Бульдозер с рыхлителем ДЗ-126В-2
/ — бульдозерное оборудование ДЗ-132-1; 2 — трактор ДЭТ-250М2; 3 — верхняя тяга; 4 — рабочая балка; 5 — зуб с наконечником и износостойкой накладкой; 6 — гидроцилиндр подъема-опускания; 7 — нижняя тяга
нижней части стоики под углом не более 20 с к горизонту. Лопасть представляет собой /,-образную опору, на выступающей части которой с помощью специального болта закреплен самоустанавливающийся поворотный диск, предохраняющий лопасти от износа и облегчающий процесс рыхления.
Гидросистема рыхлительного оборудования присоединяется к гидросистеме трактора и состоит из пары гидроцилиндров и соединительных рукавов высокого давления. В проушинах штоков установлены шарнирные подшипники ШС-50, компенсирующие незначительные перекосы от сборки оборудования.
Перевозку бульдозеров-рыхлителей производят железнодорожным транспортом на четырехосной платформе грузоподъемностью 60...63 т.
Бульдозеры-рыхлители тягового класса 25выпускают на базе гусеничных промышленных тракторов ДЭТ-250М, ДЭТ-250М2, Т-25.01. Они предназначены для выполнения энергоемких земляных работ, в том числе для разработки мерзлых грунтов с большим количеством каменистых включений (эффективное рыхление грунта имеющего температуру не ни-
же — 15 °С) и трещиноватых скальных грунтов в различных видах строительства и горнодобывающей промышленности, в мелиорации и ирригации.
Бульдозеры-рыхлители ДЗ-126А, ДЗ-126В-1, ДЗ-126В-2 (рис. 11.13) состоят из базового трактора ДЭТ-250М или ДЭТ-250М2, бульдозерного оборудования от ДЗ-118, ДЗ-132-2, ДЗ-132-1 соответственно и унифицированного для всех моделей заднего рыхлительного оборудования ДП-9ВХЛ.
Для навески рыхлительного оборудования обе модификации трактора имеют корпус заднего моста с проушинами крепления нижней тяги и два кронштейна крепления верхней тяги, приваренные по бокам рамы трактора.
Рыхлительное оборудование че-тырехзвенного вида однозубого типа состоит из верхней и нижней тяг, рабочей балки с жестко закрепленным зубом для глубокого рыхления, механизма изменения вылета стойки зуба и двух гидроцилиндров (внутренний диаметр 180 мм, ход штока 710 мм), расположенных штоками вверх в диагональном звене четырехзвенного механизма навески. Дистанционный механизм изменения вылета стойки зуба
расширяет область эффективного рыхления разборно-скальных грунтов, сезонного и многолетнего промерзания.
Верхние и нижние тяги коробчатого сечения из листового проката сужены в сторону рабочей балки. Трапециевидная форма в плане тяг улучшает заднюю обзорность и исключает заклинивание глыб грунта под нижней тягой и рабочей балкой.
Рабочая балка коробчатого сечения сварена из листового проката. На задней стенке балки предусмотрено буферное устройство для работы с толкачом. Сбоку на балке смонтирован механизм изменения вылета зуба.
Зуб содержит удлиненную стойку из листового проката со сменным литым наконечником, износостойкую накладку и стопорное устройство крепления наконечника и накладки.
В стойке предусмотрено четыре отверстия, позволяющие изменять вылет зуба относительно рабочей балки для рыхления глубиной 0,45; 0,7; 0,95; 1,2 м.
Управление механизмом изменения вылета зуба осуществляют из кабины трактора. Для этого в конструкции рыхлителя предусмотрено специальное устройство в виде механизма, состоящего из поворотного треугольного звена, шарнирно закрепленного пальцем на балке, и кулисного механизма, связанного с выступающей частью подвижного пальца фиксации стойки зуба. Возвратно-поступательное движение пальца осуществляют при повороте треугольного звена, приводимого гидроцилиндром двойного действия от дополнительного привода базового трактора. На пальце крепления треугольного звена предусмотрены масленки. Подвод рабочей жидкости осуществляют по рукавам и трубопроводам, расположенным вдоль верхней тяги. Изменение вылета зуба выполняют перестановкой стойки в коробе рабочей балки с использованием гидроцилиндров подъема-
опускания при выдвинутом фиксирующем пальце и опущенном на грунт зубе. При совпадении осей отверстий в балке и стойке водитель включает механизм, фиксирующий палец перемещается и закрепляет стойку в заданном положении.
Бульдозер с рыхлителем на тракторе Т-25,01 имеет бульдозерное оборудование ДЗ-158УХЛ и рыхлитель-ноеДП-34-1УХЛ (ДП-34-2УХЛ) (рис. 11.14).
Базовый трактор гусеничный, промышленный с передним расположением двигателя и задним (ближе к середине) расположением кабины, конструктивное исполнение узлов — блочное — для удобства обслуживания и ремонта, дизельный двигатель с газотурбинным наддувом и электро-стартерным пуском с места водителя.
Гидромеханическая трансмиссия содержит автономный узел в виде редуктора привода насосов с гидротрансформатором, соединенного с маховиком дизеля упругой муфтой, карданную передачу открытого типа и блок силовой передачи, состоящий из планетарной трехступенчатой коробки перемены передач с механизмом реверса, механизма поворота и главной передачи. Фрикционные муфты и тормоза (многодисковые, постоянно замкнутые), механизм поворота установлены на двух параллельных валах.
Гусеничная ходовая система ' выполнена с полужесткой трехточечной системой под рессор ивания. Подвеска состоит из двух качающихся тележек и балансирной балки, опирающейся на тележки через резиновые подушки. На тележках установлено по семь жестко закрепленных опорных и по два поддерживающих катка. Покачивание тележек и деформация подушек обеспечивает снижение передачи ударных нагрузок на раму трактора.
Трактор оборудован предпусковым подогревателем дизеля, кондиционером и воздушным автономным ото-пителем кабины. Предусмотрено устройство защиты (машиниста) от