Составление калькуляции транспортных расходов
Федеральное агентство по образованию
Архангельский государственный технический университет
СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
ПРЯМЫХ ЗАТРАТ
НА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ
Методические указания
к выполнению лабораторных работ
по экономике строительства
Архангельск
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией
строительного факультета
Архангельского государственного технического университета
1 декабря 2004 г.
Составители:
В.И. РАКОВСКИЙ, доц., канд. техн. наук;
И.Л. СЛЕПУХИНА, ассист.
Рецензенты:
А.Ю. ЛУКИН, доц., канд. техн. наук;
Н.И. СУВЕРНЕВА, нач. сметно-договорного отдела ОАО “Севералмаз”
УДК 69.003
Раковский В.И., Слепухина И.Л. Сметная стоимость элементов прямых затрат на строительно-монтажные работы: Методические указания к выполнению лабораторных работ по экономике строительства. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. -70 с.
Подготовлены кафедрой строительного производства АГТУ.
В методических указаниях изложен состав и порядок выполнения лабораторных работ по сметному делу в строительстве в сметных ценах 2001 года. В приложениях приведены исходные данные по вариантам для выполнения лабораторных работ, а также выборки из сметных нормативных документов.
Предназначены для студентов строительного факультета специальностей 270102.65, 270114.65, 270115.65 и 050501.65 всех форм обучения.
Ил. 2. Табл. 5. Библиогр. 12 назв.
© Архангельский государственный
технический университет, 2005
© Раковский В.И., Слепухина И.Л., 2005
В соответствии с программой курса «Экономика строительства» лабораторные работы отводятся на изучение сметного дела в строительстве. На занятиях студенты должны познакомиться с основной нормативной литературой для составления смет и получить навыки пользования ею.
Все расчеты при выполнении лабораторных работ выполняются в сметных ценах 2001 года.
В приложениях к методическим указаниям приведены исходные данные для расчетов по вариантам, а также выборки из сметных нормативных документов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Составление калькуляции транспортных расходов
Калькуляция транспортных расходов на перевозку строительных материалов, изделий и конструкций составляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99 [1] на 1 тонну груза «брутто» (с учетом веса тары и упаковки) в соответствии с установленной схемой доставки материала или изделия до строительной площадки и видом отпускной цены (видом «франко») на конкретный материал.
Отпускная цена – это цена, по которой данный материал реализует завод-изготовитель. Вид «франко» показывает, какая часть транспортных расходов уже учтена в отпускной цене на материал. Могут быть следующие виды отпускной цены: франко-завод-поставщик, франко-транспортные средства, франко-вагон станции отправления, и т.д. Отсюда изменяется и величина транспортных расходов, которые нужно учитывать в составе калькуляции транспортных расходов.
Существуют различные транспортные схемы доставки материалов. Условные транспортные схемы доставки материалов на строительную площадку, используемые в данной лабораторной работе, приведены на рис. 1.1 и 1.2. В первом случае материалы поступают на строительную площадку автомобильным и железнодорожным транспортом (когда завод-изготовитель находится в другом регионе). Во втором – материалы доставляются на строительную площадку только автотранспортом (когда завод-изготовитель находится на расстоянии не более 200 км от строительной площадки).
В соответствии с приведенной на рис. 1.1. схемой в состав транспортных расходов при отпускной цене, например, франко-станция назначения, будут входить: подача вагонов под разгрузку, разгрузка вагонов, погрузка на автотранспорт, автоперевозки в местах назначения. Разгрузка на приобъектном складе стройки с автотранспорта не учитывается.
Рис. 1.1. Транспортная схема № 1
Для схемы на рис. 1.2. при отпускной цене франко-транспортные средства в состав транспортных расходов войдут только автоперевозки в местах назначения. Разгрузка с автотранспорта на приобъектном складе стройки (при отсутствии перевалки груза с одного вида транспорта на другой) учтена в составе сметных норм и единичных расценок на строительные работы и в калькуляции отдельно учитываться не должна.
Рис. 1.2. Транспортная схема № 2
Для составления калькуляции транспортных расходов применяются Территориальные сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства, разрабатываемые для каждой из территориальных единиц Российской Федерации в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года. В Архангельской области действует Территориальный сборник сметных цен на перевозку грузов, часть 1 «Автомобильные перевозки» [2]. Он и используется для составления калькуляции. Территория области в этом сборнике разделена на две ценовые зоны: первая – территории, приравненные к районам Крайнего Севера и вторая – территории Крайнего Севера. В лабораторной работе условно принято, что объект строительства находится в первой ценовой зоне. Выборки из сборника [2], необходимые для составления калькуляции, приведены в приложениях 3 – 9.
Калькуляция транспортных расходов составляется по форме № 10 (табл. 1), приведенной в МДС-81-2.99 [1]. В данной лабораторной работе в соответствии с заданием составляется две калькуляции. Исходные данные по вариантам для составления калькуляций №№ 1 и 2 приведены в прил. 1 и 2 (соответственно). В них указаны наименование перевозимых материалов, завод-поставщик, вид транспорта и расстояние автоперевозки до объекта, км. Полученные в этой лабораторной работе значения транспортных расходов далее используются в лабораторной работе № 2 для составления калькуляции сметной стоимости материалов.
Рассмотрим порядок составления калькуляции транспортных расходов на примере. Графы и строки, подлежащие заполнению, выделены в форме жирным курсивом.
Исходные данные:
Составить калькуляцию транспортных расходов на перевозку 1 тонны плит покрытия железобетонных ребристых из бетона В 15 размером 1,2 х 12 м от завода ЖБИ в г. Архангельске до приобъектного склада. Расстояние перевозки автотранспортом от завода ЖБИ до приобъектного склада – 18 км.
Порядок составления калькуляции (табл. 1):
Вначале указываются исходные данные по пунктам, а затем проводятся расчеты в таблице.
Пункт 1. Вид «франко» отпускной цены устанавливается заводом-изготовителем. В данной лабораторной работе виды отпускной цены для различных материалов приведены в прил. 3.
В примере вид отпускной цены – франко-транспортные средства. Это означает, что стоимость погрузки плит в автотранспорт на заводе-изготовителе уже учтена в отпускной цене и дополнительно в калькуляции ее учитывать не нужно.
Пункт 2. В примере поставщиком является завод ЖБИ, г. Архангельск. Условно принято, что весь материал поступает на строительную площадку только с одного завода.
Пункт 3. Вид транспорта для всех вариантов указан в исходных данных (прил. 1 и 2). В примере – автомобильный.
Пункт.4. Железнодорожные перевозки. В данной лабораторной работе этот пункт не заполняется, так как в задании отсутствуют материалы с видом отпускной цены «франко-станция отправления».
Пункт 5. Автомобильные перевозки:
5.1. Класс груза при автоперевозках принимается в соответствии с классификацией, приведенной в прил. 4. Изделия железобетонные являются грузом 1-го класса.
5.2. При перевозке грузов автотранспортом тариф может быть или общим или исключительным. Исключительный тариф применяется только при перевозке массовых навалочных грузов (песок, щебень, гравий и др.) автомобилями-самосвалами. В остальных случаях используется общий тариф. В примере – тариф общий.
5.3. Надбавки и скидки к тарифам на автоперевозки принимаются в соответствии с реальными условиями транспортировки в соответствии с п.4.8 сборника сметных цен на перевозку грузов в Архангельской области автомобильным транспортом [2] (прил. 5). В примере величина надбавки равна 25 %, так как длина плит покрытия равна 12 м.
5.4. Поясной коэффициент в данном случае соответствует коэффициенту к сметным ценам на погрузочно-разгрузочные работы для Архангельской области в соответствии с п. 1.5. [2]. Для всех вариантов он равен 1,25.
Строки 1 – 3. В данной учебной калькуляции эти строки не заполняются, так как при заданных видах транспортных схем и отпускных цен на материалы эти затраты отсутствуют.
Строка 4. В данной лабораторной работе эта строка заполняется только в том случае, когда материал по заданию поступает по железной дороге. Так как вид отпускной цены материалов в этих случаях – франко-станция назначения, то в этой строке следует учесть только затраты на выгрузку материала из вагонов. Эти затраты приведены в прил. 6. К ним следует дополнительно применить поясной коэффициент.
В примере материал поступает на объект автотранспортом. Поэтому эта строка не заполняется.
Строка 5. В данной учебной калькуляции эта строка не заполнятся, так как при заданных видах отпускной цены на материалы стоимость железнодорожных перевозок (если они есть) уже учтена в отпускной цене.
Строка 6. Стоимость подачи вагонов под выгрузку определяется только в том случае, когда материал поступает по железной дороге. Эта величина может быть принята равной 12,5 руб. за 1 т груза.
В примере материал поступает на объект автотранспортом. Поэтому эта строка не заполняется.
Строка 7. Стоимость автоперевозок от завода-изготовителя или от станции назначения до приобъектного склада определяется по таблицам (прил. 7 – 9) с учетом вида тарифа для данного груза (пункт 5.2.) и надбавок (пункт 5.3.).
Для грузов, к которым согласно пункту 5.2. калькуляции должен применяться исключительный тариф, следует использовать тарифы на перевозку автомобилями-самосвалами (табл. 9).
В примере стоимость перевозки 1 т груза 1-го класса (железобетонных плит покрытия) на расстояние 18 км в Архангельской области при общем тарифе и с учетом надбавки составляет:
36,83 · 1,25 = 46,04 руб.
Строка 8. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках строительных материалов учитывается только в случаях их перевалки с одного вида транспорта на другой. Стоимость погрузочных работ обычно учитывается в отпускных ценах на материалы, а стоимость разгрузочных работ – в составе сметных норм и единичных расценок на работы.
Учитывая, что для плит покрытия согласно виду «франко» погрузка в автотранспорт на заводе изготовителе уже учтена в отпускной цене, а стоимость разгрузки на приобъектном складе учитывается в составе сметных норм и единичных расценок на работы по монтажу этих плит, в данном примере в этой строке калькуляции затраты отсутствуют.
Если бы заданный материал поступал на объект по железной дороге с последующей доставкой автотранспортом, то в калькуляции в этой строке следовало бы учесть стоимость погрузки в автотранспорт на станции назначения (прил. 6) с учетом поясного коэффициента.
Строка «Итого на 1 тонну». Транспортные расходы на 1 тонну груза определяются суммированием данных графы 6 «Всего» в строках с 1 по 8.
В примере транспортные расходы по перевозке 1 тонны плит покрытия железобетонных ребристых размером 1,2 х 12 м из бетона В 15 при заданной транспортной схеме в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 г. составят 46,04 руб.
Таблица 1
Форма № 10
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
транспортных расходов на 1 тонну плит покрытия железобетонных