Исполнительная съемка колонн
После окончательного закрепления колонн определяют фактические отметки горизонтальных рисок, относительно которых по расстояниям h1 и h2 выполняют исполнительную высотную съемку консолей и верха колонн. Отклонение отметок верха колонн от проектных для одноэтажных зданий допускается в пределах 10 мм.
По результатам исполнительной съёмки опорных поверхностей колонн нижерасположенного яруса определяют отметку монтажного горизонта НМГ и вычисляют толщину подкладок или бетонного слоя Δi для выравнивания горизонта:
Δi = Нi – HМГ,
где Нi – отметка опорной поверхности.
После закрепления и выверки колонн одноэтажных зданий выполняют монтаж подкрановых балок, стропильных и подстропильных ферм. После монтажа всех конструкций выполняется исполнительная плановая съёмка.
Рис. 118. Фрагменты исполнительных схем: а- стеновых панелей;
Б – колонн многоэтажного здания
Монтаж ферм, ригелей, подкрановых конструкций и путей.
Установку ферм перекрытий, подкрановых балок или ригелей (при отсутствии в здании мостовых кранов) выполняют также совмещением осевых меток с обозначенными на конструкциях колонн разбивочными осями. Перед их установкой определяют фактические отметки опорных поверхностей колонн, чтобы при необходимости найти толщину прокладок для выравнивания конструкций по высоте.
Для установки подкрановых балок вдоль ряда колонн наклонным лучом теодолита переносят осевую метку а (рис. 119) на специальный кронштейн, прикрепленный к колонне выше балки. От полученной точки а1 откладывают проектное расстояние d между осями колонны и подкрановой балки и отмечают на кронштейне положение точки а2 монтажной оси. Между точками на кронштейнах крайних колонн натягивают струну, на которую у каждой колонны подвешивают отвес. Совмещая продольную ось балки с отвесом, определяют ее проектное положение.
Проектное положение технологического оборудования задается относительно монтажных и технологических осей. Вынос этих осей в натуру производят от разбивочных осей строительных конструкций или их параллелей, перенесенных вовнутрь строящегося сооружения.
Рис. 119. Схема установки в проектное положение подкрановых балок
При укладке рельсовых путей мостового крана и их эксплуатации должны соблюдаться следующие основные требования:
- отклонение рельса от прямой линии не должно превышать 15 мм при укладке и 20 мм при эксплуатации;
- разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении на опорах не должна превышать 15 мм при укладке и 20 мм при эксплуатации;
- разность отметок головок рельсов на соседних колоннах не должна превышать 10 мм при укладке и 15 мм при эксплуатации;
- отклонение расстояния между рельсами не должна превышать 10 мм при укладке и 15 мм при эксплуатации.
При монтаже оси рельсов разбивают от основных осей сооружения, например от оси колонн или оси пролета( продольный оси симметрии подкрановых путей), и выносят на специальные кронштейны над балками (рис. 119) или боковую поверхность колонн.
В зависимости от ширины колеи подкрановых путей и условий производства работ возможны различные варианты разбивки осей рельсов и переноса их на горизонт монтажа рельсов.
Если ширина колеи не превышает длину мерного прибора, то ось одной из ниток рельсов разбивают внизу путем отложения от оси пролета (рис. 120) по перпендикуляру к ней проектного расстояния l/2 между осью рельса и осью пролета. Разбивку точек оси производят в начале и в конце подкранового пути, а также равномерно вдоль него не реже, чем через 50-60 м. Осевые точки закрепляют. Полученную таким образом ось (как и ось балки) выносят на монтажный горизонт и закрепляют точками на специальных кронштейнах над балкой или на колонах. Если позволяет длина мерного прибора, то ось второй нитки рельсов разбивают, откладывая расстояние, соответствующее ширине колеи подкрановых путей, и закрепляют на втором ряду колонн.
Вынесение оси рельса с закрепленных внизу осевых точек наверх осуществляется отвесами, теодолитами, приборами оптического вертикального проектирования.
Иногда возможно проводить разбивку оси одной нитки рельсов прямо наверху, откладывая проектные размеры от осевых рисок колонн до оси рельса.
Рис. 120 Схема разбивки осей рельсов подкранового пути.
Для определения высотного положения рельсов применяют геометрическое, тригонометрическое и гидростатическое нивелирование. При геометрическом нивелировании нивелир устанавливают на кране (на специальных кронштейнах колонн или подкрановой балке, если позволяет ее ширина). Для безопасного ведения работ нивелир можно располагать на полу. При установке нивелира' на полу измерения выполняются по подвешенной к мостовому крану рейке (рис. 121 а). Рейка связана с верхней гранью рельса при помощи горизонтально устанавливаемого по уровню бруска. Вместо рейки используют также рулетку с грузом на конце. В процессе нивелирования кран перемещают от одной определяемой точки к другой.
Метод тригонометрического нивелирования применяют в тех случаях, когда установить нивелир и рейки на путях затруднительно, и когда плановое положение рельсов определяют прямой угловой засечкой. На станции (рис. 121 б) одновременно измеряют горизонтальные и вертикальные углы.
Рис. 121. Схемы определения высотного положения рельсов подкранового пути.