Транспортное обслуживание строительства. Виды транспортировки и транспортных средств. Транспортные затраты
Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:
- по отношению к объекту строительства: внутрипостроечный, приобъектный и внешний;
- по направлению перемещения груза: вертикальный и горизонтальный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом – со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.
Вертикальный транспортпредназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно-, растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.
Горизонтальный транспортосуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления.
По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:
- универсальный– для перевозки грузов широкой номенклатуры;
- специализированный– для перевозки грузов определенных видов;
- специальный– для конкретного вида груза или единичных перевозок.
В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам различают транспорт общего назначения и ведомственный,входящий в состав организаций.
Внешним транспортомосуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т. п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).
Для решения задач, связанных с организацией внешнего транспортного обслуживания, необходимо знать отличительные особенности и характерные черты (существенные с точки зрения заказчика услуг) отдельных видов транспорта. Базовыми элементами транспортной логистической инфраструктуры являются: транспортные магистрали (железнодорожные пути, автомобильные дороги, воздушные трассы, и т.д.); терминалы; подвижной состав и тяговые средства.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта применительно к задачам выбора представлена в табл.
Преимущества и недостатки различных видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
1. Железнодорожный | Обеспечивает возможность охвата путями сообщения любых по размерам и удаленности территорий с любой плотностью, доставку разнообразных грузов независимо от климатических и погодных условий, времени года и суток на большие расстояния с высокой регулярностью, эффективную организацию погрузочно-разгрузочных работ; имеет сравнительно невысокую себестоимость перевозки грузов, высокую провозную и пропускную способность, высокие показатели использования пути и подвижного состава | Большие капитальные вложения и расход металл при создании сети, постоянных устройств и инфраструктуры |
2. Водный: - морской; - речной | Самый крупный межконтинентальный и международный перевозчик; имеет низкие грузовые тарифы, высокую провозную и практически неограниченную пропускную способность, не требует больших капиталовложений в устройство пути. Имеет самые низкие грузовые тарифы; не требует больших капиталовложений в обустройство пристаней и организацию судоходства по водным путям; самый дешевый вид транспорта при перевозках грузов весом более 100 т. на расстояние свыше 250 км | Малая скорость хода и доставки, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от географических и навигационных условий, большие капитальные вложения в создание портового хозяйства на побережье Еще меньшая скорость хода и доставки, низкая доступность в географическом плане из-за ограничений сезонного характера и по конфигурации водных путей, их проходимости по условиям судоходства |
3. Автомобильный | Самый маневренный вид транспорта; обеспечивает возможность доставки грузов с заданной степенью срочности или регулярности непосредственно в место потребности без промежуточных перегрузок; не предъявляет жестких требований к упаковке товара, отправляемого в качестве груза; не требует больших капиталовложений в освоение малого грузооборота на малые расстояния | Сравнительно высокая себестоимость перевозок и грузовых тарифов, необходимость постоянных капитальных вложений в создание и развитие дорожной сети; сравнительно малая грузоподъемность, необходимость срочной разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспортного средства; низкий уровень производительности труда и эксплуатационных показателей |
4. Трубопроводный | Прокладка трубопроводов и перекачка продуктов (нефть, газ и т.д.) в больших объемах возможны повсеместно на суше и в водной среде; при этом обеспечивает низкую себестоимость и полную герметизацию транспортировки, автоматизацию операций налива, перекачки и слива; требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капиталовложений и расхода металла | Узкая специализация, ограничение по виду и состоянию транспортируемого продукта |
5. Воздушный | Самая высокая скорость хода и доставки грузов, большая дальность беспосадочного полета, более экономичные (прямые) маршруты следования, возможность достижения отдаленных и труднодоступных районов | Самые высокие грузовые тарифы; малая вместимость и грузоподъемность; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставок |
Организация транспортных процессов. На уровне строительных предприятия организация транспортного обслуживания предполагает решение следующей последовательности задач,:
- выбор способа доставки груза;
- выбор вида транспорта:
- выбор типа транспортного средства;
- выбор транспортно-логистических посредников;
- организация и планирование грузоперевозок;
- выбор рациональных маршрутов доставки грузов;
- диспетчирование хода доставки грузов и т.д.
При выборе перевозчикаиспользуется стандартная процедура рейтинговой оценки, как при выборе поставщика.
Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствахтребуется определить грузооборот (региона обслуживания, компании, завода, склада), грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.
Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузовпо технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары.
Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно их комбинированное использование.
Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршрутыустанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними,когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой - без груза, двусторонними,когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Кольцевые маршрутыустанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком.Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов).
Расчет количества автотранспортных средств. На стадии ПОСрасчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин.
На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт.
Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот (Qep) – объем транспортной работы в тонно-километрах (т-км) за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот равен сумме гpyзопотоков.
Расчет грузооборота позволяет определить размер суточного грузооборота (Qгрсут):
,
где псм– количество рабочих смен за принятый период времени;
Кнп – коэффициент неравномерности перевозок (в зависимости от вида строительства равен 1,1-1,3).
Грузопоток - количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за тот же период. Для расчета грузопотока выполняют схемы и таблицы, которые составляют по каждому виду грузов и с учетом количества, направления, расстояния перевозки и типа транспортного средства. Исходными данными служат календарные планы снабжения строительства.
Наиболее распространенным способом является расчет грузооборота на основе "шахматных таблиц" (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Данные таблиц грузооборотов принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков показывает распределение и направление движения грузов по отдельным пунктам.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатывают варианты рационального использования вида транспорта.
На втором этапе формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются в тех случаях, когда по техническим причинам невозможно применить один из видов транспорта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них.
Количество транспортных средств (N) каждого вида в принятых вариантах определяется по формуле:
где Q – общий объем перевозимого груза за определенный период времени, т, т км;
g – доля грузов, перевозимых транспортным средством данного вида в общем объеме, % ;
Пэ – эксплуатационная производительность транспортного средства за определенный период времени, т, т-км;
Кисп – коэффициент использования парка транспортных средств.
На третьем этапе выбора транспортных средств производится технико-экономическая оценка принятых вариантов перевозок строительных грузов.
В основу выбора экономически эффективного варианта транспортных средств положен метод сравнительной оценки величины эксплуатационных затрат (Э).
Эксплуатационные затраты на содержание транспортных средств складываются из стоимости обслуживания и ремонтных работ, амортизационных отчислений на полное восстановление и накладные расходы, затраты на энергоносители и эксплуатационные материалы, заработную плату эксплуатирующего и обслуживающего персонала и определяются по формуле:
где Эi – эксплуатационные затраты по каждому типу транспортных средств; Nt – количество транспортных средств каждого типа.
Для перевозки строительных грузов принимается тот вариант, суммарные затраты на реализацию которого являются наименьшими
В основу построения системы тарифовдля каждого вида транспорта заложена дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, срочности доставки, рода груза, объема грузовой отправки. При определении транспортных тарифов существенную роль играет качество транспортного обслуживания (качество продукции транспорта).
Для оценки работы транспорта используется система технико-экономических показателей
Показатели работы транспорта
Показатель | Технико-экономическое содержание |
Пробег | Характеризует объем работы транспортных средств в километрах; определяется как суммарное расстояние, пройденное транспортным средством за период с грузом (полезная работа) и без груза |
Скорость движения | Характеризует расстояние, которое в среднем проходит транспортное средство в единицу времени; определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта маршрута к времени движения (техническая скорость) с учетом времени стоянки во всех пунктах, включая промежуточные (эксплуатационная скорость) |
Коэффициент использования грузоподъемности | Характеризует степень использования грузоподъемности транспортного средства; определяется как отношение массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства |
Коэффициент использования пробега | Характеризует степень использования пробега; определяется как отношение расстояния, пройденного транспортным средством за период с грузом, к общему про6eгy (включая расстояние, пройденное без груза) |
Коэффициент использования рабочего времени | Характеризует степень использования рабочего времени; определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства в периоде к календарному времени в том же периоде |
Производительность | Характеризует объем работы, выполняемой транспортным средством в единицу времени; измеряется числом тонно-километров в среднем на 1 т грузоподъемности; определяется как отношение выполненной за период работы к общей грузоподъемности всех имеющихся в данном периоде транспортных средств |
Себестоимость перевозки 1 т груза | Характеризует общие затраты живого и овеществленного труда перевозчика на выполнение единицы работы; определяется как отношение себестоимости 1 ч работы транспорта к его производительности |