Материалы для герметизации температурных швов
3.20. Материалы для герметизации температурных швов должны обеспечивать их водонепроницаемость и предохранять швы от засорения песком, щебнем, гравием и другими твердыми материалами.
Для заполнения швов в бетонных покрытиях разрешается применять следующие герметизирующие материалы: мастики, пасты (вводимые в швы под давлением), готовые эластичные прокладки.
Материалы-заполнители швов могут быть холодные, применяемые без предварительного подогрева, а также горячие, подогреваемые перед употреблением.
Заполнители, укладываемые в холодном состоянии должны отверждаться при температуре окружающего воздуха (не ниже +5°С) не позднее 10 сут.
3.21. Заполнители должны иметь следующую температуроустойчивость для различных дорожно-климатических зон:
I зона от -40 до +50°С
II зона от -30 до +60°С
III-V зона от -20 до +80°С
Заполнитель должен обладать способностью деформироваться в интервалах указанных температур без нарушения сцепления с бетоном боковых граней плит (сцепление заполнителя шва с бетоном должно сохраняться в течение всего срока его работы).
3.22. Для герметизации деформационных швов бетонных покрытий дорог в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны разрешается применять резинобитумные мастики (РБВ), полимерно-битумные мастики (ПБМ и МББГ) и тиоколовые герметики типа гидром, указанные в табл. 12.
Таблица 12
Состав мастики, массовые доли | Температура размягчения, °С | Категория дороги | Дорожно-климатическая зона |
Резинобитумные мастики (РБВ) РБВ-25, 35, 50* | I-III | II-IV | |
Резиновая крошка - 20 | |||
Кумародовая смола - 5 | |||
Битум БН-IV-58-75 | |||
Масло АК-15-0-7 | |||
Полиизобутилен П-200-0-5 | |||
Полимерно-битумные мастики (ПБМ) ПБМ-1 | I-III | II-IV | |
Битум БН-V-33 | |||
Битум БНД-60/90-48 | |||
15 %-ный раствор ДСТ в бензине А-72-14 | |||
Асбестовая крошка - 5 | |||
ПБМ-2 | I-III | II-IV | |
Битум БН-V-33 | |||
Битум БНД-60/90-48 | |||
15 %-ный раствор ДСТ в бензине А-72-10 | |||
Асбестовая крошка - 9 | |||
МББГ-70** | I-III | I-V | |
Битум БН-V-70 | |||
Бутилкаучук - 15 | |||
Асбестовая крошка - 15 | |||
Полимерный герметик Гидром*** | - | I, II | I-V |
Герметизирующая паста - 100 | |||
Отверждающая паста № 30-20 |
* Черниговский завод кровельных материалов.
** Лилойский комбинат строительных материалов.
*** Казанский завод РТИ.
3.23. Материалы для приготовления резинобитумной мастики (РБВ) должны соответствовать нормативным документам на битум, резиновую крошку, кумароновую смолу, автотракторное масло АК-15, полиизобутилен П-200.
Материалы для приготовления полимерно-битумной мастики должны соответствовать нормативным документам на строительный битум марки БН-V и нефтяной дорожный битум марки БНД-60/90, дивинилстирольный термоэластопласт, автомобильный бензин А-72.
Битумнобутилкаучуковая мастика МББГ-70 выпускается промышленностью по техническим условиям Министерства промышленности строительных материалов СССР.
В качестве грунтовок для мастики на основе битума разрешается применять вязкие битумы марки БНД-60/90 или БНД-40/60, разжиженные бензином или зеленым маслом в соотношении 1:1, а также жидкие битумы по ГОСТ на нефтяные дорожные битумы.
3.24. Полимерный герметик гидром, приготавливаемый на основе жидкого тиокола, должен состоять из герметизирующей пасты по техническим условиям Миннефтехимпрома СССР и из отверждающего реагента (пасты № 30) по техническим условиям Миннефтехимпрома СССР.
Герметик гидром должен быть использован в соответствии с техническими условиями не позднее трех месяцев со дня выпуска.
3.25. Следует применять, как правило, резинобитумные мастики, битумнобутилкаучуковые мастики и тиоколовый герметик, выпускаемые промышленностью.
3.26. Полимерно-битумные мастики разрешается приготавливать централизованно на базах и поставлять потребителям в таре с приложением паспорта, в котором указывают их характеристики.
3.27. При отсутствии централизованного снабжения допускается готовить мастики на строительном объекте.
Полимерно-битумные мастики следует готовить под руководством представителя лаборатории в следующем порядке:
в металлической емкости полностью растворяют дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) в бензине при температуре 18-20°С в течение 3-4 сут;
в котле нагревают битум БН-V до 140°С и смешивают его с нагретым до 120°С битумом БНД-60/90;
при 120°С и потушенной топке в расплавленную смесь битума добавляют 15 %-ный раствор ДСТ и тщательно перемешивают; затем смесь подогревают до 140°С, выдерживают при этой температуре в течение 3-4 ч до полного улетучивания легких фракций растворителя;
в подготовленную таким образом смесь примешивают минеральный порошок (асбестовую крошку) и варят в течение 30 мин при тщательном перемешивании до получения однородной по составу мастики.
3.28. Для заполнения случайных трещин не шире 5 мм применяют мастику в холодном состоянии, приготавливаемую на основе быстрораспадающейся или медленнораспадающейся битумной эмульсии с добавкой латекса СКС-65 в количестве 15% по массе.
ПОДБОР СОСТАВА ДОРОЖНОГО БЕТОНА
Общие положения
4.1. Подбор состава заключается в определении рационального соотношения между компонентами бетонной смеси в соответствии с предъявляемыми требованиями:
к подвижности (жесткости) бетонной смеси;
к объему вовлеченного воздуха (или выделившегося газа) в свежеуложенной бетонной смеси;
к долговечности бетона, т.е. длительной и устойчивой его работе в окружающей среде в соответствии с проектными марками морозостойкости;
к прочности бетона в соответствии с проектными марками прочности.
4.2. По технологическим свойствам бетонная смесь должна удовлетворять требованиям, изложенным в п. 3.6 Инструкции.
Наиболее существенное положительное влияние на воздухоудерживающую способность бетонной смеси оказывает увеличение относительной доли песка в смеси заполнителей (или коэффициента раздвижки щебня раствором), дисперсности песка и количества воздухововлекающей добавки. Устойчивость кромок и боковых граней свежеотформованной плиты повышается с уменьшением подвижности бетонной смеси, крупности заполнителя и с увеличением относительной доли песка в смеси заполнителей (коэффициента раздвижки щебня раствором).
4.3. Показатель подвижности (жесткости) бетонной смеси должен назначаться с учетом уплотняющей способности бетоноотделочной машины, скорости бетонирования, удобообрабатываемости (отделываемости), длительности транспортирования, периода между укладкой и уплотнением, температуры воздуха в период производства работ.
4.4. Объем вовлеченного воздуха должен назначаться по стандарту на дорожный бетон с учетом длительности транспортирования бетонной смеси и температуры воздуха в период производства работ. Содержание воздуха в бетонной смеси при подборе состава бетона следует регулировать изменением дозировки воздухововлекающей добавки.
4.5. При подборе состава определение показателя подвижности, объема вовлеченного воздуха, а также изготовление контрольных образцов должно производиться не ранее 30 мин и не позднее 60 мин после приготовления бетонной смеси. Бетонная смесь должна быть защищена от испарения воды затворения.
4.6. При подборе состава бетона с воздухововлекающей или комплексной добавкой ПАВ (совместно пластифицирующей и воздухововлекающей) необходимо, как правило, подвижность бетонной смеси, кроме осадки конуса, оценивать и показателем жесткости.
4.7. Подбор состава бетона должен производиться расчетно-экспериментальным методом с расчетом по формулам и графикам и с последующим уточнением экспериментальным путем в следующем порядке:
определить расчетным путем ориентировочное водоцементное отношение (В/Ц), необходимое для получения заданной марки бетона по прочности на растяжение при изгибе;
назначить в зависимости от требований к бетону средний объем вовлеченного воздуха и ориентировочное количество добавки ПАВ;
определить водопотребность бетонной смеси принятой подвижности (жесткости) на основе имеющегося в лаборатории опыта или по рекомендуемым в литературе таблицам и графикам;
рассчитать по величинам водопотребности и В/Ц содержание цемента в 1 м3 бетона;
назначить коэффициент раздвижки крупного заполнителя раствором и найти содержание крупного заполнителя в 1 м3 бетона;
рассчитать содержание песка в 1 м3 бетона;
уточнить экспериментальным путем состав бетона.
4.8. Подбор состава бетона должен производиться на материалах, удовлетворяющих требованиям ГОСТ на дорожный бетон и раздела 3 Инструкции и принятых к производству работ.
Бетонную смесь при подборе состава следует приготавливать в бетоносмесителях, например марки С-674А, с объемом годового замеса 60 л, поскольку от способа перемешивания компонентов зависит объем вовлеченного воздуха. Длительность перемешивания после введения раствора ПАВ и воды затворения должна быть в пределах 1,5-2 мин.
Расчет состава бетона
4.9. Ориентировочно В/Ц следует рассчитывать по формулам: для бетона с нормированным стандартом на дорожный бетон
содержанием вовлеченного воздуха В/Ц=
.для бетона без вовлеченного воздуха В/Ц=
где -предел прочности цемента на растяжение при изгибе, определенный экспериментально или принятый для данной марки цемента по ГОСТ на портландцемент и шлакопортландцемент;
-марка бетона по прочности на растяжение при изгибе.
4.10. Ориентировочно содержание воды следует назначать не более 165-170 кг.
Для снижения водопотребности бетонной смеси, помимо совместного применения пластифицирующих и воздухововлекающих добавок ПАВ, следует применять обогащенные мелкий и крупный заполнители, укрупняющие добавки природного и дробленого песков.
4.11. Содержание цемента следует определять по формуле:
Ц=В:В/Ц,
где В - содержание воды, кг/м3;
Ц - содержание цемента, кг/м3.
4.12. Содержание крупного заполнителя следует определять по формуле:
где -содержание крупного заполнителя в 1 мгде 3где бетона, кг;где
-коэффициент раз движки, минимальное значение которого для бетона с вовлеченным воздухом в зависимости от крупности песка следует назначать в пределах 1,7-1,9 и в дальнейшем уточнить экспериментально;
-пустотность крупного заполнителя в стандартном насыпном состоянии в виде относительной величины, которую следует находить по формуле:
-объемная насыпная масса крупного заполнителя, кг/л;
-плотность крупного заполнителя, кг/л, определяемая по стандарту на методы испытания щебня из естественного камня, гравия, щебня из гравия для строительных работ.
Минимальное значение коэффициента раздвижки щебня раствором в зависимости от крупности песка следует принимать равным:
1,7 - для мелких песков с модулем крупности от 1,5 до 2;
1,8 - для средних песков с модулем крупности от 2 до 2,5;
1,9 - для крупных песков с модулем крупности более 2,5.
Максимально возможное значение коэффициента раздвижки разрешается уточнять экспериментально на пробных замесах путем построения графика зависимости осадки конуса и показателя жесткости бетонной смеси с одинаковым В/Ц и водосодержанием от коэффициента раздвижки.
Максимальное значение коэффициента раздвижки соответствует значению коэффициента раздвижки на графике, при котором показатели подвижности и жесткости бетонной смеси существенно не изменяются по сравнению со смесью с минимальными коэффициентами раздвижки.
Максимальное значение коэффициента раздвижки не должно превышать минимальное значение более чем на 0,2-0,3.
Под крупным заполнителем следует понимать смесь отдельных его фракций, подбираемую экспериментально по наибольшей массе.
4.13. Содержание песка в 1 м3 бетона следует определять по формуле:
где -содержание цемента в 1 м3 бетона, кг;где
-объем вовлеченного воздуха в 1 м3 бетона, принимаемый по стандарту на дорожный бетон, л;
и -соответственно плотности цемента и песка, кг/л.
4.14. Для обеспечения необходимого количества вовлеченного воздуха следует при расчете состава бетона назначить добавку СНВ (смолы нейтрализованной воздухововлекающей) в количестве 0,01-0,02% от массы цемента в расчете на сухое вещество смолы и добавку СДБ (сульфитно-дрожжевой бражки) в количестве 0,2% от массы цемента в расчете на сухое вещество.
4.15. Номинальный состав бетона по массе следует определять по формуле: