Классификация скреперов
А) по геометрической ёмкости ковша: скреперы малой вместимости (до 3 м³), скреперы средней вместимости (от 3 до 10 м³), скреперы большой вместимости (более 10 м³)
Б) по способу агрегатирования с тягачом: прицепные скреперы, полуприцепные скреперы (агрегатируются с гусеничными и колесными тракторами), и самоходные.
В) по способу загрузки ковша: скреперы, загружающиеся за счет тягового усилия базовой машины, скреперы, загружающиеся принудительно, скреперы, загружающиеся посредством скребкового элеватора
Рис. 2.1 Прицепной скрепер Д-458 с гидравлическим управлением
1 - рама; 2 - ось вращения ковша; 3 - ножи; 4 - боковые ножи; 5 - цепь транспортной подвески; 6 - транспортная сцепка; 7 - основная сцепка; 8 - передние колеса; 9 - дышло; 10 - трубопроводы; 11- гидравлический цилиндр; 12 - передняя заслонка; 13- шарнирно-рычажный механизм; 14 - ковш; 15 - задний буфер; 16 - задние колеса.
В рабочем цикле прицепного скрепера транспортные операции (груженый и холостой ход) занимают до 80% времени. Низкие скорости гусеничных тракторов (9 - 12 км/ч) ограничивают производительность прицепных скреперов на гусеничной тяге, и потому их целесообразно применять лишь при наличии тяжелых дорожных условий.
Полуприцепные скреперы состоят из двух частей - двухосного пневмоколесного тягача седельного типа и скреперного оборудования. При этом тяговое и скреперное оборудование представляет в целом единую машину. При необходимости колесный тягач может быть отсоединен от скреперного оборудования, с которым он органически не связан, и использован для других целей на строительстве.
Рис.2.3 Полуприцепной скрепер с двухосным тягачем (трактором)
1 - трактор; 2 - седельно -сцепное устройство ; 3 - рама; 4 - рукава и трубопроводы ; 5 - гидроцилиндр управления заслонкой ковша ; 6 - механизм управления заслонкой ковша; 7 - гидроцилиндр подъема и опускания ковша; 8 - заслонка ковша ; 9 - ковш; 10 - задняя стенка ковша ; 11 - гидроцилиндр управления задней стенкой ковша
Рис.2.2 Самоходный скрепер с одноосным тягачем
1 - ведущий мост тягача; 2 - одноосный тягач; 3 - ковш; 4 - днище ковша с ножами; 5 - задняя стенка; 6 - заслонка; 7 - передняя рама; 8 - буфер; 9 - гидравлические цилиндры выдвижения стенки; 10 - подъемные цилиндры; 11 - хобот; 12 - гидроцилиндры поворота скрепера.
У полуприцепных скреперов часть конструктивного веса скрепера и веса грунта в ковше передается в виде вертикальной догрузки на ведущую ось тягача, увеличивая его сцепной вес и улучшая за счет этого тяговую характеристику машины.
Самоходные скреперы представляют собой машину, у которой двигатель и скреперное оборудование встроены в общую конструкцию и органически с ней связаны. Все ходовые колеса самоходных скреперов выполняются приводными. Конструктивный вес, а также вес грунта в ковше распределяются на переднюю и заднюю оси примерно поровну, что наиболее благоприятно сказывается на тяговой характеристике машины.
Рис.2.4 Самоходный скрепер МоАЗ-60071
По способу загрузки (наполнения) ковша различают скреперы с загрузкой под давлением срезаемой стружки грунта (наиболее распространенный способ) и с загрузкой при помощи элеватора. В первом случае наполнение ковша связано с преодолением значительных сопротивлений, во втором случае они снижаются, поскольку подъем грунта в ковш производится элеватором. Стремление к уменьшению энергоемкости загрузки ковша скрепера привело к созданию скреперов с элеваторной загрузкой ковша, при которой отпадает необходимость в применении бульдозера-толкача. Опытные образцы таких скреперов изготовлены с ковшами емкостью 15 м3. Скрепер ДЗ – 115.
Рис.2.5 Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой
а - набор грунта; б - разгрузка грунта
Скорость движения самоходных скреперов предусмотрена в пределах 40 - 50 км/ч т. е. примерно в 6 - 6,5 раза больше, чем у гусеничных.
Скреперы выпускаемые отечественной промышленностью:
Скрепер Д-357М 1971 г.
Скрепер Д – 375 П МоАЗ – 546
Скрепер ДЗ-13А БелАЗ – 546
Скрепр самоходный ДЗ-67 Дизельэлектрическая трансмиссия
Скрепр самоходный ДЗ-107 Двухмоторный
3. Гре́йдер (англ. grader,-нивелировать, выравнивать) – самоходная
машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов, отрывки неглубоких траншей и кюветов. Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа — отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскости. Самоходные грейдеры носят также название автогрейдеры.
Отвал автогрейдера снабжен механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие от двигателя. На автогрейдере устанавливаются вспомогательные рабочие органы - кирковщик, бульдозерный отвал. Длина ножей грейдеров, выпускаемых в СССР, а впоследствии и в России — 2,5—4,5 м; производительность 45 м3/ч. Автогрейдеры, имеющие объемный гидравлический привод регулировки положения отвала, могут оснащаться автоматическими системами нивелирования, применение которых облегчает работу оператора и позволяет добиться необходимых параметров профилируемой поверхности за меньшее число проходов грейдера, что повышает технико-экономические показатели машины.
Классификация: Согласно ГОСТ 9420—60 выделяют автогрейдеры:
легкие, мощностью 63—75 л. с, применяемые для мелкого ремонта грунтовых дорог; средние, мощностью до 100 л. с, применяемые при ремонте и строительстве дорог с грунтами до III группы включительно; тяжелые мощностью 160—180 л. с, предназначенные для больших объёмов работ и тяжелых грунтовых условий; особо тяжелые, мощностью 375— 430 л.с.
Также автогрейдеры разделяют по весу машины (до 9 т - легкие, 10 - 12 т – средние, 13 - 15 т – тяжелые и 17 - 25 особо тяжелые); по устройству ходового оборудования (двух - и трехосные); по системе управления рабочими органами (автогрейдеры с механическим (редукторным) или гидравлическим управлением). Легкие автогрейдеры используют для мелкого ремонта и содержания дорог, постройки грунтовых дорог. Средние автогрейдеры – для возведения земляного полотна при небольших отметках, для среднего ремонта дорог. Тяжелые и особо тяжелые автогрейдеры применяют при больших объемах работ и в тяжелых грунтовых условиях. Принята следущая индексация автогрейдеров: Л х Б х В, где Л — число осей с управляемыми колесами; Б—число ведущих осей; В — общее число осей машины. Таким образом двухосный автогрейдер с двумя ведущими осями и всеми управляемыми колесами будет обозначаться 2 х 2 х 2. По сравнению с другими, трехосные автогрейдеры с двумя ведущими и одной управляемой осью (1 х 2 х 3) обладают более совершенной планирующей способностью, лучшими тяговыми качествами и устойчивостью заданного прямолинейного движения, например, при наличии боковой нагрузки, когда отвал при работе вынесен в сторону.
Самый большой из когда-либо созданных в мире грейдеров — Acco Grader итальянской компании Umberto Acco Company. Был выпущен в единственном экземпляре. Первоначально «рекордсмена» построили для экспорта в Ливию. Однако из-за действовавших в то время ограничений на торговлю с Ливией машину так и не доставили заказчику, да и после победы революции Каддафи последняя предпочла преимущественно советские машины ДЗ. В итоге она до сих пор работает в Италии. Весит Acco Grader 160 тонн, имеет два двигателя Caterpillar, суммарная мощность которых составляет 1700 л.с. Мотор на 1000 л.с. находился в задней части машины, на 700 л.с. — в передней.