Занятие 4. Веселый Петрушка
Цели.Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук.
Материалы.Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма.
Ход занятия
Игра проводится индивидуально или с группой детей.
Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!»
Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры.
В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей.
Занятие 5. Мишка и зайчик
Цели.Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Материалы.Барабан или бубен.
Ход занятия
Объясните детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».
Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.
Занятие 6. Кто там?
Цели. Развивать речевой слух.
Материалы.Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.
Ход занятия
В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.
За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?»Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом.
Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью».
Игра продолжается с другими игрушками.
Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой.
Занятие 7. Кто позвал?
Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход занятия
Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза).
Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя).
Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.
Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.
Занятие 8. Найди картинку!
Цели.Развивать речевой слух.
Материалы.Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход занятия
Сначала игра проводится индивидуально.
Положите на столе перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картин-
ку и сравнить изображения. («Правильно, это лом. Молодей — ты угадал!»)
Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть одновременно 2-3 слова.
Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь из детей найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разыгрываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок.
Развитие осязания
Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.
Осязание в чистом виде даст лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена посредством зрения и слуха.
При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др.
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:
• развитие хватания;
• обучение целенаправленному ощупыванию;
• развитие чувствительности пальцев рук;
• знакомство с различными материалами, предметами и
их свойствами.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Представленные ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей.