Нормативы обеспеченности жильем

При разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории, при наличии в задании на проектирование типологии жилой застройки по уровню комфорта или виду её использования, следует применять дифференцированный показатель жилищной обеспеченности.

В иных случаях в качестве нормативного значения рекомендуется применять средний показатель жилищной обеспеченности в размере не менее 28 кв. м общей площади на человека, а при наличии соответствующего обоснования (отсутствие территорий для развития и фактическая высокая плотность жилой застройки) для показателя средней жилищной обеспеченности возможно использование нормы на уровне не ниже существующего значения.

Средний показатель жилищной обеспеченности основан, во-первых, на целевых показателях документов территориального планирования, размещенных на ФГИС ТП. Утверждаемая часть СТП Красноярского края содержит в своем составе раздел 2.6 «Мероприятия по выделению функциональных зон для размещения объектов жилищного строительства», согласно которому «предусматривается увеличение средней жилищной обеспеченности по краю до 28 кв. м на человека к 2030 году, в 2018 году данный показатель будет составлять 25 кв. м на человека». При этом темпы строительства в разрезе муниципальных образований различны вследствие низкого уровня жилищной обеспеченности ряда городских округов и перспектив опережающего развития отдельных территории.

Во-вторых, согласно действующей Программе стимулирования развития жилищного строительства Красноярского края на 2011-2015 годы, утвержденной Правительством Красноярского края от 19.07.2011 №433-п, предполагается достижение следующих целевых показателей:

– ввод в 2011 - 2015 годах 6483 тыс. кв. м жилья;

– увеличение уровня обеспеченности населения жильем к 2015 году до 23,8 кв. м общей площади на человека.

Таким образом, предположив сохранение заложенной в программе тенденции роста ежегодного объема ввода жилья после 2015 года, можно сделать вывод о том, что к 2020 году при оптимистичном сценарии развития объем ввода жилья достигнет 2,9 млн. кв. м, при этом показатель средней жилищной обеспеченности по краю достигнет 28 кв. м на человека. Аналогичный прогноз роста уровня средней жилищной обеспеченности по краю приведен и в проекте Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года в редакции от 15.11.2012 года.

Расчетные показатели минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений для индивидуальной жилой застройки не нормируются, а определяются исходя из среднего размера семьи на существующее или проектное положение.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

– индивидуальный жилищный фонд;

– жилищный фонд социального использования;

– специализированный жилищный фонд.

Индивидуальный жилищный фонд следует дифференцировать по уровню комфорта, который устанавливается в задании на проектирование с перечнем требований к габаритам и площади помещений, составу помещений жилья, а также инженерно-техническому оснащению и прочими параметрами и прочим параметрам.

Норма комфорта для государственного и муниципального жилого фонда, предоставляемого по договорам социального найма, устанавливается законодательно.

Структуру жилищного фонда в зависимости от целей использования и уровня комфорта следует определять исходя из возможностей территории (Ошибка! Источник ссылки не найден.15).

Таблица 15

Структура жилищного фонда по уровню комфорта и виду использования

Типология жилищного фонда Рекомендуемая жилищная обеспеченность, кв. метров общей площади на человека Рекомендуемая доля в общем объеме строительства, %
Индивидуальный, в том числе:    
элитный около 5
бизнес-класс 5-10
комфорт-класс 15-20
эконом-класс 30-50
Социального использования Законодательно установленная норма 20-30
Специализированный Законодательно установленная норма около 10
Примечание:    
а) данная структура применима для многоквартирных жилых домов;
б) показатель жилищной обеспеченности для одно-, двухквартирных жилых домов определяется из условия предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома.

Объём специализированного жилищного фонда определяется фактической потребностью.

Потребность выделения площади служебных жилых помещений определяется числом граждан, прибывших в населенный пункт на место работы или службы временно. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

Потребность жилых помещений в общежитиях рассчитывается для временного проживания граждан в период их работы, службы. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Маневренный жилищный фонд формируется при необходимости предоставления гражданам жилья в следующих случаях:

– при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

– утраты жилого помещения в результате обращения взыскания на это жилое помещение (неоплаченные кредиты, ипотеки, целевые займы);

– при непригодности жилого помещения для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

– иные случаи, предусмотренные законодательством.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека. В случае ненадобности маневренного жилищного фонда возможно его перепрофилирование в жилые помещения общежитий или, при необходимости, проведение реконструкции с целью доведения жилых помещений до полнометражных квартир и предоставления гражданам на условиях социального найма.

Объем маневренного жилищного фонда необходимо резервировать на стадии территориального планирования, основываясь на прогнозируемых темпах жилищного строительства (ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, проведение капитальных ремонтов и прочих мероприятий, требующих временного переселения жителей).

Нормативы определены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Нормативы обеспеченности в границах городского округа малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Уровень жилищной обеспеченности жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих на территории городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательно.

Наши рекомендации