Раздел 2.Этапы научно-исследовательской работы
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины – создание условий для формирования основ научного мышления.
Задачи дисциплины:
1) изучение методологии научного исследования;
2) обучение методам и приемам планирования научно-исследовательской работы;
3) выработка практических навыков получения, анализа и обработки научных результатов.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы научных исследований» относится к вариативной части цикла «Математические и естественнонаучные дисциплины», формирует знания для правильного выполнения курсовых проектов, выпускной аттестационной работы, научных статей.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов. Студент должен:
Знать: основы математической статистики, информатики.
Уметь: логически и последовательно излагать факты, объяснять причинно-следственные связи.
Владеть: навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных.
Дисциплина «Основы научных исследований» является предшествующей для дисциплин «Технология продукции общественного питания», «Организация производства и обслуживания на П.О.П.», «Проектирование П.О.П.», «Менеджмент на П.О.П.».
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
ПК-1 – способен использовать законы и методы математики, естественных и гуманитарных наук при решении профессиональных задач.
ПК-30 – уметь проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты эксперимента.
ПК-31 – способен изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт.
ПК-32 – способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; владеет статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведенных исследований.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- этапы научно-исследовательской деятельности;
- методы обработки и анализа результатов исследования;
- правила оформления отчетов о научном исследовании;
- формы юридической охраны интеллектуальной собственности.
Уметь:
- проводить исследования по заданной тематике;
- анализировать полученные результаты, подготавливать данные для составления различного вида публикаций;
Владеть:
- методами изучения научной литературы, приемами работы с научными источниками;
- навыками критического восприятия информации.
Содержание дисциплины
Раздел 1.Организация научно-исследовательской работы в России
Тема 1. Предмет и проблематика курса
Общие сведения о науке. Основные этапы развития науки. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные науки, их цели и назначения. Ученые степени и ученые звания. Управление в сфере науки. Научные организации. Подготовка научных кадров.
Формируемые компетенции: ПК — 1.
Раздел 2.Этапы научно-исследовательской работы
Тема 2. Методология научных исследований
Понятия метода и методологии научных исследований. Философские и общенаучные методы научного исследования. Частные и специальные методы научного исследования.
Формируемые компетенции: ПК — 1.
Тема 3. Подготовительный этап научно-исследовательской работы
Выбор направления научного исследования. Выбор темы научного исследования. Планирование научно-исследовательской работы: теоретической и экспериментальной частей. Проведение исследований. Обработка и анализ результатов. Планирование дальнейших исследований. Внедрение результатов научной работы. Патентование результатов научно-исследовательской работы. Изучение юридической практики в области патентования.
Формируемые компетенции: ПК — 30.
Тема 4. Теоретические и экспериментальные исследования
Основные источники научной информации. Научно-техническая информация. Особенности работы с технической и патентно-информационной литературой. Изучение литературы: учебной, научной, архивной, первоисточников, нормативной. Информационно-поисковые системы. Методика теоретических и экспериментальных исследований. Накопление научной информации. Современные методы извлечения идей и фактов из печатных материалов.
Формируемые компетенции: ПК — 30, ПК — 31.
Тема 5. Написание и оформление результатов научных работ
Структура научной работы. Рубрикация. Способы написания текста. Язык и стиль научной работы. Сокращения слов и терминов. Оформление таблиц. Оформление библиографического аппарата. Требования к печатанию рукописи. Доклад и научное сообщение. Демонстрационный материал и техника. Эффективность восприятия информации при использовании докладчиком различных технических средств. Рецензирование научной работы. Особенности подготовки рефератов и докладов. Особенности подготовки и защиты курсовых работ. Особенности подготовки и защиты дипломных проектов.
Формируемые компетенции: ПК — 31, ПК — 32.