Приаэродромная территория
Введение
Аэродромы и аэропорты – это специальные сооружения, предназначенные для обслуживания, приема и отправки воздушных судов, а также пассажиров, багажа, груза и почты, следующих воздушным транспортом.
Аэропорт – комплекс зданий и сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиаперсонал и других работников.
По мере непрерывного роста воздушных перевозок и открытия новых воздушных трасс увеличивается количество аэродромов с искусственными покрытиями, строятся и реконструируются аэровокзальные комплексы, технические здания и сооружения.
Аэропорты осуществляют регулярные и интенсивные полеты, прием и отправку пассажиров, багажа и грузов, организуют и выполняют техническое обслуживание воздушных судов. Все это требует выполнения жестких требований по эксплуатационному содержанию и ремонту аэродромных сооружений.
Успешная работа воздушного транспорта в большой степени зависит от четких и технологически взаимоувязанных действий служб аэропорта. Особая ответственность за эксплуатационное состояние и подготовленность аэродрома к полетам воздушных судов лежит на аэродромной службе.
Аэродром – земельный или водный участок специально оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов.
В недалеком будущем аэродромы и воздушные суда будут оборудованы средствами автоматической посадки и взлета. В таких условиях регулярность полетов в значительной степени будет зависеть от подготовки летного поля к полетам, а метеорологическая обстановка уже не будет причиной отмены или задержки рейса.
Аэродромные сооружения под воздействием эксплуатационных нагрузок от воздушных судов и природно-климатических факторов постоянно изнашиваются и, следовательно, требуют не только текущего ремонта в период эксплуатации, но и капитального ремонта, а в некоторых случаях реконструкции, особенно когда на какой-то конкретный аэродром предполагаются рейсовые полеты воздушных судов с большой массой по сравнению с расчетным типом.
Глава I. Схема территории аэропорта.
Составные элементы аэропортов и аэродромов
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование. Аэропорт состоит из аэродрома 1 с летной полосой (ЛП) 2, служебно-технической территории (СТТ) 3 и объектов радионавигации, системы автоматической посадки и некоторых других сооружений, расположенных за границами территории аэропорта.
Схема аэропорта
Аэродром — это земельный или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов. В состав аэродрома входят одна или несколько летных полос, пути руления или рулежные дорожки (РД), перрон 8, места стоянки самолетов (МС) 9 и площадки специального назначения.
Схема аэродрома
Летная полоса служит для взлета и посадки воздушных судов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях и представляет собой в плане прямоугольник. На некоторых ЛП осуществляется безопасный взлет и посадка воздушных судов в одном направлении с возможностью ухода на второй круг. ЛП состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП) 1, 2, концевых полос безопасности (КПБ) 4 и боковых полос безопасности (БПБ) 3.
Взлетно-посадочная полоса — часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. Она может быть грунтовой (ГВПП) 2 или иметь искусственное покрытие (ИВПП) 1. ИВПП и ГВПП составляют рабочую площадь ЛП. При наличии на аэродроме ИВПП ГВПП используется в случае занятости основной ИВПП, посадки с неисправными органами приземления и т. п. При наличии двух и более ИВПП строительство ГВПП не производится ЛП и ВПП подразделяются на главные, имеющие наибольшую длину, и вспомогательные.
КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки воздушных судов, БПБ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность воздушных судов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке. Рулежные дорожки предназначены для руления и буксировки воздушных судов. Они подразделяются на магистральные (МРД) 5, соединительные (СРД) 5, вспомогательные (ВРД) 7. Места стоянки обеспечивают храпение и обслужившие приписных воздушных судов.
Служебно-техническая территория — участок, на котором размещаются здания и сооружения для обслуживания пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, управления воздушным движением, ремонта и обслуживания воздушных судов, здания и сооружения вспомогательного назначения, а также внутрипортовые дороги и элементы благоустройства.
Приаэродромная территория
На приаэродромной территории и в районе аэродрома выполняются наиболее сложные этапы полета – взлет и посадка воздушных судов, а также осуществляется обеспечение полетов, управление воздушным движением.
Приаэродромная территория – это территория, предназначенная для обеспечения взлета, маневрирования в районе аэродрома, захода на посадку и посадки воздушных судов. Приаэродромная территория в плане представляет условный прямоугольник, состоящий, как правило, из трех частей.
План приаэродромной территории
В пределах средней части b она обеспечивает безопасность взлетов самолетов с одним неработающим двигателем, заход самолетов на посадку; в пределах крайних частей 2 - безопасный заход на посадку с прямой. Исходя из этого, на Приаэродромной территории длиной а, шириной d ограничиваются допустимые высоты естественных (рельеф местности, высота лесной растительности) и искусственных (здания, ЛЭП, мачты и пр.) препятствий.
Общая длина и ширина приаэродромной территории зависит от класса аэродрома.
Особое значение для обеспечения безопасности полетов на приаэродромной территории имеют полосы воздушных подходов, включающие воздушное пространство на участках земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающих к концам летной полосы и расположенных в направлении продолжения ее оси. На этих участках воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.
В пределах полос воздушных подходов не допускается расположение зданий и сооружений, связанных с массовым скоплением людей (культурно-просветительные, жилые и т. п.), а также складов нефтепродуктов, взрывчатых веществ и других взрывоопасных материалов.
Соблюдение требований безопасности полетов воздушных судов при согласовании строительства в пределах приаэродромной территории включает: ограничение высоты искусственных препятствий; устранение помех в работе средств УВД, радионавигации и посадки.
Если проектируемые сооружения попадают в рабочие секторы, радиообъектов аэропорта, необходимо учитывать возможность их влияния на работу радиосредств. Разрешение на строительство или реконструкцию таких сооружений должно даваться при условии, если будет гарантирована устойчивая работа средств радиоэлектротехнического обеспечения полетов; устранение иных явлений (фактов), влияющих на безопасность полетов. К таким факторам относятся: скопления птиц в районе аэродрома, выброс дыма и газов, ухудшение видимости и т.д.
Выделяют требования учета возможных вредных физических воздействий на здоровье населения.
К таким вредным воздействиям прежде всего относится воздействие шума авиационных двигателей.
Действующий ГОСТ 22283–76 «Шум авиационный» устанавливает максимально допустимые уровни шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке воздушных судов, при опробовании двигателей на аэродроме, при производстве полетов, а также устанавливает методы измерения шума.
Допускается превышение в дневное время установленного уровня звука LA на значение не более 10 дБ для аэродромов класса А и Б (аэропортов 1 и 2-го класса) и для заводских аэродромов, но не более 10 пролетов в один день.
В Руководстве по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума определены кривые максимальных уровней шума (звука) в L, дБ при взлете и посадке с поправками применительно к группе самолетов (по типам воздушных судов).
Важное место в снижении шума занимает проблема проектирования и постройка новых типов воздушных судов, соответствующих по шуму требованиям ГОСТов (7228–78 и 23023–78) с учетом Приложения 16 ИКАО.
Одним из эффективных способов устранения неблагоприятного воздействия шума воздушных судов является регламентация размещения густонаселенных районов, зон массового отдыха населения и других структурных элементов городов и прилегающих к ним районов аэродромов.
Наставление по аэродромной службе (НАС ГА) определяет порядок рассмотрения, согласования и контроля за строительством зданий и сооружений на приаэродромных территориях, воздушных трассах и МВД.
Размещение в районе аэродромов зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов должно быть согласовано с МГА (другими министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся аэродромы). Согласованию подлежат также проектирование, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение:
· объектов, размещаемых в границах полос воздушных подходов, а также за пределами этой территории в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА);
· объектов, имеющих высоту 50 м и более относительно высоты аэродрома и размещаемых в радиусе от 10 до 30 км от КТА;
· радиотехнических и других объектов, размещаемых вблизи аэродрома или радионавигационных устройств воздушных трасс;
· объектов высотой 100 м и более независимо от места их размещения;
· карьеров и других объектов в районе аэродромов, где намечаются взрывоопасные работы;
· промышленных предприятий с выбросом дымов и газов, сооружений водного хозяйства и других, ухудшающих видимость в районе аэродрома.
Согласование утрачивает силу, если согласующие организации не приступили к его реализации в течение 5 лет.
Развитие городов и других населенных пунктов в пределах приаэродромной территории согласовывается с соблюдением требований безопасности полетов и с учетом зон воздействия авиационного шума. Порядок согласования размещения объектов с органами МГА определен НАС ГА.
На землях, прилегающих к территории аэродромов на расстоянии 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, строительство звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.
Глава II. Общие положения и основные задачи аэропортового комплекса.