Устройство подвижных и неподвижных опор
До начала работ по монтажу опор должны быть выполнены следующие организационно-технические мероприятия и подготовительные работы:
- устроена монтажная полоса;
- выполнена забивка свай;
- произведён монтаж оголовников;
- доставлены на трассу элементы опор;
- назначены лица, ответственные за качественное и безопасное производство работ;
- проведен инструктаж по охране труда членов бригады на рабочем месте с росписью в журнале;
- размещены в зоне производства работ необходимые механизмы, инвентарь и приспособления;
- установлены в зоне производства работ передвижные вагон - домики для работающих и хранения инструмента, инвентаря и приспособлений.
При транспортировке металлоконструкций опор автотранспортомКамАЗ 6520-026 в кузове они должны быть уложены на подкладки и прокладки и надежно закреплены от продольных и поперечных перемещений при движении автомобиля.
Готовые элементы опор при складировании в трассовых условиях должны быть уложены на деревянные подкладки или снежные призмы, а между ярусами должны быть проложены деревянные прокладки (доски из мягких пород дерева). Прокладки должны быть толщиной не менее 150 мм.
При многоярусном штабелировании однотипных элементов опор подкладки и прокладки должны располагаться по одной вертикальной линии.
Мелкие элементы свайных опор хранятся и транспортируются в деревянных ящиках. В один ящик укладываются детали одинакового размера. Запрещается перемещать металлоконструкции опор в трассовых условиях волоком.
До начала производства работ по монтажу оголовков свай и балок конструкции опор газопровода необходимо проверить геодезическое положение каждой установленной сваи, составить исполнительную схему расположения свай с указанием их отклонений в плане и по высоте, оформить акты освидетельствования скрытых работ на установку свай и освидетельствования ответственных конструкций на свайное основание.
Монтаж металлоконструкций опор производится трубоукладчиком, автокраном при помощи кольцевого стропа.
Неподвижные опоры и подвижные опоры монтируются в соответствии с рабочими чертежами (рис. 4.5.1.).
1 – сваи; 2 – монтажники (2 человека); 3 – леса;
4 – опора скользящая диэлектрическая Т-17; 5 – трубоукладчик ТГ-502;
6 – бригадир; 7 – сварочный агрегатАДДУ-2 ' 2501; 8 – стропальщик.
Рисунок 4.5.1 – Монтаж опор балочного перехода.
Конструкция основных подвижных и неподвижных опор представлена на рисунках 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4.
ОС1 – ось трубопровода; ПЛ1–подставка-ложемент; ОШ–опора шарнирная;
Х1–хомут; КМ1–катушка монтажная;КМ2 –катушка монтажная.
Рисунок 1.1.2 – Конструкция неподвижной опоры бугельные типа Т44.
ПЛж–плита-лыжа; ПЛ2–подставка-ложемент; Х2–хомут (количество 2).
Рисунок 1.1.3 – Конструкция опоры скользящей диэлектрической типа Т14.
ПЛж–плита-лыжа; ПЛ2–подставка-ложемент; Х2–хомут (количество 2).
Рисунок 1.1.4 – Конструкция опоры свободно-подвижной
диэлектрической типа Т17.
На монтажной площадке выполняется сборка заготовок ригеля (конструкции балок и траверс) в укрупненные узлы. Конструкции заготовок ригеля имеют определенный допуск, поэтому оголовки сваи будут расположены не строго по проекту после их установки. В частности, приварку нижней пятки к ригелям разрешается производить только после того как она окажется на центре оси сваи.
Запрещается использовать деформированные материалы, их следует выправить. Правка выполняется только после предварительного нагрева.
Решение об усилении поврежденных конструкций или их замене (новыми), должна выдать проектная организация.
Резка металла производится с использованием огневого способа (газокислородным резаком) или механического (шлифмашинкой).
Узел неподвижной опоры представляет собой конструкцию, изготовленную в заводских условиях. В состав узла входит неподвижная опора с закрепленной на ней теплоизолированной трубой.
Подвижные опоры состоят из опорного нижнего полухомута и стяжного верхнего, изделие собирается непосредственно на балках свайных фундаментов.
Целесообразно предварительно закрепить этот узел в средней части балки с помощью съемных стяжных устройств.
Затем зафиксировать от поперечных перемещений путем закрепления направляющими уголками, предусмотренными проектом, однако сразу приваривать к балке их не следует, достаточно прижать их струбцинами в нужном положении и убедиться в том, что не произошло заклинивание полухомута подвижной опоры.
При этом на все балки промежуточных (подвижных) опор должны быть смонтированы нижние опорные полухомуты. Их положение на балках должно соответствовать проектному высотному положению трубопровода.
При производстве монтажных работ не допускаются ударные воздействия на сварные детали при температуре ниже -15 0C.
Монтаж опор в проектное положение выполнять трубоукладчиком или краном. Выбор грузоподъемного механизма для монтажа зависит от высоты установки монтируемого элемента на опоры.
Перед подъемом опор трубоукладчиком или краном необходимо проверить правильность и надежность закрепления стропа. Для подъема применяется кольцевой строп, изготовленный в соответствии с ГОСТ 25573-82*.
По команде монтажника крановщик приподнимает конструкции на 200-300 мм от земли. Убедившись в правильности и надежности строповки, продолжить подъем и установку на проектные отметки.
Строповку конструкций следует осуществлять в центре, поднимать плавно, без рывков, раскачивания и вращения с применением оттяжек; при этом стропальщик не должен находиться под стрелой.
К приварке деталей и конструкции следует приступать после проверки точности их положения в соответствии с рабочим чертежом.
При опуске опоры должна быть обеспечена точность положения в соответствии с проектом. Точность положения устанавливается по выполненным рискам.
Работы, связанные непосредственно со сборкой и сваркой стыков в проектном положении следует выполнять с использованием монтажных подмостей и страховочных опор.
Расстроповка выполняется после сварки 1/4 шва с каждой стороны детали (1 этап сварки). После снятия грузозахватных приспособлений выполнить окончательную приварку деталей опор (2 этап сварки) к оголовкам сваи в соответствии с рабочими чертежами.
Крепление всех оголовков свай и элементов опоры к сваям производится ручной электродуговой сваркой. Высота сварного шва принимается по наименьшей толщине свариваемых элементов или в соответствии с рабочими чертежами.
Сварку конструкции должны выполнять электросварщики, имеющие удостоверения на право производства сварочных работ, выданные в соответствии с утвержденными Правилами аттестации сварщиков.
Антикоррозионная защита металлоконструкций опор выполняется в соответствии с технологией проведения работ. До погружения в грунт боковая поверхность свай покрывается битумно – резиновой мастикой МБР – 65 на длину 4 м, на расстоянии 500 мм от головы сваи. После погружения сваи и монтажа опор верхняя часть сваи длиной 500 мм (после очистки до 3 степени) покрывается (рисунок 4.3):
- в 2 слоя грунтовкой,
- в 2 слоя окрашивается эмалью.
Рисунок 4.5.3 – Схема окраски опоры
Пооперационный контроль проводит ИТР аттестованный по ВИК.
Таблица 4.6 – Потребность в машинах и механизмах
Наименование | Марка | Количество, шт. | Краткая характеристика |
Самосвал | КамАЗ 6520-026 | Грузоподъемность 20 тонн | |
Трубоукладчик | ТГ-502 | Грузоподъемность 35 тонн | |
Тягач | МАЗ 6422 | Мощность 320 л.с. | |
Полуприцеп трубовоз | 94840A | Масса перевозимого груза 30000кг | |
Сварочный агрегат | АДДУ-2 ' 2501 | ||
Нивелир | СОККИА ТОПКОН ГОСТ 10528-90* | ||
Теодолит | 3Т5КП ГОСТ 10529-96 |