Тарануха Н.Л., Кислякова Ю.Г., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А.

Методические указания для проведения практических занятий по организации, управлению и планированию в строительстве для студентов по направлению 270100 "Строительство". – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. - 25 с.: ил.

ISBN 5-7526-01-09-6

В методических указаниях рассмотрены вопросы сетевого планирования строительного производства.

Методические указания предназначены студентам, обучающимся по направлению 270100 "Строительство", и призваны оказать помощь при изучении дисциплин "Организация, управление и планирование в строительстве" и выполнении курсовых и дипломных проектов.

ã Н.Л. Тарануха, Ю.Г. Кислякова, П.Н. Папунидзе, В.А. Кощеев 2009

ã Издательство ИжГТУ, 2009

Введение

Настоящие методические указания служат практическим пособием для студентов и преподавателей к практическим занятиям по сетевому планированию. Задачей практических занятий является закрепление студентами лекционного материала по дисциплине «Организация планирования строительного производства. Управление строительной организацией (включая АСУС)» путем выполнения упражнений, примеров и расчетов по разделу сетевого моделирования.

Изложенные в методических указаниях рекомендации и задания помогут студентам хорошо освоить и применить при выполнении курсового проекта по дисциплине»Организация планирования строительного производства» правила построения, укрупнения и расчета сетевых графиков. Наличие вариантов дает возможность на практических занятиях в аудиториях решать задачи самостоятельно.

Работа содержит задания на построение и расчет простейших детерминированных временных моделей (ПДВ) и обобщенных детерминированных временных моделей (ОДВ).

Сетевые модели позволяют с достаточной полнотой отобразить порядок возведения сложного объекта, осуществить научно обоснованное календарное планирование строительства, определять и разрешать многие проблемные ситуации, возникающие в процессе производства. Основное назначение систем сетевого планирования и управления (СПУ) – повышение качества планирования (сокращение сроков сооружения объектов, рациональное использование ресурсов строительной организации, снижение стоимости работ и т.п.) и эффективности контроля и регулирования в процессе реализации планов. Это достигается в результате применения сетевых моделей, позволяющих частично формализовать и существенно улучшить планирование строительства, учет и контроль хода работ, а также выработку необходимых мероприятий по регулированию в случае возникновения недопустимых отклонений от разработанных планов. Наиболее важные достоинства сетевой модели заключаются в том, что она обеспечивает отображение с должной степенью детализации состава и взаимосвязей отдельных работ, выполненных на стройке, и позволяет осуществлять математический анализ, способствующий рациональному календарному планированию строительства, прогнозированию его будущего состояния, а также объективной оценке принимаемых решений. Возможность использования сетевой модели определяется тем, что любое строительство может быть представлено совокупностью взаимосвязанных работ, наличием определенных отношений порядка между ними, а также единой конечной цели (целей) для всего комплекса работ.

I. Общие положения

Календарное планирование занимает особое место в комплексе задач планирования и управления строительством. Это связано, прежде всего, с той ролью, которую в силу специфики строительного производства играет сбалансированное выполнение работ во времени и координация деятельности многочисленных участников производственного процесса.

Сетевой график позволяет оптимально отобразить порядок возведения сложного объекта, обеспечить руководителей и исполнителей информацией для принятия решений по организации и управлению, установить четкую взаимосвязь между работами при их строгой технологической последовательности, проанализировать ход строительства в пространстве и во времени, увязать в единые модели весь комплекс работ, выполняемых всеми участниками строительства.

Деловая игра «Сетевое планирование и управление строительством комплекса» проводится при изучении курса "Организация, управление и планирование строительства" и предназначена для закрепления знаний по сетевому планированию и управлению, полученных на лекциях, для практического освоения функций управленческих служб и линейного персонала при использовании систем сетевого планирования и управления в строительстве.

Сам процесс деловой игры Сетевое планирование и управление предусматривает возникновение экстремальных ситуаций, поскольку целью ее является минимизация сроков строительства при максимизации вероятности их соблюдения.

Результаты деловой игры в форме баллов позволяют оценить деловые качества, организаторские способности, компетентность различных ее участников.

В игре под руководством двух преподавателей участвует учебная группа.

До начала игры студенты должны знать правила разработки сетевых графиков, расчет временных параметров сетевых моделей, основы функционирования системы сетевого планирования и управления, обязанности руководителей строек, ответственных исполнителей и служб сетевого планирования и управления.

2. Функции участников игры.

Состав и взаимосвязи участников деловой игры дан на рисунке приложения I (ч. II с.3)

Обязанности участников деловой игры даны в блок – схеме (с. 8-10) и инструкциях участникам (с. 15-24)

Цели, должностные права и обязанности участников следующие:

2.1. Начальник комплекса (преподаватель или студент).

Цель начальника комплекса – увеличение вероятности минимизируемого срока ввода комплекса в целом.

Начальник комплекса имеет право назначать, заменять начальников объектов и руководителей специализированных организаций, наказывать за упущение в работе в соответствии со шкалой штрафов, вносить предложение по сокращению сроков строительства, распределять премиальный фонд комплекса между объектами.

Начальник комплекса обязан контролировать работу руководителей объектов и организаций, координировать их деятельность по досрочной сдаче комплекса.

2.2. Начальник объекта.

Цель начальника объекта – максимизация вероятности минимизируемого срока ввода «своего» объекта.

Начальник объекта имеет право назначать, заменять работников службы сетевого планирования и управления, наказывать за упущение в работе, вносить предложения по сокращению сроков строительства объектов начальнику комплекса, принимать предложения ответственных исполнителей по организации производства работ, выделять из фонда объекта на оперативных совещаниях премии для поощрения работы ответственных исполнителей, передавать на другие объекты часть своего фонда.

Начальник объекта обязан контролировать работу службы сетевого планирования и управления и ответственных исполнителей: своевременно проводить оперативные совещания на объекте; принимать решения, руководствуясь разумным хозяйственным риском; участвовать в оперативных совещаниях, проводимых начальником комплекса.

2.3. Служба системы сетевого планирования и управления объекта(2-3 студента)

Цель совпадает о целью начальника объекта.

Служба сетевого планирования и управления имеет право наказывать ответственных исполнителей за упущения в работе в соответствии со шкалой штрафов.

Служба сетевого планирования и управления обязана вести техническую работу с ответственными исполнителями по составлению первичных сетевых моделей; «сшить» сетевые модели объекта, вести расчет и перерасчет временных параметров модели объекта; анализировать результаты, готовить предложения по сокращению длительностей тех или иных работ; участвовать в проведении оперативных совещаний; проверять и контролировать допустимость принимаемых ответственными исполнителями решений, соблюдение ими условий и правил игры, правильность заполнения ведомостей, предложений, отчетов и внесения изменений в первичные сети ответственных исполнителей.

2.4. Ответственный исполнитель (один студент на каждый комплекс работ на объекте).

Цель - максимизация вероятности соблюдения длительности каждой из своих работ.

Ответственный исполнитель имеет право принимать решения по организации производства работ (по последовательности и длительности).

Ответственный исполнитель обязан составить первичные сетевые модели, (топология, шифровка, длительность), определять расчетные зависимости в пределах своей сети, вносить изменения в первичные сети по решениям руководства, вести необходимую организационно-технологическую документацию, участвовать в оперативных совещаниях, проводимых начальником объекта.

3. Интересы и критерии участников игры. Источники получения и потери баллов.

Качество решений, принимаемых участником игры оценивается суммой набранных им баллов, причем набрать баллы можно только во взаимодействии с другими участниками.

Балльная оценка действий участников подразумевает не только существующее в реальной жизни материальное стимулирование, но и стимулирование моральное.

3.1.Источники получения и потери баллов руководством комплекса.

3.1.1.Соблюдение или сокращение директивной продолжительности строительства комплекса.

Фонд руководства комплекса образуют: основная премия за своевременный ввод комплекса и дополнительные премии за досрочный ввод, начисляемые согласно "Правилам образования и функционирования премиальных фондов комплекса и объектов" (прил.3ч.II с.5).

Этот фонд начальник комплекса распределяет между объектами.

В конце деловой игры из фондов объектов определенный процент перечисляется в фонд начальника комплекса (при четырех объектах – 8%, трех - 10 %, двух - 12%).

3.1.2.Пополнение фонда за счет штрафов, налагаемых начальником комплекса на начальников и группы сетевого планирования и управления объектов и руководителей организаций по шкале штрафов (прил.4,ч. II, с.6)

3.1.3.Штрафы за несвоевременное принятие начальником комплекса решений и допущенные ошибки налагаются начальником комплекса по шкале штрафов.

3.2. Источники получения и потери баллов начальником объекта.

3.2.1. Соблюдение или сокращение директивной продолжительности строительства объекта.

Фонд начальника объекта образуется и распределяется между ответственными исполнителями согласно "Правилам образования и функционирования премиальных фондов комплекса и объектов (прил.3,ч. II, с.4).

Оставшаяся к концу игры, после отчисления начальнику комплекса, сумма делится между начальником объекта и службой сетевого планирования и управления (из расчета 125% суммы, приходящейся на одного сотрудника сетевого планирования и управления).

3.2.2 .Пополнение фонда за счет штрафов, налагаемых на работников сетевого планирования и управления и ответственных исполнителей по шкале штрафов (прил.4, ч. II, с.6).

3.2.3. Пополнение фонда за счет штрафов, налагаемых на ответственных исполнителей, за отставание выполняемых ими работ, переход на меньшую или аварийную длительность (прил.5,ч.II,с.9).

3.2.4. Штрафы за несвоевременное принятие решений и допущенные ошибки согласно шкале штрафов.

3.3. Источники получения и потери баллов службой сетевого планирования и управления объекта.

3.3.1.Соблюдение или сокращение директивной продолжительности строительства объекта (отчисления по п.3.2.1.)

3.3.2.Пополнение за счет штрафов, налагаемых на ответственных исполнителей по шкале штрафов (прил.4,ч. II, с.6).

3.3.3.Штрафы за задержки, допущенные ошибки согласно шкале штрафов.

3.4. Источники получения и потери баллов ответственными исполнителями.

3.4.1.Премирование за сокращение продолжительности работ, имеющих отрицательные резервы из фонда начальника объекта.

3.4.2. Штрафы за отставание выполняемых работ (наличие по работе отрицательного резерва), за переход на меньшую или аварийную длительность согласно приложению 5 (ч. II, с.9).

3.4.3. Штрафы за задержки и допущенные ошибки согласно шкале штрафов.

4.Исходные данные

4.1.Задание первичному исполнителю (прил.6 ч. II.с.11).

4.2.Проектная документация по объектам: планы, разрезы, сведения о подлежащих выполнению строительно-монтажных работах (прил.7,ч. II.с.11-18).

4.3. Директивные указания по продолжительности и срокам начала и завершения работ комплекса, отдельных очередей (корпусов) объектов. Доводятся до участников деловой игры начальником комплекса.

4.4.Сведения о вероятностях своевременного завершения строительно-монтажных работ, и штрафах за срывы и переход на ускоренный и аварийный режим (прил.5,ч. II, с.9).

4.5.Шкала штрафов (прил.4,ч. II, с.6).

4.6.Правила образования и функционирования премиального фонда (прил. 3, ч. II. с.5).

5.Процесс деловой игры. Блок-схема деловой игры.

5.1.Процесс деловой игры состоит из следующих последовательно выполняемых блоков:

· I - подготовка;

· II – функционирование в режиме походного планирования;

· III - функционирование в режиме оперативного управления;

· IV - анализ и оценка результатов.

· 5.2. Процесс можно проследить по блок-схеме деловой игры, для которой приняты следующие условные обозначения и сокращения:

Тарануха Н.Л., Кислякова Ю.Г., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А. - student2.ru

- начальник комплекса – НК;

- начальник объекта – НО;

- служба сетевого планирования и управления – СПУ;

- ответственный исполнитель – АБВ;

Блок схема деловой игры

Тарануха Н.Л., Кислякова Ю.Г., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А. - student2.ru

Тарануха Н.Л., Кислякова Ю.Г., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А. - student2.ru

Тарануха Н.Л., Кислякова Ю.Г., Папунидзе П.Н., Кощеев В.А. - student2.ru

5.3. Пояснения к блок-схеме.

Блок I длится 20 минут работы (1-6). Рекомендуется работы 2-4 выполнить на занятии, предшествующем игре. Для работы 3 рекомендуется принимать по 300 баллов на объект, в т. ч 150 баллов за ввод в срок основной очереди, 100 баллов - переходящей и 50 баллов - задельной. При этом на переходящей очереди идет монтаж коробки и отделки, а на задельный - нулевой цикл. В работе 6 обратить внимание на совмещение работ, последовательность выполнении работ по захваткам и работы по поставке ресурсов.

Блок II –исходное планирование - состоит из шести этапов.

Первый этап (работа 7) длится 15 минут.

Второй этап (работа 9) длится 1 час 10 минут. На этапе исполнители разрабатывают по 2 экземпляра первичной сети на каждую очередь (практически - 4 копии сети с одинаковой топологией, но разной шифровкой работ), а также по одному экземпляру "ведомости первичной сети ответственного исполнителя" по форме I (прил.13,ч. II, с.24). Вторые экземпляры сети и «Ведомости», подписанные исполнителем передаются на согласование в службу сетевого планирования и управления. Штрафы за возможные ошибки при разработке сети и заполнении первых 7 граф "Ведомости" группа сетевого планирования и управления заносит в "Ведомость" с возвратом на доработку. За завизированные группой сетевого планирования и управления документы с ошибками штрафы при дальнейшем контроле налагаются на нее саму, исправляют ошибки исполнители. На разработанных сетях должны быть нанесены номера и длительности работ, организационно-технические зависимости, определены расчетные зависимости между "своими" работами.

Третий этап (работы 11-13) длится I час 30 минут. Контроль правильности и своевременности выполнения осуществляет НО, затем НК.

Четвертый этап (работа 14) длится 15 минут. СПУ готовят для НО к оперативному совещание предварительные предложения по возможному формированию критических и подкритических работ с целью выполнения директивных сроков строительства очередей (форма 2,прил.12,ч. II,с.23).

Пятый этап (работы 16,17) длится 30 минут. На оперативном совещании НО, ориентируясь на имеющийся премиальный фонд за ввод объекта в срок, объявляет выделяемый им ответственным исполнителям размер премии в баллах за форсирование критических и подкритических работ. Рекомендуется направлять на премирование исполнителей около 60 % выделенного начальником комплекса фонда. Размер фонда может быть увеличен при условии, если начальник комплекса на основе анализа сетей (работа 14) принял решение о досрочном вводе комплекса. При этом требуется, чтобы основные очереди по всем объектам имели одинаковый срок сокращения (нужен ввод комплекса); аналогичный порядок сохраняется по переходящим очередям; по задельным очередям допускается различное сокращение сроков.

Ожидаемые размеры увеличения фонда: по 10 баллов за каждый день сокращения ввода основной и переходящей очередей объекта; по 6 баллов- за день сокращения строительства на задельной очереди.

Целью совещания в этом случае является не только соблюдение, но и соответствующее сокращение директивного срока.

Ответственные исполнители, каждый раздельно, подают свои предложения по сокращению критических (если нужно и подкритических) работ по ф.2,прил.12,ч. II, с.23).В форме указывается также «цена» в баллах, которую они требуют за проектируемые меры (графа 6).

Начальник объекта, на основе рекомендаций СПУ и предложений исполнителей, решает, какие из предложений принять - с фиксированием решения в "Предложениях" (ф.2) за подписью СПУ.

Если предложения не устраивают начальника объекта (запрашиваемая "цена", недостаточное сокращение сроков и т.п.), это сообщается ответственным исполнителям, объявляется новый или прежний размер премии и предлагается вновь подать предложения.

Данные циклы совещания повторяются до тех пор, пока начальник объекта не примет окончательного решения.

На оперативном совещании наиболее ярко выявляются противоречия в интересах начальника объекта и ответственных исполнителей. Ответственным исполнителям следует помнить, что хотя при переходе на сокращение длительности работ у них ухудшается вероятность выдержать запланированные длительности, тем не менее, иного пути получения баллов, кроме сокращения срока ввода очереди, у них нет.

В окончание этапа "предложения" по ф.2 с решениями руководителя, штрафами, итогом передается для учета результатов начальнику комплекса.

За ошибки в проведении оперативного совещания начальник объекта штрафуется начальником комплекса.

Шестой этап (работы 18,19) длится 30 минут.

Цель работы 18 - исключение отрицательных резервов времени работ, что и будет означать соблюдение или сокращение директивных сроков. Если цель не будет достигнута, то необходимо проведение нового оперативного совещания. Участникам игры следует учитывать большой размер штрафа за наличие отрицательных резервов и снятие выделенного премиального фонда.

В целом длительность блоков I и II с учетом времени на инструктажи, и ожидание отстающих участников составляет 7-8 академических часов.

Блок III - оперативное управление – включает 6 этапов. Блок III обычно повторяется трижды. В первом из этих циклов работы 20-22 исключаются. По длительности блок III в первый раз отнимает до 3 часов, во второй - до 2, в третий – 30-45 минут.

На первом этапе (работы 23-24), занимающем 20 минут НК объявляет, на какой день снимается информация. Ответственные исполнители заполняют первые четыре графы отчета о ходе работ (ф.3. прил.,13,ч. II, с.24), включая работы периода съема информации, т.е. до работы, позднее начало которой, превышает дату дня съема информации. Если этот день "проходит" непосредственно по работе, то исполнитель вычисляет поздние начала работ на захватках.

Извлечением по каждой работе отчетного периода карты из колоды-генератора случайных ситуаций, предложенной начальником комплекса, исполнитель получает прогноз ее выполнения за отчетный период (т.е. как она выполнялась бы без принятия каких-либо дополнительных мер). При этом заполняется графа 5 ф.3.

На втором этапе, отнимающем 40-50 минут, ответственные исполнители, получив подобные сведения по «своим», вошедшим в отчет работам, прежде всего решают, нужны ли какие-либо дополнительные меры, т.е. можно ли и следует ли ликвидировать или уменьшить отставание по своевременно выполняемым работам, чтобы избежать штрафа, если эти работы получат при расчете на третьем этапе отрицательные резервы времени.

Такая ликвидация (уменьшение) отставания может быть результатом ряда мероприятий. Одни из них, не требующие передачи данному ответственному исполнителю дополнительных ресурсов, не штрафуются. К ним относится, в частности, переброска ресурсов с других своих работ. В этом случае условно считается, что единицу времени отстающей работы ответственный исполнитель может "купить" - за счет единицы времени другой своей, параллельно ведущейся работы, потребляющей тот же ресурс; однако, если при расчете окажется, что "удлинившаяся" работа получила отрицательный резерв, она будет оштрафована на число забранных у нее дней (при составлении отчета - ответственный исполнитель запишет по каждой из работ - как "удлинившейся", так и "ускоренной" - созданное им новое положение; если, например, работа А велась своевременно, а работа Б отстала на 2 дня, то, перебросив эти два дня с работ А на работу Б, запишем, что А отстает на 2 дня, а Б ведется своевременно).

Другие мероприятия, требующие привлечения ресурсов извне, штрафуются. Примером может служить переход (в пределах нормальных режимов) от большей продолжительности к меньшей с передачей в фонд руководства объекта соответствующего количества баллов (например, по 2 балла за переход от максимальной к средней или от средней к минимальной и 4 балла за переход сразу от максимальной к минимальной длительности) Возможно, если работа уже велась с минимальной продолжительностью, применение аварийного сокращения с выплатой штрафов, указанных в приложении 5 (ч. II, с.9) требует также затрат - размер которых определяется договоренностью с другими исполнителями - переброска ресурсов сходного типа от одного исполнителя к другому (в том числе и от исполнителя с другого объекта). На этом этапе чрезвычайно важную роль играют руководители организаций, которые помогают "своим" ответственным исполнителям найти и принять наиболее эффективные меры. Они, в частности, помогают однопрофильным исполнителям войти в контакт друг с другом и маневрировать ресурсами вместо привлечения дополнительных ресурсов с выплатой штрафов.

В конце этапа ответственные исполнители заполняют и представляют в службу системы СПУ "своего" объекта оперативную информацию - отчеты о ходе работ (ф.3).

На третьем этапе, требующем 30-45 минут, служба системы СПУ каждого объекта проверяет и анализирует отчеты ответственных исполнителей, предлагая при наличии ошибок переработать и налагая за это штрафы, согласно прил. 4, с фиксацией их в отчетах ответственных исполнителей (графа 12, форма 3).

Затем служба системы объекта фиксирует на сетевой модели происшедшие изменения и пересчитывает сетевую модель.

Далее объектная служба системы СПУ взыскивает со "своих" ответственных исполнителей, согласно прил.5, штрафы за несвоевременно выполненные работы, если эти запоздавшие работы в результате пересчета сети получили отрицательные полные резервы (заполняется графа II формы 3).

Если по какой-либо работе отрицательный резерв меньше числа дней отставания, то в качестве дней отставания учитывают этот резерв. Указанные штрафы фиксируются в отчетах ответственных исполнителей и поступают на пополнение премиального фонда руководства объекта.

Если ответственный исполнитель до передачи отчета в службу СПУ принял меры по сокращенно продолжительности работа в пределах нормальных (неаварийных) вариантов, он перелает в фонд объекта баллы, получаемые за переход на меньшую продолжительность (прил.5,ч. II, с.9).

Если же он применил аварийное сокращение (прил.5,гр.13, l4,I5), тo соответствующие штрафные баллы также передаются в премиальный фонд объекта (естественно, что аварийный режим целесообразно применять при желании дополнительно сократить ранее принятую минимальную продолжительность в нормальном режиме).

Эти санкции налагаются независимо от того, получила ли данная работа отрицательный резерв, поскольку ее ускорение потребовало дополнительных затрат и привлечения дополнительных ресурсов (организация ночных смен и т.п.). Санкции не налагаются лишь в тех случаях, когда исполнитель ликвидировал отставание без привлечения дополнительных ресурсов извне (маневрировал имеющимися ресурсами).

Руководство объекта контролирует исполнение функций службы системы на третьем этапе и при необходимости штрафует и настаивает на переработке. Контрольную проверку производит руководство комплекса.

Четвертый, пятый и шестой этапы аналогичны одноименным этапам, реализуемым в блоке II. В процессе деловой игры для улучшения отработки навыков оперативного управления рекомендуется блок III повторить не менее 2-х - 3-х раз, после чего можно считать игру завершенной.

Блок IV - анализ и оценка результатов. В этом блоке по форме прил.15 и 16 ведется учет баллов по каждому участнику, а в конце игры подсчитываются результаты и формулируются общие замечания начальника комплекса.

Практически блоки III и IV занимают весь второй день игры (примерно 6 учебных часов).

6.Инструкции участникам игры.

Пользуясь данным разделом, нужно опираться на предшествующие разделы методических указаний (в первую очередь - разделы 3 и 5).

6.1. Инструкция ответственному исполнителю.

6.1.1. Работа 9 блок-схемы деловой игры

Получите в службе СПУ исходные данные для первичных сетевых моделей, изучите их, если есть неясности - обратитесь в службу СПУ. Пользуясь прил. 8 и 9 (ч. II, с.19-20). Составьте по 2 экз. первичных сетей и по I экз. ведомости к ним на комплексы своих работ по возводимым очередям. Выполнив работы, передайте по экземпляру сетей и ведомостей в службу СПУ. Не забудьте подписаться под передаваемой документацией. По замечаниям службы СПУ внесите изменениям документацию (если это целесообразно, и с вашей точки зрения).

Вопросы о штрафах, налагаемых на Вас за допущенные ошибки, рассматривает начальник комплекса. Помните, что его консультации по вопросам составления и расчета сетей платны.

6.1.2. Работа 16.

Со сшитых комплексных сетей очередей перенесите результаты расчетов карандашом на свои экземпляры первичных сетей. На оперативном совещании выслушайте предложения руководства объекта о сокращении длительностей работ, имеющих отрицательные резервы, и выделяемом для этого премиальном фонде. Продумайте, продолжительности каких из Ваших работ, получивших отрицательные резервы, и за какую "цену'' Вы готовы сократить; передайте Ваше предложение в письменной форме руководству объекта. При этом учтите, что сокращение влечет за собой, с одной стороны, получение дополнительных, баллов, с другой - увеличение риска в будущем не соблюсти сокращенную продолжительность и подвергнуться штрафам. Взвесьте эти противоречивые обстоятельства и решите за какую «цену» и по каким работам стоит рискнуть.

6.1.3. На каждом цикле стадии оперативного управлении (блок III) вычислите поздние начала тех Ваших работ, которые должны назначаться ранее срока оперативного управления» (например, 30 дня).

Составьте «отчет о ходе работ».

Прежде всего заполните графы 1,2. Помните, что в графе 2 должны быть указаны коды всех без исключения работ с разбивкой по захваткам, включая поставки, срок и начала которых меньше данного срока составления отчетов (например, 30 дня). В графе 4 следует зафиксировать длительность, с учетом сокращений, принятых на предыдущих оперативных совещаниях. Фиксируя в графе 4 длительность, укажите рядом в скобках, какая она - максимальная, средняя или минимальная.

Извлеките по каждой "своей" работе наугад одну карту из предложенной Вам начальником комплекса соответствующей колоды и занесите то, что в ней написано, в графу 5 «отчета» ( прочерк, если отставания нет» количество дней отставания со знаком «плюс», если соответствующее число указано в вытащенной наугад карте). «Своими» Вы должны считать и поставки, обеспечивающими теми или иными ресурсами Ваши работы. Отставание поставки приплюсовывается к отставанию работы, которую она обеспечивает (в графе 5,приложения 15).

Подумайте, не следует ли каким-нибудь образом форсировать работы, по которым, как показали извлеченные из колод карты, наметилось отставание, зафиксированное в графе 5 помните, что если из-за этого отставания работа при последующем расчете сети получит отрицательный резерв, на Вас будет наложен значительный штраф в соответствии с данными граф 2-4, 6-8, 10-12, прил. 5. Если Вы сочтете необходимым форсировать ту или иную работу, то есть ликвидировать или уменьшить образовавшееся отставание, попытайтесь сперва сделать это за счет дней другой работы, потребляющей сходный основной ресурс (вы знаете его из данных приложения.7) В этом случае Вам не придется ничего «платить» за сокращение, а проведенные мероприятия отмечаются в графе 8. Если окажется, что такой «бесплатный» путь невозможен (например, из-за отсутствия работ, использующих сходные ресурс, или недопустимости их удлинения в связи с риском получить потом отрицательные полные резервы), а продолжительность работы все же необходимо сократить, придется воспользоваться одним из "платных" путей. В этом случае сначала посмотрите, нельзя ли просто перейти на вариант меньшей длительности (например, от макс. к ср. или от ср. к мин. в соответствии с исходными данными прил.7).Если возможно, зафиксируйте новую длительность в графе 6 прил.14 и запишите с отрицательным знаком штраф в графе 10 (правила начисления штрафов приведены в пояснении к прил.14).Понятно, что если по рассматриваемой работе в графе 4 уже была зафиксирована минимальная продолжительность, нельзя применить переход на еще меньшую. Единственный выход при необходимости все же сократить "любыми средствами" - без обращения за помощью к другим исполнителям - переход на аварийный режим в соответствие с данными граф 13-15 прил.5.Сведения о числе дней аварийного сокращения запишите с отрицательным знаком в графе 7,а положенный штраф - в графу 10 прил.13.

Еще один возможный вариант - обращение за помощью к другим исполнителям, в т.ч. и к одноименным исполнителям на других объектах комплекса. В этом случае Вы обращаетесь к ним с вопросом - кто и за какую "плату" желает "продать" дни по работе, потребляющей сходный ресурс. Если будет достигнута договоренность, она фиксируется в Вашей и его отчетах в графе 8, прил.13, причем в знаменателе указывается не только работа, с которой или на которую переданы дни, но и в скобках код ее ответственного исполнителя. Кроме того, в графу 10 отчета исполнителя "купившего" дни, заносится "цена покупки" со знаком минус, а отчета исполнителя, продавшего дни, тоже число со знаком плюс.

Заметим, что найти подходящего партнера по маневрированию ресурсами Вам поможет руководитель Вашей организации, который заинтересован в налаживании контактов.

Занесите в графу 9 прил.13 окончательную продолжительность работы по данным граф 6-8. Она есть не что иное, как сумма данных граф 4,5,7,8, взятых с их знаками (в скобках указывается оставшееся отставание - разность данных граф 9 и 4). Исключение составляют работы, по которым предпринят переход на меньшую длительность, зафиксированную в графе 6; в этих случаях в графу 8 заносится cyммa данных граф 5 и 6, а в скобках указывается 0, если число в графе 9 меньше числа в графе 4, или разность этих двух чисел - в противном случае.

Один экз. подписанного отчета с заполненными графами 1-10 передайте в службу системы СПУ Вашего объекта.

Выслушайте замечания службы СПУ по Вашему отчету и внесите, если это целесообразно, требуемые изменения в оба экз. (I верните в службу системы). 3апишите в графу 12 своего экз. отчета штрафы, наложенные службой системы СПУ за допущенные ошибки.

На оперативном совещании, созванном руководством объекта:

а) получите сведения о ранних и поздних сроках свершения "своих" работ, а также полных и свободных резервах "своих" работ и запишите их карандашом на своем экз. первичной сетевой модели. Отметьте в графе II штрафы, наложенные службой системы СПУ объекта за образование отрицательных резервов;

б) выслушайте предложения руководства о сокращении работ, имеющих отрицательные резервы и выделяемом для этого премиальном фонде (возможна попытка дальнейшего сокращения продолжительности строительства объекта);

в) продумайте продолжительности каких из Ваших работ, получивших отрицательные резервы, и за какую "цену" Вы готовы сократить (помните, что это могут быть только еще не попавшие в отчет, т.е. будущие работы); передайте Ваше предложение в письменной форме (см. ч. II прил.13 с.24) руководству объекта. При этом учтите, что сокращение влечет за собой, с одной стороны, получение дополнительных баллов, с другой - увеличение риска в будущем не соблюсти сокращенную продолжительность и подвергнуться штрафам (приложение 5, ч.II, с.10). Взвесьте эти противоречивые обстоятельства и решите, за какую "цену" и по каким работам стоит рискнуть. Не забудьте, что из Ваших дополнительных баллов будут вычтены баллы за переход на меньшую длительность (графа 10 прил.13);

г) выслушайте окончательное решение руководства объекта о сокращении длительностей тех или иных работ и начислении соответствующих премий и внесите соответствующие сведения в свой экз. отчета (приложение 13, графа 12 ) и в первичную сетевую модель. Подсчитайте итог по всем премиям и штрафам в своём экз. отчета и зафиксируйте его, предварительно сверив в службе системы СПУ. Этим итогом оценивается качество Ваших решений на данном цикле игры. Из итога вычтите часть, установленную в начале игры для руководства Вашей организации.

6.2. Инструкция службе системы СПУ объекта

6.2.1. На стадии исходного планирования (блок II)

Подготовьте и выдайте ответственным исполнителям задания на составление первичных сетевых моделей и ведомостей к ним согласно приложению 6. Зафиксируйте на листке бумаги штрафы, наложенные на Вас руководством объекта за ошибки при выдаче заданий, и внесите требуемые исправления.

Проверьте представленные ответственными исполнителями первичные сетевые модели и ведомости к ним (приложение 12), при наличии ошибок и нарушений наложите штрафы в соответствии с приложением 4 и предложите откорректировать. Штрафы зафиксируйте в правой части ведомости.

"Сшейте" первичные сетевые модели в сетевую модель объекта в соответствии с приложением 10.

Произведите расчет временных параметров сетевой модели объекта. Зафиксируйте результаты расчета на сетевой модели и покажите руководству объекта. Выслушайте замечания руководства, внесите необходимые уточнения запишите на листке бумаги наложенные на Вас руководством объекта штрафы за допущенные ошибки.

Проанализируйте окончательные результаты расчета и подготовьте для руководства объекта предварительные предложения по внесению необходимых изменений в сетевую модель (согласно приложению 12).

Участвуйте в совещании, выполняя по заданию руководства анализ предлагаемых мероприятий. Зафиксируйте в форме «I» приложения 11 принятые решения по сокращению длительностей отдельных работ и размерах премий (не забудьте из премий сразу же вычесть баллы за сокращение длительности-графа 7 формы I приложения 11). Учтите новые длительности в сетевой модели объекта, a также зафиксируйте в ней, выполнив необходимые пересчеты, новые временные параметры.

Проконтролируйте внесение аналогичных данных в первичные сети и ведомости ответственных исполнителей.

Подведите итоги по набранным баллам в ведомостях ответственных исполнителей, вычтите из этих итогов часть, отчисляемую руководителям соответствующих организаций.

6.2.2. На каждом цикле стадии оперативного управления (блок III) получите от ответственных исполнителей в одном экз. отчеты о ходе работ (приложение 13), проверьте их, дайте свои замечания и зафиксируйте в графе 12 наложенные Вами штрафы за ошибки в отчетах.

Повторно соберите отчеты, по которым вносились изменения в соответствии с Вашими замечаниями.

Зафиксируйте на сетевой модели объекта изменения, вытекающие из полученных отчетов (новые длительности работ - графа 9 приложения 13)

Произведите расчет временных параметров сетевой модели объекта с помощью алгоритма, приведенного в приложении 11 (с учетом директивных указаний и приложения 10). Зафиксируйте результаты расчета на сетевой модели и покажите руководству объекта. Выслушайте замечания руководства, внесите необходимые уточнения и запишите на листке бумаги наложенные на Вас руководством штрафы за допущенные ошибки. Зафиксируйте в графах 10 приложения 10 штрафы, налагаемые на исполнителей за образование отрицательных резервов.

Проанализируйте окончательные результаты расчета и подготовьте для руководства объекта предварительные предложения по внесению необходимых изменений в сетевую модель (согласно приложению 12).

Участвуйте в совещании, выполняя по заданию руководства анализ предлагаемых мероприятий. Зафиксируйте в приложении 13 (графы 9 и 12) принятые решения по сокращению длительностей отдельных работ и размерах премий. Учтите эти новые длительности в сетевой модели объекта, а также зафиксируйте в ней, выполнив необходимые пересчеты, новые временные параметры.

Проконтролируйте внесение аналогичных данных в первичные сети и отчеты ответственных исполнителей.

Из итога, зафиксированного в каждом отчете, вычтите часть, передаваемую руководителю соответствующей организации.

6.3 Инструкция руководителя объекта

6.3.1. При подготовке к деловой игре (блок I)

Изучите принципы, разработанные руководством комплекса, и документации по объекту, к строительству которого приступаете (планы и разрезы, отдельные конструктивные элементы, перечень работ, представленный в приложении 7).

Выделите комплексы работ, поручаемых отдельным ответственным исполнителям (например, нулевой цикл, возведение коробки и т.п.).

Назначьте по каждому комплексу работ ответственного исполнителя, а также объектную службу системы СПУ (2-3 чел.).

Разработайте и изложите на бумаге наиболее важные и общие для всех ответственных исполнителей принципы строительства объекта (деление на участки захватки, очередность их возведения и т.п.).

Покажите подготовленный материал руководству комплекса, выслушайте его замечания и внесите необходимые исправления. Помните, что за допущенные ошибки руководство комплекса может Вас оштрафовать в соответствии с приложением 4.

Сообщите участникам строительства "своего" объекта принятие Вами решения, убедитесь, что они правильно поняты, передайте службе системы СПУ материалы, которые должны быть розданы ответственным исполнителям.

6.3.2.На стадии исходного планирования (блок II)

Проконтролируйте полноту, правильность и своевременность выдачи службой системы СПУ на объекте заданий ответственным исполнителям, при необходимости предложите переделать и наложите штрафы согласно приложению 4.

Проверьте правильность и своевременность выполнения службой системы "сшивки" сетевой модели объекта и расчета ее временных параметров (приложения 10 ч.II стр.21).

При обнаружении ошибок или недоработок Вы должны настоять на переделках и исправлениях и наложить штрафы в соответствии с приложением 4. Если Вы этого не сделаете во время, то будете оштрафованы руководством комплекса.

Проанализируйте результаты расчета сетевой модели объекта и предварительные предложения по внесению необходимых изменений, представленные Вам службой системы объекта согласно приложению 12. Определите свою позицию на предстоящем оперативном совещании, ориентируясь на приложение 3. Наметьте размер выделяемой Вами на этот раз премии для ликвидации отрицательных резервов.

Проведите совместно со своей службой СПУ совещание всех ответственных исполнителей, по работам которых выявлены отрицательные резервы времени (в совещании по своему усмотрению могут участвовать и руководители организаций).

При проведении совещания:

а) огласите общий размер выделяемой на данной стадии премии за форсирование работ, имевших отрицательной резерв, (а также положительный, если руководством комплекса принято решение "проиграть" вариант досрочной сдачи объекта с учетом данных приложения 3);

б) предложите ответственным исполнителям в письменной форме, не консультируясь друг с другом, сообщить Вам за какую "цену" и на какое количество единиц времени они готовы сократить длительность тех или иных работ;

в) проанализируйте полученные предложения и, проконсультировавшись со службой системы СПУ объекта, решите, какие из предложений Вы примете (свои предложения цены навязывать запрещается).

Если внесенные предложения почему-либо Вас не устраивают или в соответствии с решением руководства комплекса необходимо обеспечить досрочную сдачу объекта, объявите об этом присутствующим, назначьте новые условия и проведите второй тур совещания. В необходимых случаях количество туров может быть и большим, чем два;

г) объявите окончательно принятие решения и предложите службе системы СПУ зафиксировать их на сетевой модели объекта, а соответствующим ответственным исполнителям - в своих экземплярах первичных сетевых моделей.

Утвердите измененную сетевую модель объекта.

5. Выслушайте замечания руководства комплекса по проведению совещания, при этом помните, что руководстве комплекса вправе Вас оштрафовать за допущенные ошибки (согласно приложению 4).

6.3.3. На каждом цикле стадии оперативного управления (блок III) выслушайте и примите к исполнению сообщение руководства комплекса о новых решениях, принятых вышестоящими инстанциями (перенос директивных сроков и т.п.).

Проконтролируйте, правильно ли выполняет свои функции служба системы СПУ вашего объекта по проверке и анализу отчетов ответственных исполнителей, фиксации на сетевой модели происшедших изменений, расчету сети.

При необходимости потребуйте исправления допущенных службой системы СПУ ошибок и наложите на нее штрафы согласно приложению 4. Помните, что Вашу деятельность контролирует руководство комплекса.

Проанализируйте результаты расчета сетевой модели объекта и предварительные предложения по внесению необходимых изменений, представленные Вам службой системы СПУ согласно приложению 13. Определите свою позицию на предстоящем оперативном, совещании, ориентируясь на приложение 3. Наметьте размер выделяемой на этот раз Вами премии для ликвидации отрицательных резервов (а также положительных, если руководством комплекса принято решение о досрочном завершении стройки). Проведите совместно со службой системы СПУ оперативное совещание всех ответственных исполнителей, по работам которых выявлены отрицательные резервы времени (в совещании по своему усмотрению могут участвовать и руководители организаций)

При проведении совещания:

А) огласите общий размер выделяемой на данной стадии премии за форсирование работ, имеющих отрицательный резерв, (а также положительный, если решено « проиграть» вариант досрочной сдачи объекта с учетом данных приложения 3);

Б) предложите ответственным исполнителям в письменной форме, не консультируясь друг с другом, сообщить Вам, за какую «цену» и на какое количество единиц времени они готовы сократить длительность тех, или иных работ;

В) проанализируйте полученные предложения и, проконсультировавшись со службой системы СПУ объекта, решите какие из предложений Вы примете (не навязывая своих предложений и цен).

Если внесенные предложения почему- либо вас не устраивают или Вы в соответствии с решением руководства комплекса попытаетесь обеспечить досрочную сдачу объекта, объявите об этом присутствующим, назначьте новые условия и проведите второй тур совещания. В необходимых случаях количество туров может быть и большим, чем два;

Г) объявите окончательно принятые решения и предложите службе системы СПУ зафиксировать их в форме приложения 12 (графы 5 и 12), а также на сетевой модели объекта, а соответствующим ответственным исполнителям - в своих экземплярах этой формы и на первичных сетевых моделях.

Утвердите измененную сетевую модель объекта.

Выслушайте замечания, руководство комплекса вправе Вас оштрафовать за допущенные ошибки (согласно приложению 4).

7.Возможное усложнение игры, допускаемые изменения.

7.1. В исходном варианте увязка между очередями объекта по срокам предельно минимальна и наблюдается только на блоке подготовки. Возможна увязка между всеми очередями введением ограничений "сверху" и "снизу" либо сшивкой комплексных сетей очередей в много сетевую модель объекта.

7.2. Возможно ограничение маневрирования ресурсами введением условия обязательной одновременности выполнения работ, которые обмениваются ресурсами.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение …………………………………………………………3

1.Общие положения…………………………………….………....4

2.Функции участников игры…………....………………….……..5

3. Интересы и критерии участников игры.

Источники получения и потери баллов……..……….……6

4.Исходные данные……..………………………….……....….…..8

5.Процесс деловой игры, блок схема деловой игры……......…...8

6.Инструкцииучастникам игры………………….………...…....16

7. Возможные усложнения и изменения игры……………..…..25

Наши рекомендации