Регулирование права собственности и других вещных прав
7.1. Наиболее радикальные изменения: второй раздел части 1 ГК РФ будет иметь новую редакцию. Он будет называться «вещное право» и состоять из четырех разделов – владение, общие положения о вещном праве, право собственности, иные вещные права.
7.2. Владение: будет пониматься как фактическая позиция, а не как субъективное право. Это нужно для введения владельческой защиты, которая отсутствует в нашем законодательстве. Сейчас чтобы защитить нарушенное фактическое владение пострадавшее лицо сначала должно доказать наличие у него титула законного владельца либо собственника. А речь идет об оперативной защите именно владения от самоуправных действий иных лиц. Это будет обеспечено. Владение м.б. законным и незаконным, но защищаться должно всякое владение. Другое дело, что лицо, которое самоуправными действиями нарушает владение, может считать себя собственником. На этот случай сделана оговорка, что такое лицо может предъявить встречное требование о признании права либо о виндикации. Тогда спорная вещь подвергается судебному секвестру, т.е. передается на хранение третьему лицу до завершения рассмотрения спора. У фактического владельца будет возможность как требовать возврата вещи, так и прибегать к иным способам защиты, например оспаривать акты государственных органов, которые могут привести к нарушению владения. К требованиям о возврате вещи применены сокращенные сроки исковой давности.
7.3. Общие положения о вещном праве: вещные права будут устанавливаться исключительно кодексом, никакой другой закон ввести какое-либо новое вещное право будет не в состоянии. А вот осуществление вещных прав должно быть в соответствии с кодексом и принятыми в соответствии с ним законами.
7.4. Право собственности не подвергается серьезной ревизии. Единственное принципиальное изменение – специальное регулирование права собственности установлено для земельных участков и жилых помещений. В законопроекте будет предусмотрено право собственности на земельные участки и иные природные объекты. Отдельно будут нормы о праве собственности на здание, строение, сооружение и отдельное о ПС на нежилые и жилые помещения.
7.5. Регулирование иных ограниченных вещных прав: гораздо больше изменений по сравнению с правом собственности. Их перечень в кодексе явно неполный, более того, ошибка еще и в том, что он незакрытый. Теперь перечень будет закрытым. В нем появляются новые ограниченные вещные права на земельные участки, в частности – право застройки, которое возникает из соглашения с собственником на срок не менее 50 лет. Обладатель права застройки может изменять существо земельного участка, возводить и сносить по своему усмотрению различные здания, строения, сооружения. Право застройки не будет урегулировано так полно, как это сделано, например, в немецком гражданском праве: там само право застройки является объектом права собственности. Собственник отстраняется от участка на весь период действия права застройки. Он может только получать плату за предоставление участка, но никаких вещных прав на построенные объекты он не имеет до окончания действия права застройки. По окончании действия права, лицо, которому это право предоставлено, должно возвратить земельный участок собственнику со всем, что построено на нем, причем безвозмездно.
7.6. Введено право постоянного владения и пользования земельным участком. Также будет вводиться по соглашению с собственником на срок не мене 50 лет за плату, если законом не будет предусмотрена безвозмездность. Отличие от права застройки состоит в том, что обладатель этого прав не сможет менять существо земельного участка. Это право дает возможность использовать участок и извлекать плоды и доходы. Видимо на этом праве будут использоваться земли сельхозназначения, земли заказников, заповедников и т.д. Возможно, что эти права в определенной степени могут применяться к участкам недр, например для постройки подземных сооружений.
7.7. Кардинально меняется отношение к самовольной постройке. Сносить ее можно будет только если она несет угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права третьих лиц, либо возведено с нарушением строительных норм и правил. Отсутствие административных разрешений или возведение на неотведенном земельном участке не будет служить основанием к сносу.
8. Обязательство и договоры:здесь не будет революций, как в разделе о вещном праве. Изначально планировали немного усовершенствовать, но в итоге по-сути получилась новая редакция.
8.1. Прежде всего расширено понятие обязательства (ст. 307 ГК ). Сейчас в нем отсутствуют такие типичные действия должника как оказание услуг или внесение вклада в общее дело.
8.2. Будут регулироваться в виде отдельных обязательств натуральные обязательства, факультативные и альтернативные. Это решит, например, проблему с природой правоотношений сторон с момента подписания соглашения об отступном.
8.3. Есть необходимость исправить положения об исполнении обязательства, которая продиктована практикой. Все суды встречались с трудностью ст.314 ГК РФ, когда срок исполнения не определен либо определен моментом востребования. Там указано, что такое обязательство исполняется в разумный срок, а после истечения такого срока в семидневный срок с момента предъявления требования. Мало того, что нужно понять, что какой срок разумный, нужно еще понять, когда он окончился. Практика стремится к простоте: теперь обязательство исполняется семидневный срок после требования кредитора, но если кредитор в разумный срок такое требование не заявил, то у должника появляется право требовать от кредитора принятия исполнения.
8.4. Достигнута определенность с моментом и местом исполнения обязательства при использовании безналичной формы расчета: момент исполнения денежного обязательства при безналичном расчете – это момент поступления денег на корреспондентский счет банка получателя средств.
8.5. Ответственность за неисполнение обязательства (гл. 25 ГК РФ): появится новая статья – определение размера убытков. Впервые в законе раскрыт принцип полного возмещения убытков: это означает, что имущество кредитора должно быть поставлено в то положение, в котором оно находилось бы, если обязательство было бы исполнено надлежащим образом.
8.6. Проблема с убытками: суды отказывают в возмещении убытков, если не доказан их размер при всей очевидности самого нарушения и того обстоятельства, что такое нарушение не могло не причинить убытки. Но во многих случаях доказать точный размер, особенно когда речь идет об упущенной выгоде, нельзя. В дореволюционном российском законодательстве действовало правило: при очевидности причинения убытков суд не может отказать во взыскании убытков только по той причине, что отсутствует точная цифра убытков. Суд в этом случае должен сам определить размер убытков сообразно всем обстоятельствам дела. Данная норма была изложена на современном языке и стала одной из составляющих новой статьи об определении размера убытков.
8.7. Чтобы активизировать защиту нарушенных прав путем взыскания убытков в общих положениях устанавливается правило о возмещении конкретных и абстрактных убытков: если кредитор заключил другой договор вместо неисполненного должником и в ценах есть разница, то это и есть конкретные убытки. Абстрактные же – это когда кредитор не заключает новый договор, но представляет доказательства, что цена на такой товар выше сегодня, чем она была на момент расторжения договора – это абстрактнее убытки.
8.8. Что касается неустойки по ст.333 ГК РФ, то в законопроекте оставлено только одно маленькое но существенное изменение – добавлена фраза «по ходатайству стороны» в части уменьшения ее размера. Это сделано потому, что в практике право судов на уменьшение неустойки фактически сделали обязанностью. Чтобы этого не было, добавлена необходимость ходатайства стороны и соответственно доказывание этой стороной несоразмерности неустойки.
8.9. По неустойке в соотношении с процентами по ст.395 ГК РФ решили одну проблему: ст. 395 ГК РФ будет применяться только в том случае, если за нарушение обязательства не установлена неустойка законом или договором. В ст. 395 ГК РФ включена норма о запрете применения процентов на проценты, но для предпринимательских отношений это допустимо, если это прямо предусмотрено соглашением сторон или законом.
8.10. Отступное: сконструировали как реальную сделку – каким бы ни было соглашение, оно не порождает правоотношений вплоть до передачи отступного.
8.11. Зачет встречных однородных требований: обязательство прекращается в момент получения уведомления о зачете встречного требования. Такой вариант проще, чем принятый на сегодняшний день в доктрине и прктике.
8.12. Новация: всегда была путаница, потому что противоречие заложено в самой норме, т.к. новация – это соглашение о замене одного обязательства другим, в т.ч. об изменении порядка и способа исполнения. Но изменение порядка и способа – это вовсе не замена обязательства. ВАС РФ толковал таким образом, что для новации должен быть переход от одного вида обязательства к другому, что совеем не очевидно из содержания нормы. Поэтому изменение порядка и способа исполнения исключается из статьи и новация будет соглашением о замене одного обязательства другим.
8.13. Норма о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора изменена, добавлено «если иное не установлено законом и не противоречит существу отношений» (например при покупке собственного векселя).
8.14. Прощение долга будет считаться состоявшимся, если должник в разумный срок не возразит против освобождения его от обязанности.
8.15. Общие положения о договоре: здесь больше всего беспокоил рост количества дел о расторжении договора, признании их недействительными и незаключенными. Нет никакой стабильности гражданского оборота. Второй принципиальный вопрос – соотношение норм о договорах и норм о сделках. Договор безусловно – это двусторонняя/многосторонняя сделка, которая имеет такой видообразующий признак, как соглашении сторон. Но поскольку это особый вид сделок, то и нормы о сделках не должны напрямую применяться к договорам, их нужно применять через группу специальных правил, которые учитывают эту особенность договоров, как вида сделки. Однако, на сегодняшний день все нормы о недействительности сделок без всяких изъятий применяются к договорам.
8.16. Теперь в ст.420 ГК РФ появится норма о том, что нормы о сделках применяются к договорам не во всех случаях, а только если иное не установлено нормами кодекса об отдельных видах договоров и общими положениями кодекса о договорах. Таким образом будет поставлен некий фильтр.
8.17. В общие положения о договорах включены специальные нормы об их недействительности. Будет установлено, что лицо будет вправе предъявлять требование о признании договора недействительным лишь в том случае, если данное лицо не приняло исполнение по договору от контрагента полностью или частично. В этой же статье переворачивается презумпция применительно к договору, которая в ст. 168 ГК РФ остается неизменной для сделки – презумпция ничтожности сделки, противоречащей закону. Применительно к договорам установлено: договор, противоречащий закону, будет считаться оспоримым, если иное не установлено законом.
8.18. Во всяком случае сторонам будет предоставлено право своим соглашением определять последствия признания договора недействительным. Реституция по ст.167 ГК РФ будет применяться только если стороны не достигли такого соглашения.
8.19. Введена отдельная статья о признании договора незаключенным: то же правило, что и для недействительных договоров – сторона принявшая исполнение полностью или частично либо иным образом подтвердившая действие договора лишена права ставить вопрос о признании вопроса незаключенным. Если все таки есть право предъявить требование о признании договора незаключенным, то вторая сторона может предъявить возражения по данному условию договора и суд по ходатайству этой стороны может отказать в признании договора незаключенным и в решении определить отсутствующее существенное условие договора.
Эти нормы существенно укрепят стабильность договорных отношений и исключат ситуации, когда эти возможности используются исключительно недобросовестными должниками.
8.20. В общие нормы о договоре вводятся две новые типовые конструкции: рамочный договор (договор с открытыми условиями) и опционный договор. На основе рамочного договора заключаются конкретные договоры, а если в самом рамочном предусмотрено заключение договора, то возникает возможность к понуждению к заключению договора, а если конкретные договоры заключены, то условия рамочного договора применяются субсидиарно, приоритет имеют нормы конкретного договора. Опционный договор по-сути – продажа права на заключение договора путем акцепта безотзывной оферты и сама безотзывная оферта передается вместе с правом на заключение договора. Лицо, получившее такую безотзывную оферту, может по своему усмотрению в пределах предусмотренного договором срока заключить договор, но может и продать его. Т.о. появляется нормальный объект оборота – право на заключение договора – который уже давно используется на фондовом рынке.
8.21. В части расторжения договора ввели требование об определении обстоятельств, при наступлении которых сторона может воспользоваться правом на односторонний отказ от исполнения договора. Также предусмотрено, что если при наступлении обстоятельств, которые дают стороне право отказаться от исполнения договора, эта сторона в разумный срок не воспользовалась правом, либо иным образом подтвердила действие договора, то она вовсе лишается права на такой отказ в связи с данным обстоятельством.