Когда говорят деньги, музы молчат
Смерть архитектуры и перспективы свинарников
Игра образов
Микрорайон «Крутые Ключи» в Самаре
Какие «архитектурные» образы возникают у Вас от этого «произведения» современного российского «урбанизма»?
ХРУЩЁБЫ? Побойтесь Бога, которого нет, как утверждали ныне поголовно верующие коммунисты. При них, коммунистах, такого ужаса быть не могло. Застройкой микрорайонов занимались проверенные опытные архитекторы-градостроители, старавшиеся всеми силами сыграть «застывшую музыку» на одной – двух нотах типовых проектов. Здесь применялось масса хитроумных приёмов расстановки типовых пяти и девятиэтажных домов, долженствующих придать гуманность бесчеловечным произведениям ДСК: каре, клеточка, лесенка, змейка, диагональ и т.д. Между, утопающими в зелени жилыми коробками обязательно размешались коробочки детсадов, школ и магазинов, составляя нечто вроде архитектурной композиции, ранее именовавшейся «ансамблем» (в воспоминание о бывшем искусстве архитектуры).++++++++
Цветные ограждения балконов (из волнистого пластика), ящики с цветами на всех балконах, плескательные бассейны во дворах (воспоминание о фонтанах в дворах сталинских домов), все это художественно контрастировало с ободранными панелями и «живописными» черными пятнами мастики в швах между ними. Да по сравнению с нынешними произведениями «девелоперского» искусства хрущевские районы просто образцы хорошего вкуса и гуманной среды жизнедеятельности.
Девятый квартал района «Новые Черемушки» ныне снесенный
Но главное, тогда были, ныне отмененные, нормы плотности, не допускавшие чрезмерной скученности населения, обеспечивающие ощущения простора и связи с природой. Нет, это не ХРУЩЕБЫ.
Может это КАЗАРМЫ? Похоже, но не очень. Между казармами всегда оставляли большие пространства со спортивными снарядами, а в центре большой плац для построений и парадов. По уровню концентрации «населения» это ближе к БАРАКАМ КОНЦЛАГЕРЯ. Но не совсем – нет колючей проволоки с вышками, плаца для поверки и, главное, крематория. Нет барачной «композиции». Это нечто из промышленного, а вернее из агропромышленного строительства. Типа ПТИЧНИКОВ или КОРОВНИКОВ. СВИНАРНИКИ! Вот точный «архитектурный» образ. Ряды из десятков одинаковых зданий «облыжной» архитектуры – свиньи в композиции разбираются хуже, чем в апельсине. Минимальные расстояния между зданиями для выгула скотины, прямые проезды для подвоза кормов. Пусть отъедаются и дают щетину и сало к рождеству. А еще лучше проценты по ипотеке.
Наука утверждает, что люди очень похожи на свиней по своим физиологическим данным. И жить они будут как свиньи, если к ним относиться как к скотине. Очень и очень скоро этот и подобные ему районы станут головной болью для властей города и госорганов. Типичная для бараков и районов «хрущёб» агрессия, хулиганство и вандализм покажутся детскими игрушками по сравнению с нравами обитателей подобных «сельхоз сооружений». «Сэкономленные» на проектировании этих районов деньги обернутся в десятки и сотни раз большими тратами государства.
Унылая, однообразная и безобразная среда действует на человека угнетающе, пробуждая злость и агрессию. Это непреложный закон, доказанный всем мировым опытом, действующий независимо от того, знают или не знают о нем власти какой-ли бо «развивающейся» страны.
Жилой комплекс «Red Roads» в Глазго взорвут 23.08.2014.
Но по уровню концентрации обитателей микрорайон «Крутые Ключи» вовсе не рекордсмен. Гораздо круче его район с замечательно красноречивым названием «Перспективный» в Ставрополе. Здесь уместен еще один образ – ТЮРЬМА.++++++++
Микрорайон «Перспективный» в Ставрополе
Но и эта перспектива «Перспективного» бледно выглядит по сравнению с другими, более перспективными «инвестиционно привлекательными» местами. Это и есть ближайшая перспектива развития российского градостроительства, плавно перетекшего в «урбанизм», теперь уже без архитектуры.+
Жилой комплекс «Ямайка» в Сочи
Искусства без ОБРАЗОВ не существует, но образы остаются даже тогда, когда архитектура, как искусство, уничтожена. ОБРАЗЫ архитектуры возникают и захватывают сознание масс даже тогда, когда «ГРАДОНАЧАЛЬНИК» ничего об архитектуре не знает и знать не желает.++++++++
Помните героического градоначальника Угрюм-Бурчеева, который, не подозревая этого был коммунистом, еще в то время, когда «ничего не было известно ни о коммунистах, ни о социалистах, ни о так называемых нивелляторах вообще». Он вошел в историю города Глупова поворотом вспять реки, сносом старого города, строительством его на новом, ровном месте с прокладкой только прямых улиц, и переименованием его в Непреклонск. А еще он упразднил летосчисление и все старые праздники, учредив два новых: один весенний в «приготовление к предстоящим бедам», другой осенний в воспоминание «о бедствиях, уже испытанных». От будней эти праздники отличались только «усиленным упражнением в маршировке».
Вспомнили! Так вот: перед возбужденным до героизма воображением этого прохвоста всегда стоял лучезарный «архитектурный» образ КА-ЗАР-МА. Потрясенный подвигами Угрюм-Бурчеева летописец оборвал свой труд фразой: «История прекратила течение своё», очевидно считая, что хуже уже не может быть ничего. Оптимист! Может быть, аж в два раза! Перед взором нынешних «градоначальников» стоят сразу два не менее лучезарных образа: СВИНАРНИК – для людей и ДВОРЕЦ в стиле «Людовик XIV» (на Лазурном Берегу) – для себя. Причем оба образа неразрывно связаны: не будет свинарника – не будет дворца.
2. «Так скажите, зачем и кому это нужно?»
Понятно, что «концентрация населения» повышает плотность застройки, обеспечивает «эффективность инвестиций». А в условиях отсутствия «рынка покупателя», но при либеральных рыночных законах (отмененных нормах плотности) было бы грешно не воспользоваться этой головокружительной возможностью. Тем более, что наш, непривередливый, выросший в панельных домах покупатель при отсутствии выбора рано или поздно все равно купит все с любым качеством архитектуры и без неё вообще.
Понятно, что строить школы и детские сады за счет инвесторов для них крайне не выгодно и естественно они будут всеми силами отбиваться от этих «обременений». Некомплексность застройки в России извечна и неистребима, как и сама жилищная проблема. Если коммунисты обещали обеспечить всех гражданам страны отдельными квартирами (в панельном доме) к 80-му году, и не смогли выполнить это обещание за все десятилетия индустриализации строительства (с 1956 года), то, сколько же понадобится для этого веков, если государство, кроме ипотеки ничего для решения жилищной проблемы делать не будет? Неужели вера во всемогущество свободного, не регулируемого ничем рынка, который САМ все урегулирует и обеспечит, ослепила нашу политическую «элиту», настолько, что она перестала видеть реальное положение дел?
Индустриализация строительства, оставившая на теле нашей городов уродливые шрамы, была нужна только для решения острейшей жилищной проблемы, а типовое проектирование было нужно только как инструмент индустриализации. В советские времена типовое проектирование оправдывалось необходимостью загрузки, пятисот государственных домостроительных комбинатов, гнавших на всю страну одинаковые индустриальные конструкции и типовые серии. Другие (кирпичные) дома фактически были запрещены и советский человек, получавший квартиру в типовом панельном доме бесплатно, не привык смотреть в зубы дареному коню.
Но ныне все советские ДСК либо разорились, либо реорганизовали своё производство под более гибкую технологию. Типовое проектирование потеряло всякий технологический и социальный смысл, так как теперь почти все строится из монолита, кирпича или металлоконструкций.
Стоимость строительства по индивидуальным проектам ничуть не дороже, чем строительство по типовым проектам. Более того, типовой проект годится только для строительства «в чистом поле». В условиях конкретного участка, при реконструкции жесткий, чаще всего упрощенный типовой проект априори не может влезть в участок без крупных потерь выхода площадей. То есть дать такую же эффективность как индивидуальный, учитывающий все особенности участка.
Типовое проектирование не имеет никакого экономического смысла для строительства.+
Типовое проектирование 50 – 90 годов нанесло колоссальный ущерб культуре нашей Родины, по сути, вычеркнув архитектуру из сферы искусства, до такой степени, что и простой гражданин и «элита» просто не могут поверить, что деятельность, в которой создаются чисто утилитарные панельные коробки, может порождать «произведения искусства».
В результате типового проектирования российские города потеряли свою индивидуальность и самобытность, а граждане России лишились понимания архитектуры как искусства, заодно, потеряв понятие «малая Родина», возможность любить и гордится своим замечательным и неповторимым городом.
Многократное однообразное повторение – убивает искусство. Комната с обоями сотни раз повторяющими гениальный портрет Джоконды превратится в «комнату ужаса» имени Леонардо да Винчи. Типовой проект в сложившейся исторической среде, особенно в зонах регулирования застройки объектов культурного наследия – памятников архитектуры, признаваемой искусством вообще вещь недопустимая, убивающая это искусство. А представить себе типовой театр или музей не могли даже самые бесчувственные чиновники во времена всеобщего засилья «типовухи».
«Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства» определено Основами государственной культурной политики. Но на практике это не только ничем не подкрепляются, а напротив, практически зачеркиваются текущей градостроительной политикой государства. Типовое проектирование и искусство – вещи, несовместимые и взаимоисключающие; оно уничтожает культуру и имеет только разрушительное значение для социальной сферы и культуры народа.
Типовое проектирования нет ни в одной развитой цивилизованной стране, Это абсолютно явный анахронизм советского времени и, тем не менее, определенные силы усиленно его лоббируют, бесстыдно пользуясь близостью к власти и некомпетентностью политиков в этом специфическом вопросе. И пусть кто-нибудь попробует доказать обратное!
Ругая архитектуру и градостроительство советского периода, правящая элита обвиняет российских архитекторов как раз в тех особенностях советского градостроительства, которые она сегодня сама насильственно навязывает обществу и архитекторам. Вместо того, чтобы по примеру многих стран Европы запретить строительство двух одинаковых зданий в одном городе, государство издает законы, навязывающие обществу типовое проектирование и буквально убивающие архитектуру и культуру вообще.
Так зачем же надо опять наступать на грабли, повторяя сотни раз один и тот же дом, прямо скажем, совсем некачественной архитектуры? Зачем реанимировать полностью изживший себя институт типового проектирования. Зачем дискредитировать современную российскую архитектуру и уродовать города нашей Родины?
Смешной вопрос. Ради прибыли. Так как декларация об экономической эффективности строительства по типовым проектам это ЛОЖЬ, то остается только одна причина – экономия на проектировании и экспертизе. И все! Других причин нет и быть не может.
В советский период вся градостроительная политика государства была направлена на скорейшее решение жилищной проблемы, а культура приносилась в жертву этой цели. Ныне вся политика государства направлена только на освобождение крупного бизнеса от всякого регулирования и получение им максимальной прибыли от строительства. Ради этой великой цели можно принести в жертву ВСЁ!
И какой же размер этой самой прибыли, ради которой не жаль ни архитектуры, ни культуры, ни Родины? По официальной статистике в 2013 году стоимость всех проектных работ составляла 5 процентов от стоимости строительства. Но это еще до кризиса, буквально обрушившего цены на проектном рынке и включая все сложные, уникальные и престижные объекты: газопроводы, мосты, автодороги, олимпийские объекты, театры, музеи и, даже, Парламентский центр.
За проект (с рабочкой) для массового жилья и объектов соцкультбыта, еще три года назад платили около 1000 рублей за один метр квадратный проектируемого здания. Ныне никто не дает больше 400 - 600 рублей или 1,5 процентов от стоимости строительства. В условиях рухнувшего рубля и тяжелейшего инвестиционного кризиса, в Подмосковье, например, «гастарбайтеры» из соседних областей предлагают полный цикл проектных работ для строительства жилых многоэтажных домов за 240 рублей за метр квадратный! Качество этой «продукции» соответственное, но качество, для ослепленных образом «дворца» инвесторов не имеет никакого значения.
Однако «сэкономить» на типовом проекте можно не более одной трети этой суммы, так как генплан, сети, основания и фундаменты, первые этажи все равно «индивидуальные», и требуют прохождения экспертизы. Да и все остальное надо «привязывать» к месту, к возможностям подрядчика, зачастую очень сильно переработав типовой проект. Значит, общество должно мириться с ужасным качеством среды своей жизнедеятельности, нести гигантские социальные и культурные издержки, создавая антисоциальные условия и рассадники криминала, ради того, чтобы инвестор положил в карман 0,5 процента от стоимости строительства или 80 рублей с одного построенного метра квадратного!
Это как же нужно любить деньги и ненавидеть людей и свою землю?
Когда говорят деньги, музы молчат
Как могло случиться, что интересы общества, да и долгосрочные интересы самого государства стали подчинены интересам бизнеса, прежде всего крупного бизнеса? Как вся гигантская государственная машина стала обслуживать только этот бизнес, какими мелкими и недальновидными не были бы его цели? Почему государство стало абсолютно глухим к голосу профессионалов, пытающихся защитить интересы общества.
Дело в том, что архитектор, как любой профессионал, защищая общественные интересы, невольно входит в противоречие с бизнесом, мешая ему получить максимальную, ничем не ограниченную прибыль. Эта прибыль является целью господствующей партии Радикальных Рыночных Реформ России (РРРР). Надо непременно убрать любых профессионалов подальше от ушей власти, используя особую стратегию выдавливания из власти всех профессионалов, и замещения их менеджерами и топ менеджерами.
Не во всех сферах дело доведено до конца, но в архитектуре это удалось на 120 процентов. В Администрации Президента нет ни одного советника по архитекторе. В Правительстве Российской Федерации в Государственной думе и Совете Федерации нет ни одного профессионального архитектора-градостроителя. Но нет их и на других ветвях федеральной власти.
В кошмарном сне невозможно представить себе, например, Министерство Здравоохранения, переименованное в Министерство фармацевтической промышленности и обеспечения медицинских учреждений, в котором нет ни одного дипломированного врача. Или Министерство Юстиции без единого юриста, ставшее Министерством уголовно-исправительных учреждений, которому «в нагрузку» повесили «выработку и реализацию государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в сфере законности и правопорядка».
А вот Министерство Строительства и ЖКХ, выполняющее «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере архитектуры и градостроительства», есть.
И в нем нет ни одного архитектора или градостроителя, при том, что в предыдущем ответственном за архитектуру органе – Министерстве регионального развития было аж два замминистра с архитектурным образованием.
Хорошо в штате нет, так может есть нештатные общественные советники? И действительно при Минстрое, как при любом органе власти теперь, есть Общественный Совет, в президиуме которого …. тоже нет ни одного архитектора. Но зато при Общественном Совете Минстроя есть Комиссия в сфере градостроительной деятельности и архитектуры! Вот оно счастье, не может быть, чтобы и здесь не было ни одного архитектора. И действительно из 11 членов Комиссии два архитекторы: чудом занесенный сюда С.В. Гнедовский и …. Президент «Ассоциации генподрядчиков в строительстве» А.Ш. Шамузафаров, начинавший (мало кто знает) свою успешную карьеру за чертежной доской архитектором.
А остальные 82% или 91% (как считать?) членов Комиссии по архитектуре – представители крупного строительного бизнеса, зарабатывающие деньги на архитектуре и преследующие, волей неволей, свои бизнес-интересы, лишний раз доказывая факт полного слияния нашего «социального» государства с бизнесом. Даже тогда, когда отдельные члены Комиссии сочувственно относятся к бедам архитектуры, их голос просто тонет в голосах абсолютного, подавляющего большинства специалистов по получению прибыли от архитектуры.
Хоть оборись, все равно никто не услышит. Поэтому можно с архитектурой делать что угодно, посоветовавшись предварительно с крупными подрядчиками и девелоперами, что и привело к трагическим для профессии и общества последствиям.
Да и то сказать, что их, голодранцев слушать? В мире, в котором единственным критерием успешности являются деньги, где по выражению ныне сидящего «лучшего представителя» строительного бизнеса С. Полонского: «У кого нет миллиарда (наворованного как выясняется), тот пусть идет в ЖО-пи-пи», другого быть не может.