Технические характеристики автогрейдеров
Показатели ТТХ | Марка машины | |
ДЗ-122Б | ДЗ-98А | |
Тип | Средний | Тяжелый |
Двигатель | А-01М | У1Д6-250ТК |
Трансмиссия | Гидромеханическая (механическая) | Механическая |
Колесная формула | 1х2х3 | 1х3х3 |
Скорость движения, км/ч | 4-43 (3,9-41) | 3,5-40 |
Размеры отвала, мм: длина высота | ||
Наибольшее заглубление отвала, мм | ||
Высота подъема, мм | ||
Угол резания, град | 30-70 | 30-70 |
Боковой вынос отвала, мм | ||
Радиус поворота, мм | 10 000 | 18 000 |
Габаритные размеры, мм: длина ширина высота | 10 150 | 10 300 |
Масса, кг | 114 600 | 19 500 |
Автогрейдеры могут быть оборудованы автоматической системой управления «Профиль-20», «Профиль-30» стабилизации поперечного перекоса и высоты положения отвала. Эти системы позволяют использовать автогрейдеры для выполнения с высокой точностью планировочных работ.
Практическое использование автогрейдеров осуществляется выполнением технологического процесса срезания и перемещения (разравнивания) грунта. С целью повышения производительности все операции технологического процесса должны выполняться с полным использованием тяговых возможностей машины, т.е. на низших скоростях передвижения.
Вырезание грунта и работа с навесным и дополнительным оборудованием (бульдозером, рыхлителем) осуществляется чаще на 1-й передаче.
Перемещение и разравнивание грунта, отделка полотна дороги выполняются на 2-й передаче. Схемы движения автогрейдера (рис. 5.12) зависят от конструкции автогрейдера и условий выполнения работ.
Рабочее движение автогрейдера по перемещению грунта подразделяется на прямолинейное, движение с поворотом управляемых колёс в одну сторону и движение с поворотом управляемых колёс и шарнирно-сочленённой рамы в разные стороны (движение «крабом»).
Рис. 5.12. Схема движения автогрейдера с шарнирно-сочлененной рамой:
а - прямолинейное; б - с поворотом управляемых колес и рамы в одну сторону;
в - с поворотом управляемых колес и рамы в разные стороны
Наиболее эффективная работа автогрейдера по вырезанию и одновременному перемещению грунта возможна при соблюдении условия, которое математически может быть выражено так:
,
где Рк - сила тяги автогрейдера на ведущих колёсах, Н;
Sт - свободная сила тяги автогрейдера для срезания грунта, Н;
W - общее сопротивление перемещению отвала в конце процесса резания, Н.
Свободная сила тяги автогрейдера Sт, которая и используется для срезания грунта, определяется по сцепному весу Gсц:
,
где G - сила тяжести машины, Н;
Кд - коэффициент давления на грунт (при колесных схемах 3х3х3 и 2х2х2 Кд = 1, а при колесной схеме 1х2х3 Кд = 0,7-0,75);
Ксц - коэффициент сцепления (для свежесрезанного грунта Ксц = 0,6-0,9).
Общее сопротивление перемещению отвала автогрейдера W в конце процесса резания грунта определяется по формуле
,
где Wт - сопротивление при перемещении автогрейдера как тележки, Н;
Wи - сопротивление силы инерции при трогании с места, Н;
Wр - сопротивление резанию грунта, Н;
Wпр - сопротивление при перемещении призмы волочения, Н;
Wв - сопротивление при перемещении грунта вверх по отвалу, Н;
Wо - сопротивление при перемещении грунта вдоль отвала, Н.
,
где f - коэффициент сопротивления движению;
i - продольный уклон.
,
где δвр - коэффициент учёта влияния вращающихся масс;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
j - ускорение прямолинейного поступательного движения, м/с;
v - скорость машины, м/с;
t - время разгона до рабочей скорости, с.
,
где hmax - максимальная толщина стружки, м;
lз - длина заглубленной части ножа отвала автогрейдера, м;
Ко - удельное сопротивление грунта резанию, кН/м2 (Ко = 150-200 кН/м2).
,
где Gпр - сила тяжести грунта в призме волочения, Н;
f1 - коэффициент трения грунта о сталь (f1 = 0,9-1);
f2 - коэффициент трения грунта о грунт (f2 = 0,8-1);
α - угол захвата, град.
,
где δ - угол резания грунта, град.
.
Для обоснования выбора рабочего оборудования (отвала) автогрейдера в различных условиях его работы производится расчёт, аналогичный расчёту рабочего оборудования бульдозера, рассмотренному в главе 3.