Определение рабочих отметок
Чтобы определить высоту насыпи или глубину выемки необходимо определить рабочие отметки.
Рабочая отметка - это разность высотных отметок проектной линии и линии поверхности земли. Если проектная отметка больше отметки земли, то земляное полотно автомобильной дороги проложено в насыпи. Рабочая отметка в насыпи записывается над проектной линией. Если проектная отметка меньше отметки земли, то земляное полотно автомобильной дороги проложено, соответственно, в выемке. Рабочая отметка в выемке записывается под проектной линией. Вычисленные отметки оформляются красным цветом.
hp= Hз-Нпр (выемка)
hp= Нпр-Hз (насыпь)
где hp - рабочая отметка
Нз - отметка земли
Нпр – проектная отметка
4.Проектирование поперечного профиля земляного полотна
Конструкции поперечного профиля принимаются на основе решений по продольному профилю, типовых поперечных профилей с учетом категории дороги, рельефа местности, почвенно-грунтовых, геологических, гидрологических и климатических условий.
Запроектированное количество поперечных профилей земляного полотна должно полностью характеризовать его по всей длине дороги.
В практике дорожного строительства используют типовые поперечные профили, привязывая их к характерным точкам продольного профиля. Тип принятого поперечного профиля указывают в соответствующей графе продольного профиля. Поперечные профили вычерчивают на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:100 или 1:200.
Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:
- высоты насыпи или глубины выемки;
- рельефа местности (косогор);
- категории дороги;
- вида грунта.
Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006. Практика дорожного строительства выработала следующие типовые конструкции земляного полотна.
Рисунок 4.1 ТИП 1:
Насыпь в свободных условиях, высотой до З метров с крутизной откосов 1:4
Рисунок 4.2 ТИП 2:
Насыпь в стесненных условиях, высотой до 3 м с крутизной откосов 1:4
Рисунок 4.3 ТИП 3:
Насыпь высотой от 3 до 6 метров с крутизной откосов 1:1,5
Рисунок 4.4 ТИП 4:
Насыпь высотой от 6 до 12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1,5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1,75
Рисунок 4.5 ТИП 5:
Выемка глубиной до 1 м
Рисунок 4.6 ТИП 6:
Выемка глубиной от 1-5 м
Рисунок 4.7 ТИП 7:
Выемка глубиной от 5 до 12 м
Список использованной литературы:
Автомобильные дороги. СНиП РК 3.03-09-2006. Издание официальное. Комитет по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК Астана, 2006.
Лавриненко Изыскания и проектирование автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1991. – 291 с.
Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. Проектирование автомобильных дорог. Учебное пособие для техникумов. М.: Транспорт, 1986. – 215 с.
Бабков В.А., Андреев О.А. Проектирование автомобильных дорог, ч. 1и 2: Учебник для вузов. -Изд. 1-е перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1987, -368 с.
Муртазин Б.С., Созонов В.А., Телтаев Б.Б. Методические указания по оценке природных условий при решении вопросов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Жумасултанов Т. «Казахстан сегодня». Алматы: изд. ТОО «Инфэком - Азия», 1999 г. – 150 с.
Краткий автомобильный справочник. М.: Транспорт, 1985. 220 с.
Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М.: Недра, 1970, 470 с.
Бабков В.А. Автомобильные дороги. Учебник для вузов. - 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1983, 280 с.
10. Автомобильные дороги (Примеры проектирования). Учебное пособие для вузов / Под ред. В.С. Порожнякова -М.: Транспорт, 1983 - 303 с.
11. Антонов Н. М., Боровков Н. А. и др. «Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах» М:. Транспорт, 1968 – 200 с.