Производительность катков и пути её повышения
Кулачковые прицепные катки применяются только для укатки рыхлого свежеотсыпанного слоя грунта, их производительность выше по сравнению с другими типами катков. За счет углублений на поверхности уплотняемого слоя, образующихся при работе катка, происходит лучшее сцепление между слоями.
Катки на пневматических шинах чаще применяются в дорожных войсках. Они более универсальны по видам выполняемых работ и могут применяться для уплотнения грунта, дорожных оснований и покрытий. Прицепные катки на пневматических шинах загружаются балластом, который составляет основную часть массы катка. Масса без балласта невелика, поэтому можно транспортировать катки на прицепе к автомобилю или тягачу.
Наилучшее качество уплотнения достигается при применении катков на пневматических шинах с раздельной балансировкой колес. Кроме того, такие катки более долговечны.
Уплотнение усовершенствованных дорожных покрытий облегченного типа лучше производить самоходными катками на пневматических шинах, которые по сравнению с прицепными катками обеспечивают большую ровность уплотняемого покрытия.
Виброкатки с гладкими вальцами могут применяться для уплотнения грунта, дорожных оснований и покрытий. По сравнению с катками статического действия они имеют меньшую массу при прочих равных условиях и могут перевозиться в кузове автомобилей.
Для качественного уплотнения асфальтобетонных покрытий необходимо иметь комплект самоходных катков с гладкими вальцами разной массы и различным расположением вальцов. Начинать укатку надо более легкими катками, а заканчивать тяжелыми катками для безволновой укатки.
Оптимальная толщина уплотняемого слоя грунта НО для катков на пневматических шинах определяется по формуле
НО=0,18 ,
где w - влажность данного грунта, %;
wopt - оптимальная влажность этого же грунта, %;
Gk - максимально допустимая нагрузка на шину при наибольшем до-
пустимом давлении воздуха в ней, кН;
Ψ - коэффициент жесткости шины;
рш - давление воздуха в шинах, МН/м2.
Максимально допустимая нагрузка на шину определяется по формуле
Gk= ,
где Gmax - сила тяжести полностью загруженного балластом катка, кН;
Z - число колес.
По величине Gk подбирают пневматические шины. Величина нормальной деформации пневматической шины λ на жесткой поверхности может быть определена из выражения
λ=0,15·Вш,
где Вш - величина профиля шины, см.
Максимальное число колес катка, принимаемое из условия поперечной устойчивости, обычно равно четырем. Пневматические шины размещаются не вплотную одна к другой, а с некоторым зазором, во избежание соприкосновения боковых стенок смежных шин и обеспечения условий для их демонтажа и монтажа при смене.
Наибольшая допустимая величина зазора нe ограничивается условиями равномерной деформации грунта по ширине и может быть определена по зависимости
е =(0,3–0,4)·Вш .
Если зазор превышает указанный предел, наблюдается интенсивное выдавливание грунта в межколесное пространство, в результате чего увеличивается глубина колеи и сопротивление качению колес, снижается эффект уплотнения.
Теоретическая производительность катков может быть определена по формуле
ПТ = ,
где L - длина укатываемого участка, м;
В - ширина укатываемой полосы, м;
НО - оптимальная толщина уплотняемого слоя грунта, м;
в - величина перекрытия катком следа предыдущего прохода, обычно
в =0,2 м;
v - рабочая скорость катка, м/ч;
t - время, затрачиваемое на разворот катка в конце участка, (t=0,02ч);
n - необходимое число проходов.
При известной ширине укатываемой полосы В, равной ширине катка, величине перекрытия в и оптимальной толщине НО уплотнения производительность будет зависеть от рабочей скорости катка v.
Рациональное значение рабочей скорости может быть установлено по величине сопротивления и мощности силовой установки тягача, транспортирующего каток, или по мощности силовой установки самоходного катка:
V = ,м/с,
где N - мощность силовой установки, кВт;
W - сопротивление перемещению катка, кН.
При работе катка возникают различные сопротивления.
Сопротивление качению колес катка W1. Этот вид сопротивления движению вызывается главным образом деформацией грунта и по своему удельному значению является наибольшим:
W1 =f·Gmax,
где f - максимальное сопротивление качению колес катка (для пнемоколесных катков f=0,12-0,15 при первых проходах и f=0,08-0,1 при последних);
Gmax - максимальный вес катка, кН.
Сопротивление движению под уклон W2:
W2=i·Gmax.
где i – тангенс угла наклона местности, i=0,1.
Общее сопротивление движению:
W=W1+W2.
Зная общее сопротивление, можно определить рабочую скорость катка для различных стадий укатки:
V = , м/с.
По известной скорости можно рассчитать теоретическую и эксплуатационную производительность:
ПТ = ,м3/ч;
ПЭ=ПТ·КВ·ТС,
где η - КПД трансмиссии катка (тягача);
КВ - коэффициент использования катка во времени;
ТС - продолжительность смены, ч.
Таким образом, правильный выбор дорожных катков обеспечивает высокое качество работ возможность транспортировки катков с одного участка работ на другой с наименьшими потерями времени, наибольшую производительность труда в разнообразных условиях строительства и восстановления участка дороги.
Эффект работы машины для уплотнения грунтов, оснований и покрытий зависит от того, насколько правильно выбрана толщина уплотняемого слоя. При излишне большой толщине слоя требуемая плотность не достигается. При слишком малой толщине снижается производительность машин и возрастает стоимость работ.