Разбивка земляного полотна дороги
Автодорожное полотно состоит из проезжей части, обочин, откосов и кюветов (рис. 12.5, а). Ширина проезжей части b колеблется от 6 м и более в зависимости от категории дороги. для укрепления проезжей части с обеих сторон ее устраивают обочины а шириной от 2 до 3,75 м. К обочинам примыкают откосы АС и А’С’. Линия, отделяющая обочины от откосов, называется бровкой (точки А и А’) дорожного полотна. Проектные отметки в продольном профиле дают по бровке.
Рис. 12.5. Строение дорожного полотна.
Проезжая часть магистральных автодорог состоит из искусственного покрытия (бетонное, каменное и др.). для устройства этого покрытия в дорожном полотне делают специальное земляное корыто D, D’, К’, К.
для быстрого стока воды поверхность дорожного полотна имеет поперечный уклон от середины к бровкам. Величину этого уклона назначают в зависимости от типа покрытия. На цементобетонных и асфальтобетонных дорогах общей ширины В поперечный уклон проезжей части составляет 1,5 — 2,0%, щебеночных и гравийных — 2,0 — 3,0%, на мостовых — 3,0 — 4,0%. Поперечный уклон обочин на 2,0% больше уклона проезжей части. Поперечный уклон дна корыта, как правило, равен уклону проезжей части.
Основной частью железнодорожного полотна (рис. 12.5, б) служит верхнее строение — рельсы со шпалами, уложенные на балластный слой. для лучшего стока воды земляное основание под балластным слоем устраивают в виде сливной призмы. На однопутных дорогах, ширина земляного полотна которых равна 5,8 м, сливная призма в сечении имеет трапецеидальную форму с верхним основанием 2,3 м и высотой 0,15 м. На двупутных дорогах шириной 10 м сливную призму строят с треугольным основанием, высотой 0,2 м.
Вдоль дорожного полотна устраивают боковые водоотводные канавы — кюветы, средняя глубина которых составляет 0,6 м. Продольный уклон дна кювета должен быть не менее 0,3%.
Для выполнения земляных работ производят детальную разбивку земляного полотна (строительных поперечников), которая состоит в обозначении на местности в плане и по высоте всех характерных точек поперечного профиля полотна: оси, бровок, кюветов, подошвы насыпей и т. д.
На прямолинейных участках трассы поперечники разбивают через 20 — 40 м и на всех переломах продольного профиля. для этого с помощью теодолита и рулетки в створе оси трассы разбивают плюсовые точки между пикетами, например + 20, + 40, + 60, + 80 м. Это будут осевые точки поперечников. Сами же поперечники разбиваются вправо и влево от этих точек, перпендикулярно к оси трассы. Прямой угол строят с помощью теодолита или экера, а необходимые по проекту расстояния до характерных точек поперечного профиля откладывают лентой или рулеткой.
На закруглениях трассы поперечники разбивают через 10 —20 м в зависимости от радиуса кривой. На этих участках поперечники должны располагаться по направлению к центру кривой, т. е. перпендикулярно касательной к кривой в точке разбивки поперечника.
Одновременно с разбивкой поперечников выносят в натуру проектные отметки, которые соответствуют отметке бровки дорожного полотна в законченном виде. Рабочие отметки, т. е. высоты насыпей или глубины выемок, равны разности проектных отметок по бровке и фактических отметок местности по оси. При этом, если проектная отметка больше отметки местности, то дорога идет по насыпи, а если меньше — то в выемке.
для удобства выноса в натуру проектных отметок и уклонов перед выходом в поле составляют так называемый писанный профиль, в котором на основании проектного продольного профиля дороги вычисляют для каждого разбиваемого в натуре поперечника проектные и рабочие отметки, глубины кюветов и другие данные.
На ровных (без поперечных уклонов) участках местности при разбивке поперечных профилей для устройства земляного полотна на насыпи (рис. 12.6, а) на местности кольями закрепляют положение проекции осевой точки О’, проекции бровок А’, А1’ точек подошвы насыпи К, К1 и проекции точек кюветов D, C, E, F.
После отсыпки насыпи вчерне для окончательной отделки полотна восстанавливают ось и выносят в натуру проектные отметки с учетом запаса на последующую осадку грунта. При отсыпке полотна автомобильной дороги производят разбивку для устройства корыта.
Рис. 12.6. Схемы разбивки дорожного полотна.
При разбивке поперечников для устройства земляного полотна в выемке (рис. 12.6, б) на поверхности земли фиксируют осевую точку трассы О’, точки А’, А1’ и точки бровки выемки С, С’. После выемки грунта вчерне при отделке земляного полотна производят разбивку под кюветы, корыто и обочины (сливную призму на железнодорожном полотне).
При значительном поперечном наклоне местности разбивка не сколько усложняется. Так, для поперечного профиля в насыпи (рис. 12.7, а) расстояния от оси О’ до подошвы насыпи К и К1 будут различны. Положение точек К и К1 может быть найдено, если отложить на наклонной местности отрезки О’К и О’К1. Величины этих отрезков могут быть вычислены по формулам:
где В — ширина дорожного полотна; h — высота насыпи; v — угол поперечного наклона местности; ß — угол откоса насыпи (tg ß=1/m).
Чтобы получить проекции бровок А’ и А’1, необходимо от точки О’ отложить по поверхности земли расстояние
.
Рис. 12.7. Схемы разбивки дорожного полотна на косогоре.
Для поперечного профиля в выемке (рис. 12.7, б) наклонные расстояния от оси до бровок выемки могут быть подсчитаны по формулам
где D ширина кювета.
Проектные отметки всех характерных точек земляного полотна вычисляют от проектной отметки бровки по конструктивным размерам, проектным уклонам и ширине отдельных частей дороги. Проектные отметки земляного полотна выносят в натуру с ошибкой не более 1 см.
После окончания работ до возведению земляного полотна про изводят исполнительную съемку. для этого восстанавливают продольную ось и на каждом пикете, проверяют ширину корыта, обочин, кюветов и др. На всех пикетах и переломах продольного профиля контрольным нивелированием определяют отметки характерных точек поперечников.
После возведения земляного полотна еще раз разбивают поперечники для устройства автодорожного покрытия или верхнего строения пути на железных дорогах.
Покрытие на автомобильных дорогах строится в приготовленном для этого земляном корыте и состоит из песчаной или гравийной подушки, бетонного или каменного несущего слоя и верхнего асфальтового слоя.
После того как песчаная подушка уложена в земляное корыто и укатана, при помощи теодолита разбивают ось дороги и кромки проезжей части, обращая особое внимание на тщательность разбивки криволинейных участков дороги. Одновременно с плановой разбивкой при помощи нивелира устанавливают разбивочные точки на уровень проектных отметок верха покрытия или несущего слоя. Так же поперечники разбивают на всех пикетах, переломах продольного профиля и плюсовых точках примерно через 20 м на прямолинейных участках и через 10 м на кривых. Полученные точки служат плановой и высотной основой для укладки камня или для установки опалубки при бетонировании дороги.