Виды щебня для дорожного строительства

Из всех природных каменных материалов, используемых в дорожном строительстве щебень, пожалуй, можно считать основным.

Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве. Объем производства щебня и гравия в 2010 году достиг 162,2 млн. куб. м.),

В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%.

От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.

Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:

o осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.

o метаморфические и магматические горные породы- гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.

Гранитный дорожный щебень - эффективное и износостойкое дорожное покрытие.

Щебень фракции 5-10 мм - самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.

Известняк - уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам - он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.

Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.

Известняковый щебень - менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.

В отдельную группу обычно выносится так называемый "кубовидный" щебень (фр.5-20, с содержанием зерен лещадной и игловатой формы менее 15 %).

Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?

  • он прочнее и его "трещинноватость" ниже;
  • в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
  • снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
  • коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
  • снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).

Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг).

Песок - рыхлая зернистая порода, образованная в результате естественного разрушения горных пород, крупностью зерен до 5 (3) мм. В песке иногда имеются частицы мельче 0,55 мм, которые называют пылеватыми (0,05...0,0005 мм) и глинистыми (мельче 0,0005 мм).

Качество песка для строительных работ определяют минералогическим составом, формой зерен, зерновым составом, содержанием пылевато-глинистых частиц, плотностью, пустотностью, фильтрационной способностью, влажностью и содержанием органических примесей. В дорожном строительстве используют песок природный и дробленый, получаемый путем дробления горных пород.

В зависимости от зернового состава песок подразделяют на группы по крупности:

I класс - очень крупный (песок из отсевов дробления), повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;

II класс - очень крупный (песок из отсевов дробления), повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.

Разделение песка по зерновому составу

Группа песка Полный остаток на сите № 063, % Модуль крупности Мк
Очень крупный Св. 75 Св. 3,5
Повышенной крупности » 65 до 75 » 3,0 до 3,5
Крупный » 45 » 65 » 2,5 » 3,0
Средний » 30 » 45 » 2,0 » 2,5
Мелкий » 10 » 30 » 1,5 » 2,0
Очень мелкий До 10 » 1,0 » 1,5
Тонкий Не нормируется » 0,7 » 1,0
Очень тонкий » » До 0,7

Модуль крупности песка определяют по формуле

Мк = (А0,14 + А0,315 + А0,63 + А1,25 + А2,5 +А5)/100,

где А0,l4 А5 - полный остаток на сите 0,14...5 мм, %.

Пески с Мк меньше 1 не должны применяться для строительных работ.

По величине коэффициента фильтрации различают пески:

- хорошо фильтрующие 6...10 м/сут;

- среднефильтрующие 3...6 м/сут;

- слабофильтрующие 1...3 м/сут.

Песок применяют для устройства подстилающих слоев дорожной одежды, приготовления строительных растворов, цементо- и асфальтобетонов, для устройства дренажей. Для улучшения качества мелкозернистый песок обогащают добавками искусственного (дробленого) песка (крупностью менее 5 мм) из невыветренных изверженных и метаморфических пород прочностью более 80 МПа, а из осадочных - прочностью более 40 МПа.

Наши рекомендации