Нормативно-информационная база ценообразования и сметного нормирования в условиях рыночных отношений

Нормирование в строительстве предназначено для повышения эффективности инвестиций, надежности и долговечности зданий и сооружений, экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, рационального использования земель и других видов природных ресурсов, охране окружающей среды, а также для установления требований, создающих здоровые и безопасные условия труда и быта на проектируемых предприятиях, в зданиях, сооружениях и населенных пунктах.

Система нормативных документов в строительстве включает строительные нормы и правила (СНиП), нормативные документы по строительству, утвержденные Госстроем РФ, министерствами, ведомствами и органами Государственного надзора.

Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях, новом строительстве, а также при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, при производстве строительных материалов, изделий и конструкций, благоустройстве, мелиорации и рекультивации земель.

Основными нормативными документами в строительстве являются «Строительные нормы и правила (СНиП)», «Межгосударственные стандарты (ГОСТ)», «Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р.), «Стандарты СЭВ (СТ. СЭВ), «Международные стандарты качества серии ИСО 9000», «Своды правил по проектированию и строительству (СП) и Строительные нормы (СН)», «Руководящие документы системы (РДС)».

Важными нормативными документами в строительстве являются СНиПы, подразделяющиеся на 5 частей:

Часть 1 - “Организация, управление, экономика”.

Часть 2 - “Нормы проектирования”.

Часть 3 - “Организация, производство и приемка работ”.

Часть 4 - “Сметные нормы”.

Часть 5 - “Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов”.

В соответствии со СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

по уровню применения:

- государственные (федеральные) (ГФСН 81);

- производственно-отраслевые (ПОСН 81);

- территориальные (ТСН 81);

- фирменные (собственная нормативная база пользователя) (ФСН 81).

по структуре и степени укрупнения:

шифр 1 - элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;

шифр 2 - элементные сметные нормы и расценки на строительные работы;

шифр 3 - ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;

шифр 4 - элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы.

шифр 5 - сметные нормативы, выраженные в процентах;

шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);

шифр 7 - укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);

шифр 8 - укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

шифр 9 - укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР).

Полный шифр государственных федеральных сметных нормативов состоит из букв «ГФСН», шифра «81», означающего принадлежность к сметным нормативам, шифра от «1» до «9», означающего его структуру и степень укрупнения, порядкового номера сборника, а две последние цифры - год утверждения данного вида норматива. Например, «ГФСН 81-2-12-01» означает, что это государственный федеральный сметный норматив ГФСН 81 на строительные работы (12 - соответствующий их вид, приводимый в названии сборника), введен в действие в 2001 г.

Аналогично производится шифровка производственно-отраслевых сметных нормативов (с шифром «ПОСН 81» и с добавлением наименования отрасли или вида строительства), территориальных сметных нормативов (с шифром «ТСН 81 » и с добавлением наименования территории) и фирменных сметных нормативов (с шифром «ФСН 81» и с добавлением наименования фирмы).

Все вместе государственные федеральные, производственно-отраслевые, территориальные и фирменные сметные нормативы образуютсметно-нормативную (нормативно-информационную) базу «Системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве».В эту Систему не входят свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги.

К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН-81)относятся сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России (Рис.2.2.1). Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. К этим нормативам относятся, введенные в действие Госстроем России до 01.01.95, сборники ресурсных сметных нормативов (РСН) разработаны в составе 49 сборников и сборники сметных нормативов СНиП часть 4, а также новые,введенные в действие Госстроем РФ с 01.01.2001 г., Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001),Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), Государственные элементные сметные нормы на монтажные работы (ГЭСНм-2001),Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы

ГСН81-05-01-2001- сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений

ГСН81-05-02-2001- сборник норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

ГСНр81-05-01-2001сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных затрат

ГСНр81-05-02-2001сборник сметных норм дополнительных затарат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время.

(ГЭСНп-2001),Федеральные сборники единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001),Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные работы (ФЕР-2001)всего 50 сборников из них 26 территориальных.

Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001)и Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001)предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении строительных и ремонтных работ в промышленном и гражданском строительстве и составлению сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных и ремонтных работ и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок). ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, их принадлежности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, являются рекомендательным материалом. Пример структуры ГЭСН на строительные работы представлен в табл. 2.2.1, ГЭСНр на ремонтные работы в табл. 2.2.2. и 2.2.3, ФЭР в табл.2.2.4.

Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН-81), вводимые в действие Госстроем РоссииНормативы смежных систем ценообразования

Наши рекомендации