Серийный | Опытная партия Прекращен | ||
Изготовитель | Берлинский | Могилевский автозавод | Балаковский | |
<авод дорож- | им, С. М. Кирова | завод самоход- | ||
ных машин | ных землерой- | |||
ных машин |
портном режиме работы скрепера.
Управление рабочими органами скрепера — гидравлическое. В отличие от скрепера ДЗ-13А, имеющего электрогидравлическое управление, в гидросистеме предусмотрено гидравлическое управление гидрораспределителем с помощью блоков управления (рис. 12.18). Заслонка этого скрепера управляется с помощью рычажного механизма, аналогичного ДЗ-172 (см. рис. 12.5).
Техническая характеристика самоходных скреперов представлена в табл. 12.3.
Технико-эксплуатационные показатели работы скреперов
Количество и разряд машинистов, обслуживающих скреперы, зависят от типа и типоразмера скрепера (табл. 12.4).
Расход топлива при эксплуатации скреперов, определенный из удельного расхода топлива и номинальной мощности двигателя, приведен в табл. 12.5.
Для определения эксплуатационного часового расхода топлива необходимо учитывать коэффициенты использования двигателя по време-
Количество машинистов, обслуживающих скреперы
Разряд | Прицепной | Самоходный | Разряд | Прииепной | Самоходный | ||
вместимость ковша, »э | вместимость ковша, м3 | ||||||
до 4,5 | более 4,5 | до 4,5 | более 4,5 | ||||
5-й | — | — | б-Й | — |
Максимальный расход топлива на 1 маш.-ч работы скрепера
Тип машины, индекс (типоразмер, м3) | кг/маш.-ч | л/чаш. -ч |
Прицепные | ||
ДЗ-111А (4,5) | 28,6 | |
ДЗ-172 (8) | 36,1 | |
ДЗ-149-5 (8) | 49,5 | 59,6 |
Самоходные | ||
ДЗ-87-1 (4,5) | 36,1 | |
ДЗ-11П (8) | 44,6 | |
ДЗ-13Б (16) | 75,5 |
ни {/Сдв= 0,92), по мощности {/Сдм = = 0,8) и коэффициент удельного расхода в зависимости от степени исполь-
зования двигателя по мощности (^ =0,99...1,03).
Расход масел и смазочных материалов определяется в процентах от расхода топлива:
. 1-2 . 0.5 . 0,2 |
Масла:
моторное .................
трансмиссионные . . смазочные материалы
Потребность в топливе, смазочных материалах и охлаждающей жидкости может быть определена также по вместимости заправочных емкостей машин, приведенных в табл. 12.6.
Вместимость баков, систем и картеров скреперов, л
Показатель | Прицепных | Самоходных | ||||
ДЗ-111А | ДЗ-172 | ДЗ-149-5 | ДЗ-87-1 | МоАЗ-6014 | ДЗ-13Б | |
Базовый трактор, | Т4АП2 | Т- 170 | К-701 | Т- ! 50К | МоАЗ-6442 | БелАЗ-7442 |
тягач | ||||||
Топливные баки | ||||||
двигателя: | ||||||
основного | ||||||
пускового | 4,5 | — | — | — | ||
Системы двигате- | ||||||
ля: | ||||||
смазочная | ||||||
охлаждения | ||||||
Гидросистема: | ||||||
управления | — | — | ||||
рабочего обо- | ||||||
рудования | ||||||
Картеры: | ||||||
заднего моста | ||||||
коробки пере- | — | — | — | — | 16,5 | |
дач | ||||||
конечных (ко- | 3,5 | 3,5 | 3,5 | |||
лесных пере- | ||||||
дач) | ||||||
гусеничной | 2,05 | 1,2 | — | — | — | — |
ходовой части |
Глава 13. Грейдеры
13.1. Основные параметры грейдеров
К основным параметрам и размерам грейдера (рис. 13.1) относятся: масса; длина I. и высота отвала (по хорде) Н; боковой вынос, отвала /; дорожный просвет С и заглубление отвала /г; угол резания ножа |3; углы захвата а, и наклона 7 отвала: колесная база /,г>; колея передних и задних колес йп; Вл; габариты А X В X Д-Кроме того прицепные и полуприцепные грейдеры характеризуются параметрами базовой машины, а для автогрейдера к основным параметрам относят также мощность двигателя, являющуюся классификационным параметром, скорость, колесную схему.
Массу грейдера делят на конструктивную, эксплуатационную и отгрузочную.
Конструктивная масса не учитывает массу заправочных материалов (топлива, смазочного материала, охлаждающей и тормозной жидкости), запасных частей, инструмента и дополнительного оборудования.
В эксплуатационной массе учитывается полная заправка и масса машиниста, в отгрузочной—10% топлива (без массы машиниста).
Дорожный просвет С и заглубление (г определяются при положении отвала, соответствующем максимальному подъему в транспортное положение и опущенном ниже опорной поверхности.
Угол резания р измеряют между плоскостью, проведенной от режущей кромки ножа касательно цилиндрической поверхности отвала, и опорной поверхностью грейдера. Этот угол можно регулировать в зависимости от выполняемой грейдером работы.
Углом захвата а — угол в плане между оТвалом и продольной осью грейдера, также регулируемый.
Угол наклона -vi называется угол между опорной поверхностью и режу-