Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Линейный способ.

При этом способе амортизационные отчисления определяются предприятиями путем умножения балансовой (полной) стоимости основных средств на соответствующую норму амортизации. Это наиболее простой и наглядный способ. Он предполагает равномерное и равновеликое по отчетным периодам начисление амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств.

Способ уменьшаемого остатка.

В этом случае сумма амортизационных отчислений на планируемый период рассчитывается путем умножения их среднегодовой стоимости на соответствующие нормы амортизационных отчислений (как при линейном методе) но с учетом поправочных коэффициентов, отражающих фактические условия эксплуатации этих средств (коэффициент ускорения). В каждом последующем году амортизируемая стоимость объекта уменьшается на сумму накопленных амортизационных отчислений.

Теоретически этот метод не позволяет подойти в конечном итоге к нулевой остаточной стоимости амортизируемого объекта, поэтому в конце амортизационного срока приходится переходить на равномерный линейный метод амортизации.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

Данный метод обеспечивает 100% амортизацию и является ускоренным, т.е. вначале срока полезного использования начисляется большая часть амортизации, тем самым предприятие в значительной степени ограждает себя от возможных убытков.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

В этом случае сумма амортизационных отчислений на планируемый период рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе годовой объем продукции в натуральном выражении, а в знаменателе – общий объем продукции за весь период.

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования этих объектов, входящих в эту группу.

Для различных видов основных фондов могут использоваться различные методы начисления амортизации.

Амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа по 1/12 доли от годовой суммы.

Показатели использования основных фондов

Для анализа использования основных фондов на предприятии применяют общие и частные показатели.

К общим показателям использования ОФ относят:

1. Коэффициент фондоотдачи.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где ОСМР – объём строительно-монтажных работ

Фср.год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Этот коэффициент в организации должен увеличиваться. Он, как правило, больше 1. Он показывает, какой объем СМР в денежном выражении выполнен на каждый рубль стоимости основных фондов.

2. Коэффициент фондоёмкости – величина, обратная Кфо.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

КФЕ должен уменьшаться. Он представляет стоимость основных производственных фондов приходящихся на один рубль выполненного объёма работ.

3. Коэффициент фондовооруженности.

3.1 Коэффициент фондовооруженности труда

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где Nср – среднесписочная численность работников данной организации.

Характеризует стоимость фондов приходящихся на одного работника.

3.2 Коэффициент механовооруженности труда

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

3.3 Коэффициент фондовооруженности строительства

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

О Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru - объем СМР, выполненный собственными силами.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где Фнг – стоимость основных производственных фондов на начало года

Фп – стоимость основных производственных фондов поступающих в течении года

Фв – стоимость основных производственных фондов выбывающих в течении года

tп – число месяцев в году, в течении которых основные фонды работали на данном предприятии

tв – число месяцев в году, в течении которых основные фонды не работали на данном предприятии

Частные показателииспользования ОФ:

1. Коэффициенты целосменных и внутрисменных простоев (количество смен с простоями к общему количеству рабочих смен в месяце)

2. Коэффициент использования рабочего времени (число отработанных дней к календарному фонду рабочего времени)

3. Коэффициент износа основных средств (отношение суммы износа к балансовой стоимости)

4. Коэффициент обновления ОФ – отношение стоимости вновь введённых ОФ к их полной стоимости на конец года

5. Коэффициент выбытия ОФ – это отношение стоимости выбывших ОФ в течении года к их полной стоимости на начало года


Оборотные средства в строительстве

Состав оборотных средств в строительной организации

 
  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Для организации производственного процесса любое предприятие часть своих средств должно вложить в приобретение предметов труда. На этой стадии производственного процесса оборотные средства могут находиться или в виде производственных запасов, или быть непосредственно в процессе производства. Так как при этом данные элементы постоянно расходуются, то они называются оборотными производственными фондами (ОПФ).

После вступления в процесс производства ОПФ переходят из стадии запасов в стадию незавершенного производства.

Незавершенное производство - это стоимость выполненных СМР, которые ещё не приняты и не оплачены заказчиком.

Часть средств организации иногда вкладывается в расходы будущих периодов. Это такие расходы, которые осуществляются в течение короткого промежутка времени, а относятся на себестоимость продукции длительное время (например, затраты на сезонную закупку материалов, затраты организации на годовую подписку на газеты и журналы и др.).

После окончания производственного процесса оборотные средства вступают в стадию реализации готовой продукции (или в стадию обращения). Расчёты за готовую продукцию между заказчиком и подрядчиком требуют определённого промежутка времени, в течение которого средства со счёта заказчика поступают на расчётный счёт подрядчика. Этот элемент оборотных средств называется средства в расчётах.

В любой организации часть имеющихся средств всегда находится в денежной форме или безналичных средств на расчетном счете, или в виде наличных средств в кассе. Этот элемент ОС называется денежные средства. Совокупность средств в расчётах и денежных средств называется фондам обращения.

Кругооборот оборотных средств

В процессе производства ОС находятся в постоянном движении. При этом они не тратятся и не расходуются, а переходят из одной формы в другую.

Кругооборот оборотных средств включает в себя 3 стадии:

1. Накопление

2. Производство

3. Обращение (реализация)

Движение денежных средств на каждой стадии кругооборота может быть выражено следующими формулами:

1. Накопление Д – Т (деньги – товар)

2. Производство Т – П – Т/ (товар – производство – новый товар)

3. Обращение Т/ - Д/ (новый товар – новые деньги)

Чем быстрее происходит оборот ОС, тем меньше времени они находятся на каждой стадии производственного цикла, и тем меньшая сумма средств потребляется для выполнения заданного объёма работ.

Показатели использования оборотных средств

1. Коэффициент оборачиваемости:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где ОС – средний остаток (сумма) оборотных средств за период

Этот коэффициент характеризует количество оборотов, которые совершают ОС для выполнения данного объёма работ.

2. Длительность оборота:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где Т – период времени, дни

Для простоты расчетов число дней в году приближенно можно принимать равным 360 дням, т.е. Т = 360.

3. Сумма средств, высвобождающаяся из оборота вследствие ускорения оборачиваемости:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Источники образования и пополнения основных фондов

и оборотных средств

Основные фонды образуются и пополняются в организации за счёт следующих источников:

1. Часть уставного капитала предприятия, который формируется в период его создания

2. Собственные средства предприятия (прибыль, амортизационные отчисления)

3. Кредиты банка

4. Средства госбюджета

Оборотные средства образуются и пополняются за счёт следующих источников:

1. Собственные оборотные средства (часть уставного капитала, часть прибыли)

2. Заёмные ОС (краткосрочные кредиты)

3. Средства, приравненные к собственным. К ним относят так называемые устойчивые пассивы – средства других организаций и отдельных лиц временно находящиеся в обороте данной организации. К устойчивым пассивам относят:

- временную задолженность по зарплате работникам, возникающую вследствие разницы в моменте начисления и даты её выплаты;

- временную задолженность организации по платежам в бюджет, в различные социальные фонды, а также по платежам другим организациям.

(Это те чужие деньги, которые законно крутятся в обороте данной организации. Например, зарплату нам выплачивают 5-го числа, значит 5 дней деньги в обороте организации. Или мы покупаем билет на поезд или самолет заранее – тоже самое).

Планирование в капитальном строительстве

На государственном уровне планирование осуществляется только для тех объектов, которые строятся за счёт средств гос.бюджета. Во всех остальных случаях планирование и распределение средств осуществляется инвестором самостоятельно.

При планировании капитального строительства для инвестора, застройщика или технического заказчика используются следующие основные показатели:

1) ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства. Он измеряется только в натуральных показателях (места, м2, т, шт. и т. д.)

2) объем (лимит – для госкапвложений) капитальных вложений, измеряется в стоимостном выражении (руб.)

Потребность в капитальных вложениях определяется на основе нормативов удельных капитальных вложений (УКВ) на единицу производственной мощности. До 1991 г. они разрабатывались Госпланом и Госстроем 1 раз в 5 лет. Сейчас он обычно определяется по объектам-аналогам

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где УКВ – удельные капитальные вложения (руб.)

М – мощность (натуральный показатель) – шт., т, куб. м, и т.д.

3) ввод в действие основных фондов. Он измеряется в денежном выражении.

Планирование ввода в действие основных фондов

Объем ввода в действие основных фондов определяется по сметной стоимости вводимых объектов строительства за вычетом затрат, не образующих стоимости основных фондов.

Плановое значение ввода в действие основных фондов определяется по следующему выражению:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

где К – капитальные вложения за вычетом затрат, не образующих стоимость основных фондов (затраты на проектирование, технический надзор, снос объектов и перенос сетей, временные здания и сооружения)

ОНГ(КГ) – объем незавершенного строительства на начало и на конец года.

Объем незавершенного строительства представляет собой объем капитальных вложений, освоенный на объектах, ввод которых в эксплуатацию, к концу планируемого периода не предусматривается. Причем, объем незавершенного строительства всегда считается нарастающим итогом.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Капитальные вложения

При планировании капитальных вложений каждый заказчик должен контролировать и учитывать объем незавершенного строительства.

Для равномерной загрузки строительной организации в течение года, каждый заказчик должен иметь объекты с различной степенью строительной готовности, которая определяется по следующему выражению:

- объем общих капитальных вложений
- объем освоенных капитальных вложений
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Объем незавершенного строительства по каждому объекту должен соответствовать определенной нормируемой величине. Эта величина называется заделом. Величина задела определяется заказчиком по каждому отдельному переходящему объекту, а также в целом. Норма задела и норма продолжительности строительства связаны между собой и приведены в СНиП 1.04.03-85 “Нормы продолжительности и задела в строительстве”.

При планировании капитальных вложений необходимо обеспечивать оптимальное соотношение между вновь начинаемыми, переходящими и пусковыми объектами. Нельзя допускать, чтобы основной объем капитальных вложений шел на увеличение объемов незавершенного строительства.

В строительстве вследствие существующих систем расчетов между заказчиком (застройщиком) и подрядчиком происходит раздвоение незавершенного строительства между участниками.

Та часть, которая отражается на балансе заказчика (инвестора) называется незавершенное строительство. Это стоимость незаконченных и несданных в эксплуатацию объектов или работ, которые приняты и оплачены заказчиком.

Работы или их этапы, которые выполнены, но не приняты и не оплаченызаказчиком, по таким объектам называются незавершенное производство. Оно числится на балансе подрядчикаи представляет собой составную часть оборотных средств СМО.

Состав затрат на производство строительной продукции.

Себестоимость строительно-монтажных работ (СМР)

Состав затрат на производство строительной продукции, которые могут быть включены в себестоимость работ регламентируется специальным положением, которое утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим положением себестоимость продукции – представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Она отражает величину текущих затрат. Это всегда часть стоимости готовой продукции. Определение себестоимости СМР – важная задача бухгалтерского учета.

Себестоимость СМР – это затраты СМО на выполнение этих работ, выраженные в денежном выражении.

Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства и реализации продукции в промышленности (и в строительстве тоже) выделяют следующие виды себестоимости:

Цеховая себестоимость – затраты цеха на изготовление продукции. В строительстве это себестоимость участка, смены, бригады, и т.д.

Производственная себестоимость – это цеховая себестоимость и общезаводские затраты, а также затраты на управление предприятием (т.е. административно-хозяйственные расходы в составе накладных расходов).

Полная себестоимость – это производственная себестоимость и внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные с процессом реализации продукции.

В строительстве, кроме того, выделяют три вида себестоимости: сметная, плановая и фактическая.

Сметная себестоимость – это сумма сметных прямых затрат и накладных расходов, она определяется в процессе разработки проектно-сметной документации.

Ссм = ПЗ + НРСсмр= Ц = Ссм + СП Ссм = Ссмр – СП

Плановая себестоимость – предусмотренные планом СМО затраты на производство СМР. Разумеется, она всегда меньшесметной, т.к. при этом растет прибыль.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

       
  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru
 
    Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

 
  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

                       
  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru   Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru   Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru
        Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru   Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru   Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru
 
 

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

 
  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Спл = Ссмр- СП - DЭ + К

где DЭ – экономия от снижения себестоимости, обычно эта величина устанавливается в процентах к объему СМР (Ц), а не к сметной себестоимости

К – компенсация заказчика сверх сметной стоимости

Фактическая себестоимость – сумма фактических издержек или затрат произведенных СМО в ходе выполнения заданного объема работ. Учет фактической себестоимости ведется по каждому объекту нарастающим итогом до момента окончания строительства, кроме того, ведется учет стоимости работ по СМО в целом. Себестоимость работ является предметом бухгалтерского и статистического учета.

Структура себестоимости

В строительстве используют два вида структуры себестоимости:

1. Калькуляционная структура. Показывает соотношение между элементами себестоимости с распределением их на прямые затраты и накладные расходы. Такая группировка затрат позволяет определить себестоимость единицу любой строительной продукции (скалькулировать). Эта же структура используется при оценке и анализе влияния каждой статьи затрат в отдельности на величину плановой или фактической себестоимости, а также для разработки плана снижения себестоимости.

В строительстве чаще используют эту структуру.

С = ПЗ + НР = М + ЗП + ЭМ + НР

где М – 50…60 %, ЗП – 15…20 %, ЭМ – 10…15 %, НР – 15…25 %

2. Поэлементная структура. Она классифицирует затраты на производство по экономическим элементам. Такая структура используется в промышленности, в строительстве ее используют только в статистической отчетности для определения доли каждого элемента в общих затратах на производство.

Эта структураделит себестоимость на первичные (неразложимые) экономические элементы:

1) материальные ресурсы (все материалы из всех элементов)

2) расходы на оплату труда (вся ЗП: из прямых затрат – рабочих и механизаторов, из накладных расходов – ИТР и служащих)

3) амортизационные отчисления

4) отчисления на единый социальный налог от расходов на оплату труда (и рабочих и ИТР)

5) прочие (налог на имущество, ремонтные работы, представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку кадров и т.д.).

Планирование себестоимости

Плановая себестоимость – это важнейшая величина для определения возможной прибыли организации. При планировании себестоимости СМО обычно составляют два документа:

1. Смета затрат на производство. Это расчет плановой величины себестоимости. Такая смета составляется по калькуляционной структуре себестоимости по каждой статье затрат.

2. Смета накладных расходов. В ее составе отдельно составляют смету на административно-хозяйственные расходы.

Плановый показатель снижения себестоимости в строительстве может быть рассчитан следующими способами:

- в денежном выражении (планируется снизить себестоимость на 450 тыс. руб.)

- в процентах к плановому объему работ (планируется снизить себестоимость на 3 %. Но!!! Это процент не к сметной себестоимости, как могло бы показаться, а к объему СМР)

- в виде предельного уровня затрат на один рубль СМР (например: сметный уровень затрат на один рубль СМР составляет 90 коп., а предельный уровень – 85 коп. Снижение себестоимости – 5 коп. на 1 руб. СМР).

На снижение себестоимости СМР оказывают влияние следующие факторы:

1. Применение более производительных машин и лучшего их использования; снижение норм расхода топлива и электроэнергии; снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание. Продажа излишних машин и оборудования, сдача имущества в аренду, применение ускоренной амортизации.

2. Повышение сменности и изменение режима работы СМО; совершенствование работы транспорта, занятого на перевозках в пределах стройки; улучшение контроля за качеством работ и сокращение брака; внедрение прогрессивной технологии и способов производства СМР

3. Совершенствование управления строительством за счет повышения уровня специализации и оптимизации размера СМО; внедрение передовых форм организации труда рабочих; сокращение текучести кадров и потерь рабочего времени. Оптимизация численности, повышение уровня квалификации, применение прогрессивных форм оплаты труда.

4. Снижение норм расхода материалов; сокращение потерь материалов при транспортировке, погрузке, выгрузке и хранении; снижение заготовительно-складских расходов путем выбора рациональных форм снабжения, механизации складских операций, улучшения использования тары и упаковочных материалов, сокращение потерь материалов при хранении.

Особое внимание должно быть обращено на фактор “снижение накладных расходов”. В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных ранее в сметной стоимости СМР.

Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы накладных расходов производится расчет экономии НР за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема СМР и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Каждый фактор, влияющий на величину себестоимости, может быть определен расчетным путем.

Например, снижение себестоимости (а именно - накладных расходов) в результате сокращения сроков выполнения работ определится по выражению:

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Далее все полученные значения снижения себестоимости от разных факторов суммируются и определяется величина плановой себестоимости.

Виды прибыли и ее формирование в строительстве

Прибыль – это разница между ценой реализованной продукции (выручкой от реализации) и затратами на ее производство.

Разница между понятиями прибыль и доход состоит в том, что в состав дохода включаются затраты связанные с оплатой труда, а в состав прибыли они не включаются. Поэтому величина дохода будет всегда больше (количественно), чем величина прибыли.

Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она характеризуется тремя важнейшими результатами:

1. Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

2. Она обладает стимулирующей функцией. Это не только финансовый результат, но и основной источник финансовых ресурсов предприятия (собственных средств)

3. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.

СМО получает прибыль, в основном, за счет трех источников:

1. Прибыль от реализации законченной строительной продукции или выполненных объемов СМР

2. Прибыль от реализации продукции и оказания услуг подсобными или вспомогательными производствами, находящимися на балансе СМО, а также о реализации основных фондов и иного имущества.

3. Прибыль от внереализационных операций:

- Прибыль от сдачи в аренду имущества

- Прибыль от имеющихся ценных бумаг

- Получение пени, штрафов и неустоек

- Прибыль от долевого участия в деятельности других организаций

Прибыль предприятия зависит от внешних и внутренних факторов.

К внутренним факторам относятся:

- ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетенция руководства и менеджеров, конкурентноспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам относятся те, которые не зависят от деятельности предприятия:

- конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения, и др.

Аналогично себестоимости различают три вида прибыли в строительстве:

1. Сметная

2. Плановая

3. Фактическая

Сметная прибыль – определяется в процессе составления сметной документации; в строительстве это СП

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Плановая прибыль от реализации готовой продукции определяется каждой СМО самостоятельно, как по отдельно взятому строящемуся объекту, так и по отдельным работам и по организации в целом

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Плановая прибыль от реализации продукции подсобных производств

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Плановая прибыль по организации в целом определяется как суммаприбылей от сдачи заказчику выполненных объемов работ, прибыли от реализации продукции подсобных производств, а также прибыли от внереализационных операций, которая планируется на уровне предшествующего периода. Эта сумма прибыли называется балансовой прибылью строительной организации.

Валовая прибыль – определяется как сумма балансовой прибыли, а также прибыли в результате безвозмездного получения финансово-материальных ресурсов и прямого обмена продукцией.

Налогооблагаемая прибыль – сумма прибыли, от которой начисляются налоговые платежи в бюджет в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ, где определено точное понятие доходов и расходов..

Чистая прибыль – прибыль строительно-монтажной организации после уплаты налогов на прибыль (разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль).

Нереализованная прибыль – прибыль по объектам и работам, находящемся в незавершенном производстве (прибыль «в уме», мы ее получим, когда будем реализовывать готовую продукцию).

Фактическая прибыль от сдачи выполненных работ заказчику определяется как разность между выручкой от их реализации без учета налога НДС и фактической себестоимостью.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Распределение прибыли производится между государством и организацией. Оно всегда начинается с уплаты налогов – т.е государству. Одновременно в соответствии с законодательством часть чистой прибыли обычно идет на формирование предусмотренного уставом предприятия резервного фонда. Оставшаяся часть прибыли распределяется собственниками предприятия самостоятельно. Это одно из направлений внутрифирменного планирования.

Рентабельность в строительстве

В строительстве и в промышленности уровень рентабельности определяется по-разному.

В промышленности он определяется как отношение прибыли к стоимости основных производственных фондов, на которых получена эта прибыль, %

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

В строительстве используются следующие показатели уровня рентабельности:

1. Сметный уровень рентабельности (отношение СП к объему СМР)

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

2. Плановый уровень рентабельности

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

3. Фактический уровень рентабельности – определяется как отношение фактической прибыли к фактическим затратам на производство работ

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции - student2.ru

Финансирование и кредитование в строительстве.

Органы финансирования и кредитования

Финансовое обеспечение строительства осуществляется за счет его финансирования и кредитования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, которое осуществляется на следующих принципах:

- плановости (финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, бизнес-планах, сметах и пр.).

- целевой направленности средств (использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты).

-безвозвратности (выделенные ресурсы не возвращаются к источнику финансирования)

-расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организации (выделение ресурсов производится при освоении ранее полученных сумм).

-режиме экономии

Кредитование – предоставление активов (денежных средств, товаров и т.д.) на принципах возвратности. (Если нарушается принцип возвратности, то имеет место не кредитование, а финансирование).

Кроме возвратности кредитование основано на следующих принципах:

-срочность возврата средств (срок заранее определен),

-платность предоставления кредита,

-целевая направленность кредита,

-дифференцированность (плата за кредит, сроки и размер кредита зависят от конкретных условий).

В РФ существует трехуровневая система организации финансирования и кредитования:

1. Государственные территориальные органы – министерство финансов, Центробанк, подразделения субъектов РФ

2. Коммерческие банки

3. Финансовый аппарат предприятий (финансовые управления или отделы и просто бухгалтерии)

Министерство финансов занимается следующими вопросами:

- Руководство и контроль за финансово-кредитной системой в РФ

- Составление проекта госбюджета и осуществление его выполнения

- Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций (органы контрольно-ревизионного управления – КРУ)

Банковская деятельность в РФ основана на законе о “Банках и банковской деятельности”. В соответствии с ним в РФ принята двухуровневая банковская система (как и в большинстве стран, кроме США):

- Центробанк

- Коммерческие банки

Основные функции Центробанка РФ:

1. Обеспечение устойчивости основной денежной единицы (рубля)

2. Эмиссия наличных денег и их обращение

3. Проведение единой политики в области денежного обращения, расчетов, кредитов и валютных операций

4. Разработка единых правил банковской деятельности

5. Организация госрегистрации кредитных организаций и контроль за их деятельностью

6. Валютное регулирование и валютный контроль.

7. Организация межбанковских расчетов через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центробанка РФ.

По видам собственности различают банки:

-государственные,

-частные,

-кооперативные,

-смешанные

В соответствии с законом коммерческие банки различаются по следующим признакам:

1. По способу формирования уставного капитала (в форме ПАО)

2. По видам совершаемых операций (универсальные и специализированные банки – ипотечные, ссудо-сберегательные, земельные, инвестиционные и пр.)

3. По территории деятельности (федеральные, региональные, местные, международные)

Основные функции коммерческих банков:

1. Ведение расчетов между клиентами

2. Кассовые и кредитные обслуживания клиентов

3. Выпуск и обращение ценных бумаг

4. Ведение операций с иностранной валютой

5. Хранение денежных вкладов населения

6. Финансирование капитальных вложений.

Источники и формы финансирования

Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет следующих источников:

1. За счет собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления)

2. За счет заемных средств (банковские или бюджетные кредиты)

3. За счет привлеченных средств:

- средств от продажи инвестором акций или облигаций;

- средств других предприятий и организаций, привлеченных к участию в проекте, по которым может осуществляться выплата дохода

4. За счет бюджетных средств (бюджетов разных уровней)

В целом источники можно разделить на централизованные (бюджетные) и нецентрализованные (внебюджетные).

Бюджетное финансирование осуществляется в двух формах:

1. Безвозвратное финансирование. Оно осуществляется за счет средств бюджета (федерального, регионального, местного) при условии включения объекта в утверждаемый перечень строек (адресную инвестиционную программу). Средства на строительство объекта обратно в бюджет не возвращаются, они просто зачисляются в уставный капитал организации.

2. Возвратное финансирование. Средства на эти цели выделяются Министерству финансов РФ, которое через коммерческие банки направляет их застройщикам на основе заключенных договоров. Осуществляется в форме долгосрочного банковского кредита. В этом случае выделенные средства после окончания строительства должны быть возвращены в бюджет.

Причем кредит может быть выдан, как на часть объекта, так и в размере полной сметной стоимости строительства.

В остальных случаях осуществляется прямое финансирование строительства объекта за счет внебюджетного финансирования.

Расчеты в строительстве

Расчёты на любом предприятии и в организации должны производиться в безналичной форме. В строительстве выделяют две разновидности расчетов:

1. За товарно-материальные ценности

2. За выполненные СМР.

Для расчёта за товарно-материальные ценности Центробанком РФ предусмотрены использования платежного поручения в качестве платёжного документа.

Расчёты за выполненные СМР регламентируются специальным разделом подрядного договора. В настоящее время используют три основные формы расчёта за выполненные работы:

1) Расчёты за готовую строительную продукцию (за объект в целом). Они осуществляются на основании договорной цены, которая указывается в подрядном договоре. Оплата работ производится на основании подписанного подрядчиком и заказчиком акта – приёмки выполненных работ по форме 2, а также акта гос. комиссии о приёмке объекта в эксплуатацию.

2) Расчёты за выполненные этапы СМР. Платежи по объекту разбиваются на несколько этапов. После выполнения работ по каждому этапу, подписываются соответствующие акты приёмки работ и производится оплата. Разбивка на этапы должна быть заранее предусмотрена в проекте и в подрядном договоре.

3) Ежемесячные расчёты за выполненные СМР. Наиболее частоприменяются в расчетах строительстве в настоящее время. На основании сметы подрядчик ежемесячно составляет акты приёма работ: процентовки (форма № 2) и составляет справку о стоимости выполненных СМР (форма № 3). После подписания этого акта заказчиком и подрядчиком, подрядчик выставляет счёт за выполненные работы. Процентовки составляют в базисных сметных ценах и пересчитываются в текущие цены с помощью индексов (можно и сразу в текущих). При этом заказчик в соответствии с договором, как правило, компенсирует затраты подрядчика по фактической стоимости работ, предъявленных к оплате.

Кредитование в строительстве

Существует 2 видакредитов:

1. Бюджетный - деньги выдаются государством через систему Госбанка.

2. Коммерческий кредит - выдается коммерческим банком.

Одновременно существует 2 формыкредита:

1. Долгосрочный

2. Краткосрочный

Разница между ними состоит не в сроках пользования, а в назначении. Долгосрочный кредит является одним из источников капитальных вложений, то есть источником финансирования. Краткосрочный кредит – это один из источников пополнения оборотных средств СМО.

Долгосрочный кредит выдаётся на срок больше одного года, а краткосрочный меньше года. Обычное назначение долгосрочного кредита – новое строительство, реконструкция, расширение или техническое перевооружение. Кредит всегда выдаётся банком на своих условиях возвратности (процентная ставка – 15-25 % - в рублях). Кредит может быть выдан как в размере полной стоимости строительства, так и для покрытия части затрат. Предприятие, которое предполагает получить долгосрочный кредит должно предоставить в банк следующие документы:

-Заявление-обязательство

-Бизнес-план инвестиционного проекта

-Перечень объектов основных средств, предназначенных для обеспечения залога с определением рыночной стоимости предмета залога

-Расчёт плановых сроков погашения кредита с указанием источника.

Существуют следующие разновидности краткосрочных кредитов:

- Кредит под производственные запасы

-Кредит под сезонную заготовку материалов

-Кредит под зарплату

-Кредит под незавершённое производство

-Кредит под расчётные документы «в пути».

Учет и отчетность в строительстве

В настоящее время существует 4 вида учёта и отчётности в строительстве:

1. Оперативно-технический учёт. Ведётся непосредственно на объектах строительства линейным персоналом (мастера и прорабы). Этот учёт ведётся в натуральных показателях. Для его организации на каждом объекте существуют документы первичного учёта:

а) журнал учёта работ

б) журнал учёта поступления строительных материалов

в) журнал учёта строительных машин на объекте

г) паспорта на строительные материалы, бетоны, растворы, конструкции

д) акты на скрытые работы

Из документов первичного учёта, после окончания строительства объекта формируется том исполнительной документации по объекту. Он хранится у заказчика и собственника объекта.

Документы первичного учёта служат основой для организации и проведения других видов учёта в строительстве.

2. Статистический учёт. Он ведётся органами государственного комитета по статистике РФ. Он организуется как в натуральной, так и в стоимостной форме. Его ведёт каждая самостоятельная СМО на специальных стандартных бланках статистической отчётности. Основные формы статистической отчётности:

1) № 1-КС. (Отчёт о вводе в действие объектов и выполнения подрядных работ). У нее две разновидности: срочная (квартальный отчет) форма; ежемесячная форма.

Квартальный отчёт включает объём выполнения СМР с разделением на бюджетные и внебюджетные средства по генеральным, прямым и субподрядным договорам. Отдельно указывается объём работ, выполненных собственными силами. В этом отчёте все объёмы работ указываются раздельно по каждому заказчику.

2) № 2-С.(Отчёт о себестоимости в строительстве). У нее 3 разновидности: ежемесячная форма, квартальная, годовая. В ежемесячной форме приводятся: выполнение работ с начала года по отчётный месяц по сметной себестоимости; плановая себестоимость; фактическая себестоимость; компенсация заказчика сверх сметной стоимости. В квартальном и годовом отчёте эти же затраты указывают в соответствии с поэлементной структурой себестоимости, а также калькуляционной структурой. Одновременно в этих формах приводятся плановый и фактический уровни затрат на 1 рубль выполненного объема СМР, а также имевшие место убытки от брака и переделок.

3) № 3-Т. (Отчёт по труду в строительстве): ежемесячная, квартальная, годовая. В ней приведена: среднемесячная численность рабочих всех категорий; число убывших и прибывших работников за отчётный период; количество работников намеченных к сокращению в ближайшие три месяца; количество свободных мест на предприятии на отчётную дату; фонд зарплаты работников всех категорий за отчётный период.

4) № 29-М. (Отчёт о расходе основных материалов в соответствии с производственными нормами). Основной документ, на основании которого использованные материалы, списываются на себестоимость работ.

3. Бухгалтерский учет.Это непрерывный способ учёта всех средств организации и источников их образования. Основным документом является бухгалтерский баланс, к которому имеются приложения. Баланс составляется ежеквартально, а приложения – ежегодно. Баланс состоит из двух частей: левая часть – актив, она представляет собой состав и размещение денежных средств в организации; правая – пассив, представляет собой источники образования этих же средств. Сумма актива равна сумме пассива.

4. Налоговый учёт. Введение главы 25 налогового кодекса РФ (налог на прибыль) привело к параллельному ведению предприятием бухгалтерского и налогового учётов. Бухгалтерский учёт теперь необходим, прежде всего, для потенциальных покупателей или инвесторов предприятия, с целью получения объективных данных о его финансовом положении. Поэтому применявшаяся ранее практика сокрытия реальных стоимостей различных статей баланса сейчас бессмысленна.

Налоговый учёт – это система обобщения информации для определения налоговой базы налога на прибыль, на основе данных первичных документов в порядке предусмотренным налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс допускает три подхода к ведению налогового учёта:

1) Заключается в отражении хозяйственных операций в данных бухучёта, с последующей их трансформацией в конце отчётного периода в данные налогового учёта

2) Заключается в отражении хозяйственных операций в налоговом учёте и трансформации их в данные бухучёта в конце отчётного периода

3) Заключается в формировании данных бухгалтерского и налогового учётов параллельно и независимо друг от друга.

Налоги для целей налогового учёта группируются в три группы:

1) Налоги, исчисление которых производятся только по данным налогового учёта без использования данных бухгалтерского учёта (налог на прибыль)

2) Налоги, для исчисления которых необходима корректировка данных бухучёта (налог на имущество, налог на добавленную стоимость – НДС)

3) Налоги, исчисление которых производится по данным бухучёта (налог на доход).

Для определения в налоговом учёте налогооблагаемой базы наиболее важным вопросом является правильное определение, учёт и группировка расходов организации. Для налогового учёта зависимости от характера условий осуществления и направления деятельности расходы делят на 2 группы:

-расходы связанные с производством и реализацией

-внереализационные расходы

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции относятся:

1) Расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товара, с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров

2) Расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии

3) Расходы на освоение природных ресурсов

4) Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки

5) Расходы на обязательное и добровольное страхование

6) Прочие расходы

В целом налоговый учёт на предприятии предполагает следующую последовательность действий: выбор способа амортизации имущества; учёт расходов на ремонт основных средств; определение по действующим нормативам расходов на страхование имущества, подготовку кадров, на представительские расходы и на рекламу; определение внереализационных доходов и расходов; определение налоговой базы при исчислении налогов от разных источников доходов; расчёт сумм налога; определение порядка и срока уплата налогов.

Наши рекомендации