Гидравлическая схема скрепера ДЗ-172.5
/ — гидробак; 2 — фильтр; 3 — гидрораспределитель трактора; 4, 10 — предохранительные гидроклапаны; 5 — гидроцилиндр заслонки; 6 — гидроцилиндр задней стенки; 7 — гидроцилиндры ковша; 8 — гидроклапан обратный с дросселем; 9 — гидрораспределители; // — насос НШ-32У; 12 — насос НШ-100
Скрепер ДЗ-149-5предназначен для работы в районах с умеренным климатом. Он представляет собой двухосную прицепную машину на пневматических колесах (рис. 12.9) с гидравлическим управлением рабочими органами и принудительной разгрузкой ковша. Скрепер по конструкции аналогичен ДЗ-172 и унифицирован с ним по отдельным элементам (передняя ось, тяговая и буферная
рамы, колеса, механизм управления заслонкой). Для наполнения ковша скрепера грунтом с «шапкой» необходимо применение трактора-толкача класса 10.
Гидравлическая"4 система скрепера подсоединена к гидросистеме трактора К-701. В ней, в отличие от скрепера ДЗ-172, предусмотрен гидрозамок для фиксации ковша в транспортном положении и предохранения рукавов
Скрепер ДЗ-149-5
/ — трактор К-701; 2 — ось передняя; 3 — тяговая рама; 4 — рычажный механизм заслонки; 5 — гидросистема; б — ковш с заслонкой и задней стенкой; 7 — пневмосистема; 8 — колесо; 9 — электрооборудование
Прицепные скреперы
Показатель | Модель | ||
ДЗ-111А | ДЗ-172.1, ДЗ-172.5 и модификации | ДЗ- 149-5 | |
Вместимость ковша, м3 | |||
геометрическая | 4,5 | 8,8 | 8,8 |
номинальная (с «шапкой») | |||
Грузоподъемность, т | 16,5 | 16,5 | |
Базовый трактор: | |||
модель | Т-4АП2 | Т-170.01-2 и моди- | К-701 |
фикации | |||
тяговый класс | |||
мощность, кВт | |||
максимальная скорость, км/ч | 9,32 | 10,4 | 33,8 |
ширина резания, мм | |||
максимальное заглубление, мм | |||
Толщина слоя отсыпки, мм | |||
Колесная база, мм | |||
Колея колес, им: | |||
передних | |||
задних | 200(1 | 18,00— 25 | |
Обозначение шин, дюйм | 14,00— 20 | 18,00— 25 | |
Минимальный радиус поворота, мм | |||
Габариты в транспортном положении | |||
(с трактором) , мм: | |||
длина | |||
ширина | |||
высота | |||
Эксплуатационная масса, кг | 25205 (25385) | ||
Выпуск | Прокрашен | Серийный | Прекращен |
Изготовитель | Бердянский завод | ПО «Челябинский | Бердянский завод |
дорожных машин | завод дорожных | дорожных машин | |
машин им. Колю- | |||
: щенко» |
высокого давления при транспортировке груженого скрепера, необходимость чего обусловлена достаточно высокой скоростью движения машины и
динамической нагруженностью в этом режиме. Учитывая высокую транспортную скорость, с целью обеспечения безопасности и возможности дви-
жения по дорогам общего назначения, на скрепере предусмотрены колесные тормоза, пневмосистема управления которыми подключена к трактору К-701, а также электрооборудование, содержащее габаритные огни, указатели поворота и стоп-сигнал. Техническая характеристика прицепных скреперов приведена в табл. 12.2.
Самоходные скреперы
Самоходные скреперы отличаются от прицепных меньшей проходимостью и требуют для работы более благоприятных дорожных условий. Силы тяги базовых одноосных тягачей и колесных тракторов недостаточны для самостоятельного заполнения ковша, поэтому грунт набирают с помощью трактора-толкача. Высокие транспортные скорости (8...12 м/с) самоходных скреперов позволяют эффективно разрабатывать и перевозить грунт на расстояние 500...5000 м. Так как транспортный режим составляет 80...90% времени рабочего цикла, то производительность самоходных скреперов в 2...2,5 раза выше чем у прицепных.
В соответствии с принятым типа-жем предусмотрен типоразмерный ряд, включающий самоходные скреперы с ковшами вместимостью 4,5; 8; 10; 15 и 25 м3. (Допуск на вместимость ковша +Ю%.)
Самоходные скреперы серийно выпускаются только с тяговой загруз-•кой ковша.
Скреперы ДЗ-87-1 (4,5 м3) и ДЗ-87-1А {5,0 м3)— самоходные трехосные скреперы на базе колесного трактора Т-150К- Скреперы ДЗ-87-1А является модернизацией скрепера ДЗ-87-1 и отличается увеличенной вместимостью ковша и отдельными конструктивными изменениями, направленными на повышение надежности, улучшение технологичности. По мере освоения ДЗ-87-1А скрепер ДЗ-87-1 будет снят с производства.
Скрепер ДЗ-87-1 (рис. 12.10) выполнен по полуприцепной схеме. Как показал опыт эксплуатации, благодаря хорошим сцепным качествам и значительной мощности трактора, скрепер на многих грунтах может самостоятельно заполнять ковш, что в совокупности с мобильностью и высокой скоростью обусловливает его эффективное использование при небольших объемах земляных работ. При необходимости, в качестве толкача могут быть использованы тракторы-толкачи типа ДТ-75 и ДТ-4АП2.
Скрепер предназначен для эксплуатации при температуре окружающей среды от —40 до +40Г)С.
Управление рабочими органами скрепера гидравлическое с принудительной разгрузкой ковша; заслонка
Скрепер ДЗ-87-1
/ — седельно-сцепное устройство; 2 — тяговая рама; 3 — рычажный механизм заслонки; 4 — гидросистема; 5 — ковш с заслонкой и задней стенкой; 6 — пневмосистема тормозов; 7 — колесо; 8 — электрооборудование;9 — трактор Т-150К
7 в
12.11. Гидравлическая схема скрепера ДЗ-87-1
/ — гидробак; 2 — фильтр; 3 — насос; 4 — гидрораспределитель; 5 — гидроцилиндр задней стенки; 6 — гидроцилиндр заслонки; 7 — гидроцилиндр ковша; 8 — гидроклапан замедлительный; 9 -— гидрозамок; 10—предохранительный гидроклапан
ковша управляется с помощью рычажного механизма, аналогичного скреперу ДЗ-.172 (см. рис. 12.5).
Схема гидросистемы скрепера представлена на рис. 12.11. В отличие от ранее рассмотренных схем в ней предусмотрен замедлительный клапан 3, позволяющий ковшу медленно опускаться для более точной планировки. На скрепере имеются колесные тормоза с пневматическим управлением и электрооборудование, подключенные к базовому трактору.
Отличительной особенностью скрепера ДЗ-87-1 является оригинальное
рычажное седельно-сцепное устройство (рис. 12.12), которое предназначено для соединения скреперного оборудования с трактором Т-150К и допускает поворот полуприцепа в плане на 90° в каждую сторону относительно продольной оси трактора, а также взаимное качание оборудования в вертикальной плоскости на 15° в обе стороны. Седельно-сцепное устройство состоит из портала 2, закрепленного на раме 7 трактора, гребня 3 шарнирно подвешенного на поперечинах 8, опирающихся на передние / и задние 6 рычаги, верхние концы которых паль-
12.12. Се дельно-сцепное устройство скрепераДЗ-87-1
1,6 — рычаги; 2 — портал; 3 — гребень; 4 — палец; 5 — тяговая рама; 7 — рама трактора; 8 —
поперечина
цами соединены с порталом 2. Гребень 3 седельно-сцепного устройства вертикальными пальцами 4 связан с тяговой рамой 5 скреперного оборудования и может прокачиваться на рычагах / и 6 в продольном направлении, что необходимо при переезде скрепера через неровности дороги. Так как передние / и задние 6 рычаги направлены один к другому под углом, то масса О ковша с грунтом и сопротивление Р, возникающее на ножах скрепера и его колесах, передаются трактору через седельно-сцепное устройство в условной точке О (см. рис. 12.10), которая получена пересечением осевых линий этих рычагов, поэтому рычаги I и 6 (см. рис. 12.12) расположены так, чтобы точка О находилась близко к опорной поверхности и середине колесной базы трактора. Благодаря этому достигается более равномерное распределение нагрузок на ведущие мосты трактора.
Скрепер МоАЗ-6014 выпускается взамен самоходного скрепера ДЗ-11П и эффективно используется при дальности транспортирования грунта в пределах 0,5.-.5 км.
В качестве толкача рекомендуется применять гусеничные тракторы мощностью 73,6...132,5 кВт или колесные тракторы и тягачи мощностью 147... ...220 кВт, оборудованные специальным устройством для толкания или усиленным отвалом бульдозера.
Скрепер МоАЗ-6014 (рис. 12.13) представляет собой двухосную машину на базе одноосного тягача МоАЗ-6442, являющегося передней осью. Трансмиссия тягача механическая (рис. 12.14). Предусмотрен выпуск тягачей и с гидромеханической трансмиссией. Управление рабочими органами скрепера гидравлическое (рис. 12.15), разгрузка ковша принудительная. Управление заслонкой этого скрепера производится непосредственным
Скрепер МоАЗ-6014
/ — одноосный тягач МоАЗ-6442; 2 — тяговая рама; 3 — гидроцилиндр ковша; 4 — заслонка; 5 — ковш; 6 — гидроцилиндр заслонки; 7— задняя стенка; 8 — гидроцилиндр задней стенки; 9 — седел ьно-сцепное устройство