А.3.6 Сопротивление опорных частей качению и скольжению
(1) Сопротивление перемещению различных типов опор может быть рассчитано в соответствии
с EN 1337.
Примечание 1 — В расчетах необходимо вводить поправку на наиболее неблагоприятную комбинацию допустимых отклонений свойств материалов, условий окружающей среды и производства и допусков при монтаже.
Примечание 2 — Свойства некоторых материалов (например, износ, или коэффициент трения PTFE, или деформативность эластомеров) действительны только в определенном диапазоне температур и при определенной скорости перемещения, обычно имеющих место в конструкциях. Они действительны только при надлежащем техническом обслуживании и защите опор от воздействия вредных веществ.
Примечание 3 — Фактическое сопротивление перемещению, вероятно, будет значительно меньше, чем расчетный максимум. Поэтому его не следует учитывать в проектировании при благоприятном исключении, как указано в (2) ниже.
(2) Если опоры одного типа установлены таким образом, что воздействие неблагоприятных сил
в результате сопротивления перемещению некоторых опор частично компенсируется силами, действующими в результате сопротивления перемещению других опор, соответствующие коэффициенты трения mа и mr необходимо рассчитывать следующим образом:
(A.2)
(A.3)
где — коэффициент отрицательного воздействия трения скольжения;
— коэффициент отрицательного воздействия трения качения;
— максимальныйкоэффициент трения опоры согласно соответствующим частям EN 1337;
a — коэффициент, зависящий от количества опорных частей с сжимающими и растягивающими реакциями.
Примечание — Значение a можно выбрать в национальном приложении. Рекомендуемые значения приведены в таблице А.2.
Таблица А.2 — Коэффициенты a
n | a |
£4 | |
4 < < 10 | |
³10 | 0,5 |
(3) П. (2) может применяться к эластичным опорным частям от различных производителей.
В этом случае коэффициенты трения в формулах (А.2) и (А.3) могут быть заменены соответствующими модулями сдвига.
А.4 Подготовка перечня проектных параметров опорных частей
А.4.1 Общие положения
(1) Проектные параметры опорных частей должны обеспечивать проектирование и конструирование опорных частей таким образом, чтобы под влиянием всех возможных нагрузок можно было
избежать отрицательного воздействия на конструкцию.
(2) Перечень проектных параметров опорных частей должен включать:
— перечень сил, действующих на опорные части при каждом воздействии;
— перечень перемещений опорных частей при каждом воздействии;
— другие эксплуатационные характеристики опорных частей.
Примечание 1 — Силы и перемещения в результате различных воздействий на опорные части при строительстве должны соответствовать проектным значениям, включая воздействия, зависящие от времени.
Примечание 2 — Необходимо привести минимальные и максимальные значения сил и перемещений в результате различных воздействий на опорные части при соответствующих положениях и видах нагрузки.
Примечание 3 — Значения сил и перемещений в результате различных воздействий на опорные части, кроме температуры, указываются для определенной температуры T0. Необходимо определить влияние температуры таким образом, чтобы можно было установить изменения значений сил и перемещений в результате отклонения от заданной температуры T0.
(3) Для конструкций с упругой работой все силы и перемещения должны быть привязаны к соответствующим воздействиям. Соответствующие частные коэффициенты и правила сочетания применяются для обеспечения эксплуатационной надежности в пределах срока эксплуатации.
Примечание 1 — Перечень типовых проектных параметров опорных частей приведен в таблице А.3. Состав расчетных параметров, представляющих собой технические спецификации опорных частей, следует принимать по данной таблице.
Примечание 2 — Как правило, при проектировании опор достаточно учитывать сочетание воздействий, оказывающих наиболее вредное влияние, см. таблицу А.3. В особых случаях можно получить большую экономию, рассматривая фактические совместимые значения результатов воздействия.
(4) Анализ конструкций, для которых важна деформация в результате воздействий второго порядка, может осуществляться в два этапа:
а) анализ воздействий на различных стадиях строительства до создания окончательной формы конструкции, необходимой после строительства для заданной температуры;
b) анализ временных воздействий на окончательную форму конструкции.
Примечание — Как правило, выставляется требование по определению окончательной геометрической формы моста (включая опорные части) для определенной температуры по окончании строительства. Эта температура используется для контроля при определении необходимых мер при строительстве, а также для определения сил и перемещений в результате воздействий при эксплуатации с учетом погрешностей.